Клубы по интересам и любительские объединения − это добровольные объединения группы людей, основанные на единстве целей, общих интересов. Одной из особенностей клуба является наличие определенной категории людей, с которой ведется работа в течение какого-то периода времени, а обязательным условием членства в клубе является активное участие в деятельности клуба, дружная работа коллектива и отдых [1].
Самое главное, что пока «кипит» работа, люди общаются в свободной и непринуждённой обстановке. Более того, это общение очень полезно для членов объединения, так как они узнают новую информацию, обмениваются опытом, а также находят единомышленников и друзей.
Другая особенность объединений и клубов состоит в том, что они организуют свою работу на общественных началах. Потому-то их организация не требует больших финансовых вложений, специальных помещений и профессиональных руководителей [2].
Любительское объединение и клуб по интересам отличаются друг от друга. В отличие от клуба по интересам, в котором из-за подвижности объекта воздействия, состав членов быстро обновляющийся, любительские объединения имеют вполне стабильный состав и представляют малую социальную группу. В отличие от клуба по интересам, у которых, как обычно это бывает, уже есть готовые программы и руководители-профессионалы, любительские объединения сами выбирают, чем и как они будут заниматься.
Рассмотрим классификацию данных объединений. По направлениям деятельности различают объединения художественные, то есть вокальные, театральные, хореографические, вокально-инструментальные, дизайнерские и другие, а также естественнонаучные, технические, декоративно-прикладные, изобразительные, исторические, краеведческие, патриотические, авторские, то есть поэтов, композиторов, писателей и других, спортивно˗оздоровительные, туризма, экологические, любителей животных, растениеводства, рыболовов, охотников и другие.
По возрастным особенностям бывают такие объединения:
- клубы для ветеранов;
- молодежные клубы;
- клубы для инвалидов;
- семейные клубы;
- клубы для людей пожилого возраста;
- клубы для детей и подростков;
- и многие другие [3].
Клубы по интересам и любительские объединения создаются организациями-учредителями. Ими выступают органы и учреждения культуры и спорта, учреждения дополнительного образования, учебные заведения, общественные объединения и творческие союзы.
Для того чтобы создать клуб по интересам или любительское объединение, нужно изучить региональные условия развития самодеятельных объединений, определить потенциальных участников самодеятельности, а затем привлечь их к объединению. Для того чтобы определить направление деятельности клуба и найти заинтересованных лиц, можно провести опрос или анкетирование среди жителей района, обучающихся образовательных учреждений и других людей. После этого необходимо определить интересы, сформулировать идеи и воплотить их в жизнь. На заключительном этапе происходит организационное оформление объединения и соответственно «превращение» в коллектив. Также самые активные и инициативные члены из объединения формируют актив, который решает все организационные вопросы, готовит мероприятия, составляет план работы, разрабатывает документацию [2].
Конечно, деятельность любого клуба или объединения подчиняется определенным законам и традициям, которые должны быть документально оформлены. Обязательной документацией является: устав (положение клуба или объединения), программа, план работы, дневник мероприятий, а также список членов [3].
Таким образом, клубы по интересам и любительские объединения являются добровольными объединениями группы людей, сформированные на основе общих задач и интересов. Они отличаются друг от друга по составу. Также существует огромное множество видов данных объединений. Каждый человек может найти своё и заниматься в любом из них тем, к чему у него лежит сердце.
Библиографический список
- «Положение о любительском объединении и клубе по интересам».
- Григорьева Е.И., Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций: Учеб.пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. − 2000.
- Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: Учеб.пособие / Т.И. Бакланова. – М.: МГИК, 1992 – 160 с.
- Бакланова Т.И. Организация и научно-методическое обеспечение худо-жественной самодеятельности: учеб. пособие / Т.И. Бакланова. – М.: МГИК, 1992 – 102 с.