SWOT-анализ – это анализ фактического положения и стратегических перспектив компании, который является возможным благодаря изучению сильных и слабых сторон компании, ее внешних возможностей и факторов риска. Но данный тип анализа применяется и в других сферах, например, государственные органы власти проводят SWOT-анализ социально-экономического развития регионов, применим он и в повседневной жизни – личностный SWOT-анализ. В данном случае проводится SWOT-анализ концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Рисунок 1. Составляющие SWOT-анализа
Проведем SWOT-анализ концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года:
1. Сильные стороны:
- государственный характер концепции, что обеспечивает ее обязательно исполнение на всей территории Российской Федерации, что позволит увидеть результат выполнения концепции по всей стране;
- направление на решение разноплановых задач: в области уменьшения уровня смертности, укрепления здоровья населения, повышения рождаемости, укрепления института семьи и привлечения мигрантов; что говорит о комплексном характере концепции. Нацеленность на решение не одной конкретной проблемы, а нескольких самых насущных в купе дает ощутимый положительный результат;
- стратегический характер концепции, что обеспечивает основу для принятия решений в области демографии, создает фундамент для достижения целей в будущем;
- результативность мер, указанных в концепции (достижение на настоящий момент численности населения, которую данной концепцией планировалось достигнуть к 2025 году);
- взаимодействие государственных органов с институтом гражданского общества, что необходимо для более эффективного доведения до людей целей и задач концепции; совместного решения ее задач и достижения ее целей; укрепляет взаимное доверие граждан и государства.
2. Слабые стороны:
- концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года предлагает направления решений задач и достижения целей, указанных в ней, а не указывает конкретные действия, что ведет к недопонимаю государственными органами регионов страны конкретных действий, которые требуются от них в данном случае;
- отсутствие закрепленных в концепции показателей оценки эффективности реализации государственной демографической политики, что делает невозможным измерение результатов ее проведения субъектами страны;
- в данной концепции нет указание на то, какой орган государственной власти является ответственным за ее реализацию, что говорит о совместной ответственности за ее исполнение нескольких государственных и муниципальных органов и распылении усилий по ее реализации между ними, что снижает эффективность ее исполнения.
3. Угрозы:
- недостаточное количество бюджетных средств субъектов Российской Федерации, выделяемых на реализацию мер, указанных в данной концепции (по состоянию на 01.01.2016 дефицит бюджета Центрального федерального округа составил 115 699,02 млн. руб., Северо-западного федеральный округа – 43 886,05 млн. руб., Южного федерального округа – 54 949,21 млн. руб., Северо-кавказского федерального округа - 15 394,62 млн. руб., Приволжского федерального округа – 113 302,50 млн. руб., Уральского федерального округа – 13 282,48 млн. руб., Сибирского федерального округа – 91 985,22 млн. руб., Дальневосточного федерального округа – 20 529,64 млн. руб.;
- не достижение целей, определенных концепцией, что может быть определено недостатком ресурсов субъектов Российской Федерации и другими причинами, перечисленными в пункте «Слабые стороны»;
- несогласованность действий федеральных государственных органов РФ с органами субъектов РФ в реализации концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, что обусловлено их слабой связью из-за многочисленности последних.
4. Возможности:
- конкретизация действий, предлагаемых данной концепцией для решения демографических проблем страны, что повысит эффективность ее исполнения субъектами Российской Федерации, так как власти субъектов будут точно знать, какие шаги им следует предпринимать;
- создание государственного органа, контролирующего реализацию данной концепции, что позволит сосредоточить все полномочия по реализации концепции в рамках одного органа, который будет выступать стратегическим штабом, ответственным за ее выполнение;
- выделение государством дополнительных средств субъектам РФ для реализации концепции, что обеспечит достаточное количество ресурсов на выполнение задач, поставленных концепцией.
Вывод: концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года имеет высокий потенциал для достижения поставленных ею целей, так как имеет все необходимые для этого предпосылки и условия. Концепция уже доказала свою эффективность на первых двух этапах реализации, и ее возможности, выделенные в ходе SWOT- анализа говорят о ее высоких перспективах в будущем.
Библиографический список
- Антонова, Н. Л. Демография : учеб.-метод. пособие / Н. Л. Антонова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 154 с.
- Архангельский, В. Н. Демографическая политика. Оценка результативности: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Н. Архангельский, А. Е. Иванова, Л. Л. Рыбаковский ; под ред. Л. Л. Рыбаковского. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 206 с.
- Баканов Г.Б. Стратегический менеджмент. Курс лекций. – Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ, 2014. – 367 с. Борисов, В. А. Демография — М.: Издательский дом NOTABENE, 1999, 2001. — 272 с.