Наименование жанра, как и сам жанр, впервые появилось в сфере обслуживания, еще в дореволюционной России, например, отзывы оставляли в железнодорожных кассах, только в те времена их называли «жалобы». Большее распространение они получили в советскую эпоху, когда были созданы специальные «Книги жалоб и предложений» [1].
Главное назначение их – служить инструментом государственного контроля, обращая внимания на оценку, выражаемую в отзыве.
Отзыв в XXI веке становится все более распространенным речевым жанром. Его популяризации способствует:
1) возможность общения и в устной (например, видео-отзыв), и письменной формах;
2) отсутствие пространственно-временных ограничений;
3) мгновенная скорость передачи информации;
4) возможность копирования и передачи информации в сети Интернет . «Интернет обладает свойствами, сходными с механизмом действия толпы: и в том, и в другом случае имеется реализующийся по-разному технически феномен неуправляемой никем структуры и «случайной среды»» [2]
5) интерактивность коммуникации в Интернете:
а) прямой диалог с аудиторией;
б) обратная связь в режиме онлайн;
в) общение как аудитории с коммуникантом, так представителей аудитории между собой;
7) свобода выбора темы, жанра, адресатов, языковых средств воплощения и т.д.
Языковое воплощение речевого жанра отзыва в сфере интернет коммуникации очень широкое. Он имеет свою специфику на разных уровнях языковой системы.
Лексико-семантический.
Самую большую группу составляют лексемы с семантикой оценки, что закономерно для РЖ отзыва, т.к. он является разновидностью оценочного жанра. Именно они являются главными маркерами этого жанра. Их употребление указывает на степень качества, соответствия тем или иным требованиям, путем обращения к «шкале» ценностей, принятых в обществ: «ОТЛИЧНЫЙ фотоаппарат», «ВОЛШЕБНАЯ процедура».
Группа слов с оценочной семантикой может быть разделена на два больших пласта. Для одного – коннотативная сема ‘достоинство’ (как обозначение положительных качеств), для другого – ‘недостатокʼ (как обозначение отрицательных качеств).
С коннотативной семой ‘достоинство’:
«УДОБНЫЙ диван»;
«КАЧЕСТВЕННЫЙ тонометр»;
«ПРОСТОТА И УДОБСТВО в использовании»;
«Чемодан ВМЕСТИТЕЛЬНЫЙ, можно брать все».
С коннотативной семой ‘недостаток’:
«МАРКИЙ рюкзак»;
«НЕАККУРАТНО СДЕЛАННЫЙ, ШЕРШАВЫЙ комод»;
«СЛАБЫЙ кондер»;
«ОЧЕНЬ ХРУПКИЙ экран».
Словообразовательный уровень.
Словообразование участвует в создании смыслов текста, поэтому неологизмы отражают наиболее значимые для коммуниканта элементы.
Новые лексемы образуются разными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, путем сложения основ и целых слов.
Неологизмы крайне популярны в сфере интернет-коммуникации, в частности для РЖ отзыва в Интернете. Частотны лексемы, образованные путем сложения целых слов или основ слов. Важно отметить, что соединяться могут как два иноязычных слова или два русских слова, так и слова разного происхождения:
- «китайфон» ‒ китайская техника;
- «автоживность» ‒ любой автомобиль или его комплектующие (в зависимости от контекста);
- «кинорубль» ‒ скидки на поход в кино или театр (служат как поощрения покупателю, бонусы);
- «килорубль» ‒ одна тысяча рублей;
- «мотофишки» ‒ особенности мобильных телефонов (от названия фирмы – производителя телефонов «Motorola»).
Грамматический уровень.
Для РЖ отзыва характерно использования личных местоимений и глаголов в соответствующей форме (1-ого, 2-ого лица единственного и множественного числа), что способствует персонификации отзыв, т.е. создаётся «образ автора»:
- «ПРОЧИТАЛА Я тут ряд замечаний»;
- «Я НЕ МОГУ себя назвать фанатом этого пылесоса»;
- «МНЕ просто обидно»;
- «У МЕНЯ ПРОИЗОШЛО»;
- «Я РАСКУСИЛА»;
- «МЫ ПОЛЬЗУЕМСЯ»;
- «У МЕНЯ остался осадок»;
- «Я бы НЕ СТАЛ ГОВОРИТЬ»;
- «МЫ РЕШИЛИ».
Часто используются глаголы прошедшего времени, которые предваряют отзыв. Создавая ретроспекцию, они отсылают читателя к личному опыту автора данного РЖ. Например:
«СЛУЧАЛОСЬ мне бывать в этом отеле»;
«ПОПРОБОВАЛ я эти ваши крылышки»;
«ПЫЛЕСОСИЛ я два дня, все без результата»;
«В прошлом году ПРИЕЗЖАЛ я в этот отель»;
«ЮЗИЛ я игру недавно».
В отзыве используется и прием проспекции. Оценка товара или услуги, в конечном счете, дает отсылку на образ коммуникативного будущего, и тогда потребители часто используют наречия со значением времени:
- «но я бы НИКОГДА не купился второй раз на это»;
- «ВСЕГДА буду с вами сотрудничать».
Языковое воплощение отзыва потребителя как речевого жанра выражается в словах категории состояния и наречиях. Как оценочный речевой жанр отзыв потребителя несет социокультурную нагрузку, обращаясь к системе ценностей, принятых в обществе. Социокультурная «задача» выполняется благодаря таким лексемам, как:
- «плохо»;
- «хорошо»;
- «годно»;
- «приемлемо»;
- «отлично»;
- «неприемлемо».
Главное в отзыве – оценка, она чаще всего выражается посредством прилагательных.
Прилагательные, относящиеся к категории качественных, что вполне логично для оценочного типа речевого жанра:
- «удобное»;
- «качественное»;
- «крепкий»;
- «маленький»;
- «средний»;
- «длинный».
Также использование степеней сравнения, с присущими им суффиксами – е; -ее (ей):
- «хорошЕЕ»;
- «меньшЕ»;
- «лучшЕ»;
- «удобнЕЕ»;
- «большЕ»;
- «комфортнЕЕ».
Все особенности в большей степени присуще отзывам о товарах. В отзывах об услугах часто используются прилагательные с суффиксом -лив- (-чив-), которые характеризуют свойства именно человека:
- «приветливый»;
- «улыбчивый»;
- «разговорчивый».
Синтаксис РЖ отзыва в Интернете отличается свободой. Сочетание очень длинных конструкций (СПП/ССП с двумя, тремя и более грамматическими основами) и довольно кратких (ПП и даже парцелляции, чаще необоснованной), избегание осложнённых конструкций (причастных, деепричастных оборотов).
Например, маркером является обилие вопросительных и восклицательных конструкций. Важно, что они могут быть обоснованными, т.е. употребляться в конце предложения с целью задать вопрос или придать предложению эмоциональность.
Так и не обоснованными:
1) большое количество, немотивированное, «?» или «!» в конце;
«Товар просто ужас!!!!!!!!!!!!! не заказывайте у этого урода!!!!!!!!!!!».
2) наличие данных знаков в середине предложения;
«Зарядное устройство на вид очень качественное. Посмотрим? как покажет себя в работе. Прислали почти за месяц. Спасибо магазину и продавцу!»[5]
Большая роль отзыва потребителя, его распространение и оценочный характер рождает и элементы современного фольклора, которые воплощаются в языке. Например, пословицы и поговорки:
«Получить дурной отзыв от посредственности — разновидность похвалы»
«Как кликнется, так и аукнется!» [5].
Таким образом, языковое воплощение отзыва как речевого жанра очень обширно. Реализуется оно в лексических и грамматических категориях. Основа языкового воплощения – единицы, выражающие оценочный характер отзыва.
Библиографический список
- http://www.baugroup.ru
- Терских М. В. Жанр интернет-отзыва в туристическом дискурсе (маркетинговый потенциал) // Политическая лингвистика. 2014. № 4 (50). C. 274-283.
- https://www.banki.ru
- https://www.avito.ru
- http://www.otzovik.com.