УДК 37.04

ВОСПИТАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Воронцов Александр Максимович1, Дубровин Никита Алексеевич1, Грибина Галина Александровна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье анализируется воспитание как важнейший компонент квалифицированной подготовки специалистов в рамках профессионального образования. Авторы характеризуют понятие воспитания, выделяют значение эффективной организации воспитательного процесса в образовательной организации профессионального обучения. В статье выделяются ключевые аспекты профессионального воспитания: ценностно-деятельностный, социально-нормативный и индивидуально-смысловой. Авторами были выделены субъективные элементы современного профессионального воспитания.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Жидков А.А., Гордеев К.С., Воронцов А.М., Дубровин Н.А., Грибина Г.А. Воспитание в профессиональном образовании // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/01/35478 (дата обращения: 05.10.2021).

Проблема воспитания представляет собой одну из наиболее дискуссионных в современной педагогике, в том числе профессиональной. Конечно, этот вопрос множество раз освещался в научных исследованиях, но все же изменения в обществе, системе образования и государстве актуализируют разработку новых концепций воспитания, которые будут применимы к современным реалиям.

Следует дать определение данному понятию. Так, известный исследователь П.И. Пидкасистый определяет воспитание в качестве целенаправленной подготовки обучающихся к жизни в социуме, которая осуществляется посредством функционирования специально организуемых структур. Помимо этого, воспитание можно рассматривать как целенаправленную содержательную профессиональную деятельность преподавателя, которая непосредственно содействует развитию личности обучающегося, его вхождению в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни [2]

И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, В.А. Сластенин и А.И. Мищенко считают, что процесс воспитания  включает в себя три ключевых аспекта: ценностно-деятельностный, социально-нормативный и индивидуально-смысловой [3].

Г.А. Гущина в своей работе «Актуальные проблемы профессионального воспитания студентов вузов» отмечает, что профессиональное воспитание создаёт необходимые условия для приобщения будущего специалиста к осознанию личностной ответственности за собственный выбор, формированию установки на саморазвитие себя как квалифицированного специалиста [1]. Следовательно, необходимо, чтобы система профессионального обучения в образовательной организации формировала собственную уникальную воспитательную среду, в рамках которой студент как личность будет иметь возможность выбирать и осваивать различного траектории профессионального становления.

Многоуровневое интегрированное профессиональное образование создаёт определённые предпосылки для формирования специалиста, обладающего интегральными качествами и владеющего интегральным мышлением.

Взаимопроникновение, синтез и взаимодействие содержания различных уровней профессионального воспитания непосредственно влияют на становление квалифицированного специалиста, формирование его личностной целостности.

Далее следует выделить субъективные элементы современного профессионального воспитания:

-                   навыки владения культурой системного подхода в профессиональной деятельности и методическими принципами её осуществления;

-                   умения восприятия современного общества, нахождения в единстве с ним, целостного адекватного восприятия процесса собственной профессиональной деятельности и полученных результатов;

-                   навыки адаптации к постоянным изменениям и преобразованиям, прогнозирования этих процессов, подготовки к разрешению будущих проблем и задач;

-                   качества толерантности обучающихся в собственной деятельности и высказываемых суждениях.

Всё это предъявляет достаточно серьёзные требования к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях профессионального обучения.


Библиографический список
  1. Гущина Г.А. Актуальные проблемы профессионального воспитания студентов вузов // Сибирский педагогический журнал. 2007. №15.
  2. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 608 с.
  3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 512 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация