В современном научном сообществе активно дискутируется проблемы снижения рождаемости, трансформации института брака, распространения неполных семей и тому подобное. В настоящее время осуществлено немало исследований, направленных на осмысление этих явлений, причин их возникновения и возможных социально-демографических последствий. Однако, до сих пор не сформирована единая целостная концепция, которая могла бы исчерпывающе объяснить имеющиеся тренды, и дала бы возможность спрогнозировать, каким будет ход процессов рождаемости и брачно-семейной динамики в ближайшем будущем. Концептуальное основание анализа ответственного родительства находится лишь на стадии формирования, однако имеющийся теоретический инструментарий сейчас позволяет объяснить снижение «спроса» на детей, смещение фокуса с численности детей на их качественные характеристики, потребность инвестирования в человеческий капитал ребенка, причины возникновения сознательной бездетности и др. Формирование и функционирование ответственного родительства нуждается в комплексном психолого-педагогическом сопровождении.
Актуальность проблемы является безусловной в контексте снижения рождаемости, ухудшения брачно-семейной динамики, распространения неполных семей, роста масштабов сиротства, наличия случаев жестокого обращения с детьми и т.п. В целом мы отмечаем снижение воспитательного потенциала современной семьи. Философия ответственного родительства должна стать основой как социальных практик, так и современной семейной политики, обеспечить ее ориентацию на удовлетворение интересов родителей и детей, на развитие человеческого и социального капитала.
Среди многих функций, которые выполняет семья, важнейшим является воспитательная. Однако катаклизмы, происходящие в современном россиском обществе, и экономические трудности тормозят адаптацию семьи как социального института к новым условиям настоящего, негативно сказываются на ее воспитательной роли.
Важная роль в формировании ответственного родительства отводится учреждениям образования, и от того, как организована и реализована работа с родителями каждого учебного заведения и каждого его отдельного класса, в значительной степени зависит успешность процесса обучения и воспитания детей. В связи с этим существенно возрастает значимость привлечения родителей, всех взрослых членов семьи к сотрудничеству с педагогическим коллективом, к активному участию в жизни учебного заведения, класса.
Таким образом, содержание педагогической деятельности учителя особенно в начальной школе должно направляться на повышение готовности родителей к воспитанию детей, на осознание ими важности ответственного родительства, на формирование у них педагогической культуры и компетентности.
Цель статьи – на основе теоретического анализа дефиниции понятия «ответственное родительство» определить направления работы по его формированию у родителей (законных представителей) учащихся начальных классов.
Проблема ответственного родительства является комплексной, поскольку находится на грани социологии, психологии, демографии и экономики. Одним из первых, кто использовал экономический инструментарий для объяснения родительского поведения, был американский экономист Г. Беккер (G. Becker). Именно он выдвинул предположение о существовании «спроса на детей» и рассматривал детей как одну из инвестиционных альтернатив: родители могут инвестировать в ребенка, а могут эти же средства и время направить на свое личное развитие или на другие инвестиционные проекты. Вопрос отцовства достаточно активно изучаются психологами, социологами и педагогами. Современные ученые проблемы ответственного родительства изучали в основном в контексте брачно-семейных процессов и социальной политики. Особый вклад в изучение этого вопроса сделали И. Курило (I. Kurylo), Б. Кример (B. Krimer), Э. Либановой (E. Libanova), Л. Слюсарь (L. Sliusar). В то же время этот феномен является малоисследованным и требует основательного изучения, ведь концепция ответственного родительства может стать основой для разработки эффективной семейной политики.
Для нашего исследования особое значение имеют работы, посвященные изучению ответственного родительства в педагогике и психологии. Среди них исследования Н.А. Гительсон, В.Н. Дружинина, И.С. Кона, В.Д. Москаленко, Р.В. Овчаровой, Г.Г. Филипповой.
Рассматривая феномен родительства, необходимо прояснить вопрос его соотношения с семейной системой. Общепринятый взгляд на семью подразумевает наличие в ней кроме супружеской пары еще и ребенка или детей. Семья является исторически конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, а также малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. С этой точки зрения можно включить родительство как подсистему в систему семьи, в качестве относительно самостоятельного образования.
Системный подход предполагает признание семьи как единого целого, единого психологического и биологического организма, признание всеобщих семейных взаимосвязей (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1999).
В современном социуме существенно уменьшилась роль детей: рождение детей больше не связано с экономической необходимостью, потребностью помощи по хозяйству и материального обеспечения в старости, также постепенно теряется роль религиозных запретов. Наряду с этим происходит трансформация образа ребенка: для родителей она превращается в объект любви, обожания и инвестиций (как финансовых, так и эмоциональных), семьи становятся детоцентричными. То есть родительство с простого воспроизводства и экономической необходимости превращается в реализацию социально-психологической потребности супругов, постепенно происходит утверждение ответственного родительства.
В статье мы используем интегральное понятие «родительство», которое отражает равноправное участие мужчины и женщины в воспитании детей в современных семьях (с англ. рarenthood), то есть оно включает как материнство (рождение и воспитание детей женщиной), так и участие отца в воспитании детей.
В литературе сущность родительства как многогранного явления рассматривается как:
- социальный институт, который объединяет два других института – материнство и отцовство (в узком смысле);
- деятельность родителей по уходу, материальному обеспечению, воспитанию, обучению ребенка;
- объективный факт происхождения ребенка от конкретных родителей, заверенный актовой записью о рождении в органах ЗАГС;
- субъективное ощущение человека себя отцом / матерью;
- кровное родство между родителями и ребенком;
- осознание родителями родственной связи с детьми [5, с.45].
Если родительство – это в большей степени биологическое и социальное явление, то ответственное родительство – проявление индивидуальной и социальной ответственности. Ведь сам факт наличия детей не означает, что родители ответственно выполняют свои родительские функции. Компонент ответственности в родительстве имеет дуалистический характер: с одной стороны родители ответственны перед обществом за воспитание его новых членов, с другой – это проявление личной социальной ответственности.
Согласно методологии UNISEF, ответственное родительство предусматривает безопасную физическую среду, присмотр за детьми и их поведением, содействие развитию их социально-эмоциональных и когнитивных компетенций, направление и поддержку в повседневной жизни [6]. По логике этого подхода, ответственное родительство охватывает только воспитание детей, тогда как мы рассматриваем его значительно шире – с учетом этапа, предшествующего рождению ребенка, и поддержки семейных отношений с уже взрослыми детьми. То есть, ответственное родительство предусматривает следующие стадии:
- планирование и рождение детей;
- воспитание и развитие детей;
- поддержание родственных отношений.
Каждый из этих этапов является важным как для родителей (реализация родительской функции), так и для физического и психоэмоционального становления детей.
В настоящее время в России классическое определение «родительства» дифференцировалось на «ответственное родительство» и «инфантильное родительство». Данный феномен обусловлен, прежде всего, потерей духовно нравственных ориентиров, нездорового образа жизни, низким уровнем общей культуры (культуры родительства, коммуникативной, сексуальной культуры и прочих ее компонентов) в среднестатистической российской семье, самоустранение многих родителей от воспитания детей, что порождает многочисленные проблемы в личностном становлении подрастающего поколения.
Сегодня и в педагогической науке, и в обществе много говорят и пишут о семье и школе, признавая их главными источниками развития ребенка, ведь ребенок для семьи – неоценимое сокровище, а для школы – основа деятельности. Как показывает практика, сотрудничество школы и родительской общественности обеспечивает создание для ребенка в школе положительной природной среды, в которой развиваются умения, творческие способности, склонности ребенка.
Опыт работы школы с родителями дает возможность утверждать, что: ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогическое просвещение родителей, привлечение родителей к совместной деятельности, помощь родительской общественности и школы семьям, попавшим в сложные жизненные обстоятельства, привлечение к сотрудничеству различных учреждений, организаций – это путь к созданию крепкой школьной семьи, которая способна обеспечить детям счастливое детство, открытие талантов, исполнения желаний, направление молодого поколения на путь личностного успеха.
Согласно проведенной диагностики, индивидуальной работы с родителями, на основе полученных результатов посещения семей учащихся, изучения документальных данных и поведения ребенка в семье – школа обеспечит определение оптимальных средств, форм, методов социально-психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания, повышение педагогического просвещения родителей и формирование у них ответственного родительства.
У семьи и у школы общая цель – воспитать всесторонне развитую, гармоничную личность, способную реализовать себя в профессиональной, общественной и семейной жизни. Конечный результат совместной воспитательной деятельности семьи и школы – сформированные у ребенка потребности в здоровом образе жизни, развитый интеллект, всестороннее развитие, интеллигентность в общении, эстетическое восприятие мира, понимание ответственности за дальнейшую судьбу общества и государства. Мы считаем, что достигнуть этой цели возможно только при условии, когда в школе создана и должным образом функционирует единая воспитательная среда, когда педагоги и родители разделяют всю ответственность за будущее ребенка, когда семья и школа действует по принципу единства слова и дела, чего на сегодняшний день достичь семье и школе довольно трудно. Противоречия этой проблемы заключаются в том, что общий образовательный уровень родителей неуклонно повышается, а это влечет уверенность в непогрешимости их педагогической позиции. Однако, в практике начальной школы в большинстве случаев постоянно отмечается низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей.
В нашей школе – МБОУ НШ «Прогимназия» накоплен богатый и интересный опыт педагогического просвещения и обучения родительской общественности. Свою задачу мы видим в том, чтобы вся деятельность школы вызывала у родителей доверие, способствовала налаживанию между школой и родителями тесных партнерских отношений. Хотя реалии говорят о том, что в семьях ухудшается морально-психологический климат, часто в них царит отчужденность между детьми и родителями, семейные неурядицы становятся причиной замкнутости ребенка, социального сиротства, переживаний, ощущения собственной вины.
В основе нашего педагогического и психологического обучения родителей лежат следующие основные правила:
- каждый ребенок имеет собственные способности, дарования и мы сможем их развить;
- никогда не сравнивать детей в их успехах или неудачах, каждый ребенок неповторим и индивидуален;
- опираться на принцип достижения успеха, не вспоминать того, что уже в прошлом, двигаться вперед к поставленным целям;
ученик, учитель, семья – равноправные партнеры на протяжении всех лет обучения ребенка в школе.
Мы считаем, что наиболее действенными направлениями в работе с родителями учащихся являются:
Ознакомление с условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка.
Изучение уровня педагогической культуры родителей.
Выявление проблем, которые испытывают родители.
Ознакомление с положительным опытом семейного воспитания с целью его распространения.
Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа.
Помощь родителям в повышении их педагогической культуры, организации семейной жизни как источника самовоспитания ребенка.
Привлечение родителей к участию, организации интересной и содержательной внеклассной деятельности.
Участие родителей в управлении школой, обогащении материальной базы учреждения.
Распространение опыта работы с родителями.
Создание банков научно-методической информации по проблемам семьи, семейному воспитанию.
Практика начальной школы убедительно показывает, что устанавливать связи с родителями нужно еще до того, как их дети придут в первый класс. Уже с этого периода школа берет на себя заботу о формировании педагогической культуры родителей и соответственно – ответственного родительства.
Мы убеждены, что у родителей необходимо формировать позицию ответственного родителя, поэтому просвещение по вопросам психологии, педагогики является главным содержанием работы педагогов в этом направлении. В связи с этим, психолого-педагогическое просвещение необходимо организовывать так, чтобы оно имело опережающий характер, отвечало на вопрос не только настоящего, но и те, которые возникнут у родителей на определенном периоде развития ребенка. Конечно, для этого нужно не только предлагать темы для обсуждения, выступления специалистов, но и учитывать пожелания родителей в подборе темы, создавать ситуацию, когда родитель сам становится руководителем того или иного проекта.
Выводы. Ответственное родительство – это платформа, на основе которой формируются осознанная потребность в детях, необходимые знания для воспитания и развития детей, партнерские отношения между родителями и детьми в течение жизни. Это многогранное явление, которое является синтезом ответственного репродуктивного поведения, ответственного отношения к беременности и родам, ответственного воспитания детей и регулярных положительных коммуникаций в семье. Для становления института ответственного родительства крайне важным является взаимодействие семьи и образовательного учреждения.
Библиографический список
- Валькова Л. Н. Семейный клуб – одна из активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса // Начальная школа. 2010. № 6. С. 25-29
- Гуда Е. В. Формы и методы работы с родителями в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/conf/pedagog/xii/26405
- Леонова А. Семья и воспитание детей: частные изменения или системный сдвиг? / А. Леонова // Отечественные записки. – 2004. – № 4. – С. 60-75
- Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: [учебное пособие] / Р. В. Овчарова. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
- Овчарова Р. В. Психология родительства : учеб. пособие для студентов / Р. В. Овчарова.– М.: Академия, 2005. – 368 с.
- Официальный сайт UNICEF [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unicef.org/earlychildhood/index_69849.html
- Тимарцева Л. В. Изучение истории семьи// Начальная школа. 2008. № 2. С. 67—74