Проблема воспитания представляет собой одну из наиболее дискуссионных в современной педагогике, в том числе профессиональной. Конечно, этот вопрос множество раз освещался в научных исследованиях, но все же изменения в обществе, системе образования и государстве актуализируют разработку новых концепций воспитания, которые будут применимы к современным реалиям.
Следует дать определение данному понятию. Так, известный исследователь П.И. Пидкасистый определяет воспитание в качестве целенаправленной подготовки обучающихся к жизни в социуме, которая осуществляется посредством функционирования специально организуемых структур. Помимо этого, воспитание можно рассматривать как целенаправленную содержательную профессиональную деятельность преподавателя, которая непосредственно содействует развитию личности обучающегося, его вхождению в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни [2]
И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, В.А. Сластенин и А.И. Мищенко считают, что процесс воспитания включает в себя три ключевых аспекта: ценностно-деятельностный, социально-нормативный и индивидуально-смысловой [3].
Г.А. Гущина в своей работе «Актуальные проблемы профессионального воспитания студентов вузов» отмечает, что профессиональное воспитание создаёт необходимые условия для приобщения будущего специалиста к осознанию личностной ответственности за собственный выбор, формированию установки на саморазвитие себя как квалифицированного специалиста [1]. Следовательно, необходимо, чтобы система профессионального обучения в образовательной организации формировала собственную уникальную воспитательную среду, в рамках которой студент как личность будет иметь возможность выбирать и осваивать различного траектории профессионального становления.
Многоуровневое интегрированное профессиональное образование создаёт определённые предпосылки для формирования специалиста, обладающего интегральными качествами и владеющего интегральным мышлением.
Взаимопроникновение, синтез и взаимодействие содержания различных уровней профессионального воспитания непосредственно влияют на становление квалифицированного специалиста, формирование его личностной целостности.
Далее следует выделить субъективные элементы современного профессионального воспитания:
- навыки владения культурой системного подхода в профессиональной деятельности и методическими принципами её осуществления;
- умения восприятия современного общества, нахождения в единстве с ним, целостного адекватного восприятия процесса собственной профессиональной деятельности и полученных результатов;
- навыки адаптации к постоянным изменениям и преобразованиям, прогнозирования этих процессов, подготовки к разрешению будущих проблем и задач;
- качества толерантности обучающихся в собственной деятельности и высказываемых суждениях.
Всё это предъявляет достаточно серьёзные требования к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях профессионального обучения.
Библиографический список
- Гущина Г.А. Актуальные проблемы профессионального воспитания студентов вузов // Сибирский педагогический журнал. 2007. №15.
- Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 608 с.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 512 с.