МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ – КОУЧЕЙ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Клеймюк Николай Михайлович
Московский педагогический государственный университет
студент магистратуры

Аннотация
В статье говорится о методике оценки знаний и навыков специалистов - коучей.

Ключевые слова: ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Клеймюк Н.М. Методика оценки психологической готовности специалистов - коучей к практической деятельности // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/05/25828 (дата обращения: 04.03.2024).

Научный руководитель:

зав. кафедрой психологии и педагогики, к.п.н.

Пучкова Елена Борисовна

В начале своей статьи мне хочется выразиться о коучинге красивой метафорой – коучинг, как полноводная река, берет свое начало из двух родников – психологии и спортивной сферы.

Профессор Гарварда Тимоти Голви, одновременно более 30 лет назад работавший тренером по теннису и гольфу, обратил внимание на то, как проходят тренировки. Традиционные представления о тренировках включали в себя только вопросы передачи технических навыков от тренера к спортсмену.  Голви начал популяризировать мысль о том, что успехи в спорте определяются еще и внутренним настроем игрока. Он начал работу со спортсменами, обращая внимание на их душевное состояние, и заметил потрясающие изменения.

Результаты были столь впечатляющи, что он не замедлил написать книгу «Внутренняя игра в теннис», следом последовала еще одна «Внутренняя игра в гольф». В них он кардинально перевернул представление о тренировках спортсменов. На обложках его книг слово «внутренний» означает не технику работы человека со своим телом, а внутреннее психологическое состояние игрока, означает работу со своим духом.

- Самый трудный соперник для спортсмена,- говорил Тимоти, – не товарищ напротив, а тот, кто сидит в твоей же собственной голове, внутри тебя.

Тимоти пришел к выводу, что тренер (по – английски «коуч») это прежде всего психологический наставник. Он должен помогать справляться спортсмену с внутренней нерешительностью, сомнениями, естественными переживаниями и только тогда у последнего открываются невероятные внутренние скрытые резервы.

Эти простые мысли были подхвачены специалистами не только в спорте, но и в самом широком спектре человеческих взаимоотношений – биржевыми аналитиками, консультантами, психологами, бизнес тренерами, наставниками, менеджерами и т.д.  Родилось широкое движение, охватившее многие и многие страны мира. Стало очень популярным иметь личного специалиста – коуча не только спортсменам, но и работникам множества других профессий. Не отставали от процесса и руководители множества предприятий и фирм. Коучей с удовольствием стали нанимать на работу не только, так сказать, «поштучно», но и создавая целые штаты специалистов.

Более того, в данное время коучинг законодательно введен как обязательный атрибут при открытии новых фирм и предприятий в таких странах, как Норвегия, Швейцария, Япония, Голландия, Швеция и многие другие. Законом вменяется, что в штатах фирм должны состоять не только бухгалтера, менеджеры, юристы и другие специалисты, но и коучи. Это сделано для того, чтобы предприятия имели успех изначально с момента своего зарождения, чтобы была здоровая конкуренция. При этом развиваются  не только предприятия, но и совершенствуется общество. Стоит упомянуть, что подавляющее большинство всемирно известных фирм уже давно содержат штаты коучей, это Сименс, Бош, Сони, Тойота, Вольво, Найк и множество других фирм и предприятий.

Поначалу специалисты, помогающие в развитии, имели самые различные наименования. Но со временем это движение приобрело свое устоявшееся и общепризнанное название – «коучинг».  Появились выдающиеся последователи коучинга. Например, Томас Леонард, работавший финансовым аналитиком. Он ввел коучинг в процесс личностного роста клиентов, что невероятным образом положительно сказалось на всех аспектах жизни его подопечных. Но мировое сообщество специалистов – коучей благодарно ему еще и за то, что он объединил их в большую организацию – Международную федерацию коучей (ICF). Разработал почти три десятка профессиональных программ, которые до сих пор с успехом используются коучами во всем мире. Томас Леонард — автор ряда специализированных книг.

Также можно отметить и Джона Уитмора, всемирно известного консультанта, который начал применять коучинг и в бизнесе. Его слова – «коучинг не учит, а помогает учиться» – стали девизом для многих тысяч коучей. Приведем широко известное высказывание Уитмора, которое часто повторяют его последователи: «Философия коучинга основана на убеждении, что любой человек может гораздо больше, чем кажется. Просто его способности скрыты, заблокированы внутренними психологическими проблемами. Скажем, страхом потерпеть неудачу. Убери страх — и деятельность человека, его деловые способности сразу улучшатся. Эту задачу и выполняет коучинг. Но не обучая новому, а, так сказать, расчищая внутренние завалы».

Благодаря широкой просветительской деятельности Уитмора, коучинг главным образом обосновался в США и Великобритании. В Великобритании на сегодняшний день существуют две организации, которые занимаются данным вопросом: Ассоциация профессиональных наблюдателей и коучей (APECS) и Европейский совет по коучингу и наставничеству (EMCC). В этой стране государство даже финансировало разработку стандартов и правил коучинга, а для того чтобы стать коучем, человек должен выдержать проверку на компетентность.

Одним из наиболее известных британских коучей является Майлз Дауни — основатель Европейского совета по коучингу и наставничеству. Дауни много выступает с популярными лекциями о коучинге. Он уверен, что людям мешают внутренние установки и комплексы, например, страх перед критикой руководителей, неверие в собственные силы и т.д. Находя решения проблемы самостоятельно, люди забывают о комплексах и обретают невероятную уверенность.

Стоит упомянуть и знаменитую Мерилин Аткинсон. Мерилин более чем в 20 странах мира основала Университеты Коучинга, в том числе и в Москве. При этом коучинг как предмет давно уже превратился из модного курса в академическую дисциплину.  Аткинсон учит, что «у каждого уже есть все необходимые ресурсы для того, чтобы реализовать задуманное. Нужно лишь правильно эти ресурсы освободить. Это можно сделать как самостоятельно, так и при помощи профессионального коуча».

В России коучинг появился в начале 90 годов и стал стремительно распространяться. Результаты коучинга настолько впечатляют, что всё больше и больше людей обращаются к профессиональным коучам не только по вопросам ведения бизнеса, но и для профессионального и личностного развития и совершенствования, для решения семейных вопросов.

Популяризация коучинга идет невиданными шагами, ежегодно издаются десятки книг, проводятся многочисленные конференции, выпускаются сотни специалистов – коучей. Для многих людей уже не стоит вопрос – а что это такое коучинг? Для них становится престижным на вопрос – «а ты обращался к коучу?» –  с удовлетворением ответить – «да!»

В ответ на возрастающие потребности общества, развития бизнеса и совершенствования человеческих взаимоотношений возникает необходимость более качественной  подготовки специалистов – коучей. Становятся более строгими и тщательными требования к подготовке – в результате неизмеримо улучшается качество и профессионализм коучей.

Существуют общепризнанные мировым сообществом коучей и официально утвержденные Международной Федерацией Коучинга (ICF) требования к специалистам, выраженные в обязательном знании и использовании в практической деятельности 11 компетенций коучинга. Проверка указанных компетенций проводится (за плату) по достижении специалистом определенного количества часов консультирования. В данное время они составляют 100 часов (уровень ACC – ассистент), 500 часов (уровень MCC – мастер), и 2500 часов (уровень PCC – профессионал). Необходимо отметить, что проверка является сугубо добровольным делом специалиста. Никто не вправе заставить проходить проверку. При этом специалист, не прошедший или не желающий проходить проверку знаний и компетенций, имеет полное право продолжать проводить любые консультации и тренинги. Но как специалист – коуч он не может быть признан мировым сообществом коучей.

Проверка включает в себя около 150 вопросов – небольших кейсов с несколькими предложенными вариантами ответов, один из которых является верным.

Эти кейсы применяются для уже действующих специалистов, имеющих регулярную практику.

А для специалистов, недавно закончивших обучение, как оказалось, не существует проверки знаний использования 11 компетенций. А также нет их и для специалистов, переходящих с одного места работы на другое. Или по различным причинам имеющим перерыв в работе.

Возникает вопрос – а как специалиста можно проверить на знание им компетенций и навыков работы? Ведь любой работодатель обязан ориентироваться, прежде всего, на эти компетенции. К тому же, а как проверить возможности и знания выпускников академических факультетов коучинга? Наличие диплома в наше время не является общепризнанным фактором психологической готовности специалиста работать с клиентами.

В нашей магистерской диссертации предлагается устранить эти пробелы разработанной методикой оценки 11 компетенций. Методика представляют собой полностью адаптированный вопросник к российским условиям работы, что является важным отличием от кейсов (вопросника), предоставляемых для ответов из Канады, где расположена штаб – квартира ICF) . Каждую компетенцию предлагается проверять несколькими вопросами – от 3-х до 10-ти. Возьмем для примера компетенцию № 3. Она называется – «Установление доверительных отношений с клиентом» и состоит из 6 пунктов.

Итак, что собой представляет установление доверительных отношений с клиентом? Это умение создать обстановку безопасности и поддержки, обеспечивающую постоянное взаимное уважение, эмпатию, доброжелательность, понимание и доверительное отношение.

Компетенция включает в себя следующие пункты:

Коуч:

1. Выказывает истинную заботу о благополучии и будущем клиента;

2. Постоянно демонстрирует свою собственную целостность, честность и искренность;

3. Заключает ясные соглашения и выполняет обещания;

4. Демонстрирует уважение к восприятию клиента, его стилю обучения и к личности клиента;

5. Обеспечивает постоянную поддержку и поддерживает новые модели поведения и действия, включая те из них, что касаются принятия какого- либо риска и боязни неудачи;

6. Спрашивает разрешения клиента на проведение коучинга в новых, ещё непривычных для клиента областях.

Для каждого из этих пунктов предлагается вопросник, состоящий из слов – (всегда, как часто, иногда, никогда). Вопросы к пунктам могут звучать вариантно. Например, один из вариантов – «Как часто Вы используете этот пункт в своей работе?»  Или: – «Как часто предполагаете использовать этот пункт в своей деятельности?» Или: – «Необходим ли, по вашему мнению, этот пункт для оценки деятельности коуча?» Каждый вариант ответа соответствует определенному баллу. По сумме баллов можно успешно оценивать психологическую готовность специалиста к использованию той или иной компетенции.

Работодатель, предлагая специалисту пройти тестирование, может более грамотно и уверенно оценивать способности последнего. Ведь специалист допускается к разнохарактерным клиентам, к тому же находящимся во время каждой сессии в различных психологических состояниях. И умение специалиста правильно себя преподнести, вызывая доверие клиента, а также наличие у коуча способностей разрешать проблемы, предвидеть «подводные камни» и т.д. является важным и значимым в его работе. Данные умения и навыки способствуют росту мастерства и компетентности и увеличивают приток новых клиентов.

Данное тестирование возможно проводить в любых случаях по желанию работодателя. При приеме специалиста на работу вне зависимости от его предыдущих регалий, при периодической аттестации сотрудников, например, ежегодной проверки знаний, умений и навыков. Также может применяться после перерывов в работе и в любых других случаях. Определение баллов по каждой позиции помогает понять специалисту и работодателю «узкие» места в области знаний и умений и, соответственно, направить силы на устранение выявленных пробелов.

Таким образом, предлагаемая система является не только контролирующей, но и стимулирующей системой.  В руках у работодателя появляется действующий инструмент достоверной оценки знаний его работников.

Надо заметить, что интерес к данной магистерской диссертации проявили уже многие известные специалисты и работодатели, а также преподавательский состав ведущих ВУЗов страны. При этом мы уверены, что указанная работа явится базовым инструментом в деле оценки многих российских специалистов не только в сфере коучинга, но и в самых различных сферах консультирования. Ведь предлагаемые вопросы можно вполне успешно использовать практически в большинстве видов сферы консультационных услуг. Например,  разделы этики, постановки сильных вопросов, слушания, создания доверительных отношений и другие в обязательном порядке применяются везде.

И создание единообразной методики оценки компетенций специалистов самых различных направлений явилось бы мощным объединяющим началом в деле структуризации огромного разнообразия оказываемых услуг населению.

Таким образом, предлагаемая методика является первым важным объединяющим шагом специалистов самых различных направлений психологии. Работа по следующим шагам продолжается и скоро будет представлена на всеобщее рассмотрение всего психологического сообщества России.

В этой статье выносится предложение к российскому коуч – сообществу, которое заключается в том что, на наш взгляд, желательно проводить периодическую (раз в год или в два) оценку специалистов вне зависимости от наработанных часов консультирования.  Это будет стимулировать коучей повышать свой уровень образования, заниматься саморазвитием и совершенствованием своих навыков, следить за последними достижениями в области теории и практики коучинга.

Таким образом, услуги для населения будут предоставляться более качественно, что будет способствовать более грамотному разрешению жизненных проблем граждан страны.



Все статьи автора «Клеймюк Николай Михайлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: