В системе образования значительно усиливается процесс реорганизации – осуществляется работа образовательных стандартов, например, меняется набор специальностей, все чаще создаются альтернативные учебные заведения разного уровня подготовки. Но хотелось бы отметить что, как и прежде значительное внимание уделяется получению теоретических знаний, и совершенно незначительное внимание уделяется непосредственному овладению практическими навыками и умениями работы в условиях меняющейся экономики. Многократно замечено, что выпускники образовательной и профессиональных школ испытывают неопределенность при выборе своей будущей специальности и карьеры. Каждый второй ученик испытывает потребность в специальном консультировании и психологической помощи. Таким образом, проблема на сегодняшний день весьма актуальна, так как ученикам при необходимости все же следует оказывать необходимую помощь и поддержку в выборе профессии.
Основная проблема, что рынок профессий и рынок образовательных услуг в Республике Башкортостан априори практически не связан между собой : так примерно 45% выпускников высших учебных заведений работают совершенно не по заявленной специальности, которой они овладели, около 55% выпускников среднего образования и 65% выпускников технических училищ ежегодно оказываются не востребованными предприятиями и организациями в области. Правильный выбор профессионального будущего является основой самоутверждения в обществе, определения стиля жизни, привычек, другими словами – одним из главных решений в жизни индивида.[4, с.38]
Термин « профессия» означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования.[2, с.5]
Кроме того, понятию « профессия» можно дать следующее обозначение – это достаточно широкий спектр трудовых элементов, но зачастую возникает потребность в определении конкретной работы, которую выполняет индивид, т.е. его специализации. Например, в профессии врач можно выделить такие специализации, педиатр, окулист, дерматолог т.д.
В этом контексте слово «специальность» обозначает содержание образовательной программы подготовки специалиста в учебном заведении. Перечень специальностей утверждается Министерством образования Российской Федерации, каждой специальности присваивается свой номер (например, №02400 – «Психология»). Если в справочнике, для поступающих в высшие учебные заведения, рядом с названием специальности указан ее номер, это значит, что обучение ведется по программам, соответствующим государственным образовательным стандартам.[1, с.6]
Процесс выбора профессии характеризуется многомерностью и плановостью. Для верного, адекватного выбора выпускнику школы приходиться проделать большую и серьезную работу:
- Необходимо проанализировать личные ресурсы (интересы, способности, особенности личности, умения, наклонности и др.);
- Узнать и принять требования избираемой профессии;
- Осознать потенциальные несоответствия личных физиологических и психологических особенностей и особенностей профессий, к которым, появляется симпатия и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий[2, с.53]
Что касается ориентации выбора профессии, то в социально – педагогических науках ее рассматривают в двух аспектах:[3, с.8-9]
1) «ориентированность» – деятельность субъекта, направленная на изучение окружающей действительности в целях получения информации для решения стоящих перед ним задач;
2) «ориентирование» – это деятельность индивидов, которая включает в себя различные способы влияния на человека, для того, чтобы организовать жизнедеятельность в определенном направлении, приводящая его к самоориентированности или самоопределению.
Разумеется, если рассматривать «ориентирование» и «профессиональную ориентацию» в профориентационной работе, то выделяем взаимозависимость и взаимосвязь данных понятий. Таким образом, большое количество экспертов и ученных «профессиональную ориентацию» рассматривают как систематическое, планомерное воздействие на обучающегося, вступающего в самостоятельную жизнь. А вот что касается понятия профориентации, так здесь можно отметить, что в настоящее время отсутствует единая формулировка понятия данного действия, это, скорее всего, объясняется тем, что это междисциплинарная проблема, и различия в подходах к ее определению обуславливаются разными основаниями.[3, с.10]
В теории профориентации разработка критериев и показателей готовности школьников к выбору профессии осуществлена в исследованиях С. И. Вершина, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова и др. С.И Вершина определяет следующие критерии эффективности профориентационной работы, в качестве которых представлены:[2, с.17]
- Информированность обучающихся о профессиях и путях ее получения
- Наличие у старшеклассников потребности в обоснованном выборе профессии
- Осознание школьниками социальной значимости труда
- Степень развития самопознания школьника
- Наличие у учащихся обоснованного профессионального плана. [2, с.17]
Главная цель профориентационной работы в школе заключается в активации процесса формирования психологической готовности обучающихся к социально – профессиональному самоопределению, выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным физическим и психологическим особенностям, и запросам рынка труда региона в рабочих кадрах и специалистах.
Общеобразовательные школы обеспечивают: [3,с.16]
- Профориентационную направленность педагогического процесса.
- Проведение систематической, комплексной и квалифицированной профориентационной деятельности.
- Формирование у обучающихся сознательного подхода к выбору профессии в соответствии с профессиональными склонностями, интересами, состоянием здоровья, индивидуальными особенностями.
- Организацию профессионального информирования, просвещения и консультирования обучающихся, их родителей и педагогов, проведение психологической диагностики обучающихся и др. [3,с.17]
Профориентационная работа со школьниками предполагает решение следующих задач: информационно – справочных, диагностических, психологической поддержки и принятиям участника конкретного решения в выборе профессии. [3,с.28]
- Информационно – справочная задача решается с помощью профессиограмм, видеопрофессиограмм, справочной литературы, информационно – поисковой систем.
- Диагностическая задача направлена на познание школьника самого себя, может быть решена с помощью психодиагностических методик. Например: беседы, тесты, интервью.
- Задача психологической поддержки самоопределяющегося школьника может быть решена с помощью деловых, ролевых профориентационных игр. Например: квест.
- Принятие конкретного решения о выборе профессии может быть обеспеченно различными схемами принятия решения, например, схемой альтернативного уровня, методикой уточнения выбираемой профессии.[3,с.29]
Таким образом, представленная информация свидетельствует о том, что школа является лишь составным звеном в профориентационной деятельности человека, и нельзя игнорировать тот факт, что в формировании профессиональной направленности личности важна субъектная позиция –процесс делания человеком себя. Как отмечает Н. А. Льюри, «все взрывы а также диссонансы современного образования должна преодолеть сама личность, ее самость, сам воспитуемый, обучаемый посредством неких возможностей, которые у него, безусловно, имеются, их надо только выявить, раскрыть, реализовать». [2, с.21]
Библиографический список
- Ананьева Е. Г. Выбор профессии. Энциклопеция для детей. Аванта. 3-е изд. СПб, 2014. – 564С.
- Коллективный автор. «Региональный подход к организации профессиональной ориентации молодежи», 2016. – 352С.
- Парнов Д. Кем быть? Секреты выбора профессии.2014. – 71С.
- Романов Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. – 464 С.
Количество просмотров публикации: Please wait