На современном этапе oт выпускникoв шкoл требуется высoкий уровень самoстoятельности, развитое прoдуктивное мышление и ряд других неoбходимых личностных качеств. Совершенно естественно, что меняются методы, сoдержание и формы образовательного процесса, которые помогают будущим выпускникам в подготовке к будущей успешной трудовой деятельности.
Выбор методoв oбучения находится в зависимости от новых ориентиров образования. Согласно требованиям ФГОС, современный учитель должен искать новые подходы к преподаванию иностранного языка (в дальнейшем ИЯ). Преподаватели сегодня все чаще стремятся использовать интерактивные технологии, одним из примеров таких технологий при обучении ИЯ является проектная деятельность.
В данной статье мы попытаемся выявить специфику использования проектной методики на уроках ИЯ и определить условия его эффективности при обучении английскому языку.
Как известно, в методике дается несколько определений понятия «метод проектов». В частности в Педагогическом энциклопедическом словаре метод проектов описывается как «система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов» [5, с. 527]. По мнению авторов, опыт апробации метода проектов показывает, что данная педагогическая технология не должна быть доминирующей, но она может органично вплетаться в образовательный процесс [5, с. 527].
В нашем исследовании мы рассматриваем метод проектов на основе определения, предложенного Е.С. Полат [6, c. 3-9], согласно которому в его основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Заметим также, что, если речь идет о методе проектов, то имеется в виду «именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [6, с. 4].
Рассмотрим типологию проектов, предложенную Е.С. Полат. [6, с. 6], в которой вводятся понятия, как: “доминирующая деятельность”, “предметно-содержательная область”, “характеры координации проектов и контактов”.
Отличительные особенности проектов, предназначенных для обучения ИЯ, заключаются в следующем:
· использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
· акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);
· выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся;
· отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;
· наглядное представление результата.
Н.Д. Гальскова [2, с. 372] определяет цель обучения ИЯ во всех типах школ в качестве иноязычной речевой деятельности (ИРД), как средство межкультурного взаимодействия.
Для успешного формирования у школьников необходимых компетенций ИРД, на уровне, определённом программой и стандартом, необходима активная устная практика. Для того чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия необходимо не только знакомить их со страноведением, но и искать способы включения их в активный диалог культур. Таким образом, основная идея метода проектов на уроках ИЯ заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую владения определёнными языковыми средствами.
К основным этапам проектной деятельности Е.С. Полат [6, c.3-9] относит: планирование в классе, выполнение проекта, возвращение в класс, презентация проекта, контроль.
К основным принципам оценивания проекта автор [6, c.3-9] относит следующие:
- оценку следует выставлять за проект в целом;
- необходимо очень осторожно подходить к исправлению ошибок.
Основной базой для нашего исследования были уроки английского языка в Н(ч)ЭОУ «Гимназия им. В.В. Давыдова» в г. Набережные Челны, в ходе которых проводилась проектная работа. Так, в 3 классе проводился проект на тему «Food», предложенный учащимся с целью закрепления лексического материала. На начальном этапе работы ученики разделились на несколько групп и составили меню для своих придуманных ресторанов. Меню должно было включать название ресторана, названия блюд, напитков, цен, затем учащиеся презентовали свои результаты классу. Данная практика позволила учащимся 3 класса усвоить лексический материал на должном уровне.
Одним из примеров использования метода проектов может служить проектная деятельность в 7 классе, в рамках которой учащимся был предложен проект на тему «Russia». На первом этапе данного проекта учащиеся самостоятельно занимались поиском информации о достопримечательностях России, которые они посещали или хотели бы посетить. На следующем этапе они оформляли стенгазеты и компьютерные презентации с интересными фотографиями и видео-файлами, которые они защитили в назначенный срок. В конце каждой презентации состоялось обсуждение, при активном участии слушателей, которые задавали вопросы на выявление уровня усвоения информации. В результате проектной работы учащиеся показали качество знаний по теме 90%.
Подобным примером может служить проект по теме «School» в 4 классе. На первом этапе своей работы над проекта ученики выбирали тему из списка (школьное расписание, расположение мебели в классе, мои школьные принадлежности). Одна группа разрабатывала расписание уроков, другая описывала расположение мебели в кабинете с использованием конструкции there is/there are, третья группа описывала школьные принадлежности. В назначенный день учащиеся представляли свои работы перед всем классом.
Итак, метод проектов представляет собой эффективный способ организации педагогического процесса, в основе которого находятся взаимодействии педагога и воспитанников, самостоятельная деятельность учеников на основе их личностных потребностей, особенностей и опыта, ведущей к практическим результатам.
Использование метода проектов в обучении ИЯ предполагает преимущественно групповую работу с акцентированием коммуникативной стороны процесса, дополнительную работу по отбору языкового материала, важность представления результатов, учет особенностей коллектива.
Библиографический список
- Борисова Е.М. Проект на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. – 1998. – № 2. – С. 27-31.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова. – М.: АРКТИ, 2000. – 372 с.
- Зимняя И. А. Проектная методика обучения английскому языку [Текст] / И. А. Зимняя, Т. Е. Сахаров // Иностранные языки в школе. – 1999. – №3. – С. 9-15.
- Мартынова Т. М. Использование проектных заданий на уроках английского языка [Текст] / Т. М. Мартынова //Иностранные языки в школе. – 1999. – №4. – С. 19-21.
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – 3-е изд., стер. – Москва: Большая российская энциклопедия, 2009. – 527 с.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3-9.