СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ

Борисова Елена Александровна
ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»
магистрант 2 курса Института социальных отношений

Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы молодежи как особой социально-демографической группы, которая является очень чувствительной к социальным и культурным новшествам, оказывающие различное по своей направленности давление на становление личности каждого молодого человека. В настоящее время преобразование всех сторон российского общества повлекли за собой и изменения социокультурного положения в досуговой сфере жизни. Происходит смещение ценностей, идей, подходов в разных средах человеческой деятельности. Трансформация общественных отношений также привела к изменению места досуга в жизни молодежного сообщества, к коренному изменению социокультурной ситуации в сфере досуга. Существует потребность переосмысления места и роли молодежного досуга в контексте развития личности в культурно-образовательном и культурно-досуговом пространстве современного общества.
Организация молодежного досуга осуществляется по определенным специфическим стратегиям. В учреждениях культурно-досуговой сферы деятельность молодого поколения должна быть направлена на развитие активной, социально-значимой позиции человека и возможностей ее проявления и реализации. Основной целью учреждения досуговой сферы по организации работы с молодежью является осуществление деятельности по созданию условий и способствованию проявления и развития творческих, личных качеств молодого человека. Поэтому значимой и актуальной задачей является изучение организации молодежного досуга в условиях учреждения культурно-досуговой сферы.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Борисова Е.А. Специфика деятельности культурно-досугового учреждения в работе с молодежью // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/05/25785 (дата обращения: 21.02.2024).

В наше время запросы и интересы детей, подростков и  молодых людей непрерывно меняются и растут, усложняя структуру. Свободное время имеет свойство неравномерного распределения среди различных групп населения. Морозов Г. Н высказывает свое мнение о необходимости выработать дифференцированные формы организации досуга различных групп населения. Эта организация должна включать в себя разные виды деятельности. Он утверждает, что люди «неоднородны» с точки зрения  возрастного, профессионального,  социального положения. Они отличаются друг от друга потребностями, уровнем культурны, их профессиональной подготовленностью, бюджетами свободного времени и отношением к нему. Как раз это и должно учитываться в работе современных культурно-досуговых учреждений. Молодежи должны предлагаться наиболее эффективные в каждом конкретном случае досуговые занятия, свобода выбора и возможность смены различных видов деятельности [1].

Существуют учреждения и организации, действие которых направленно на вовлечение индивидов в общество, такие как, культурно – досуговые учреждения, спортивные комплексы, научно-технические центры и т.п., специализирующиеся в сфере досуга, с расширением границ которых повышается и социализирующее воздействие на детей и молодежь. Опираясь на выводы  Жировой М.Б.  в статье  «Современные методы управления культурно-досуговой сферой: региональный опыт», можем сказать, что деятельность культурно-досуговых  учреждений должна решать, прежде всего, социальные проблемы молодого поколения в регионе,  рассматривая и предлагая новые модели образа жизни. Досуг сегодня становится совокупностью таких социальных проблем, которые общество не способно решить в других сферах жизнедеятельности (наркомания, алкоголизм, преступность, проституция и др.). Также Жирова М.Б. утверждает, что это не означает, полную способность досуговой деятельности разрешать социальные вопросы, но предложить альтернативу, социально-значимые программы  входит в сферу обязанности досуга.  Деятельность досуговых учреждений должна быть направлена на создание наиболее благоприятных, комфортных, оптимальных условий для отдыха, развития духовных, интеллектуальных, творческих способностей каждого молодого человека [2].

Каждое учреждение культуры  также призвано стать  для человека  и местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга. При наличии у населения устойчивого интереса к культурно-досуговой деятельности проблема аудитории в учреждениях культуры будет решена. Для этого, по словам Разумовой М.С.,  работникам учреждений необходимо знать настроения, интересы и духовные запросы людей, организовывать работу с учетом мотивированного выбора ими видов и форм культурно-досуговой деятельности. «В отношениях с людьми следует соблюдать такт, подходить индивидуально в каждом отдельном случае, считаясь с настроением и запросами аудитории, с конкретной обстановкой, то есть творчески. Интересы и запросы различных возрастных групп населения существенно отличаются друг от друга. Особенно внимательно следует продумывать содержание, формы и методы работы среди молодежи» – утверждает М.С. Разумова и заостряет внимание на важности возрастных особенностей населения при организации культурно-досуговой деятельности [3].

В каждом возрасте имеется некоторый потенциал ведущих запросов, который должен быть реализован в это время, но не раньше и не позже, иначе сами запросы могут так и не проявиться. Эта закономерность, которую выделяет Морозова Т.И., особенно ярко проявляется в молодом возрасте. Именно в этом возрасте ближайшая социальная среда, а также общество в целом должны создать благоприятные условия для того, чтобы представители молодого поколения могли, во-первых, освоить культурное наследие, фольклор, народные игры, музыку, важнейшие нравственные ценности; во-вторых, реализовать свой творческий потенциал, а также врожденные качества, которые определяют конструктивное развитие личности в течение последующей жизни. Поэтому в любом обществе, как считает автор,  вырабатывается огромный объем искусства, игр, забав и развлечений, которые специально рассчитаны на индивидуальное развитие представителей подрастающего поколения [4, с. 343].

Учреждения культуры придают совместной социально-культурной деятельности молодых людей качественную определенность, значимость, как для отдельной личности, так и для групп людей, для общества в целом. При этом происходит развитие социальной активности и творческого потенциала, формирования культурных запросов и потребностей, организация разнообразных форм досуга и отдыха, создания условий для духовного развития и наиболее полной реализации молодой личности в сфере досуга. В этом как раз и состоит предназначение учреждения культуры, как социально-культурного института. По мнению Лекишвили А.В. основная функция такого учреждения заключается в организованном объединении людей, для совместной деятельности по удовлетворению культурных потребностей человека и решению конкретных социально-культурных задач [5].

К таким реально действующим, динамично развивающимся социально-культурным институтам Шарковская Н.В. относит, в частности, современные культурно-досуговые центры. Они являются важным звеном клубной структуры. Идея их создания возникла не случайно. Реальные процессы развития интересов и устремлений людей в сфере свободного времени требуют нового подхода к организации их культурно-досуговой деятельности, расширению ее содержательных и управленческих основ. Шарковская Н.В отмечает  наличие трех главных параметров, которые являются основой создания центров досуга:

- собственно культурного, отражающего культурную ситуацию в регионе;

- социального, характеризующего состояние тенденции развития социальной сферы;

- чисто территориального, представляющего экономико-географические, этические и другие особенности данного региона. Практически каждый из этих параметров уже сам по себе служит основанием для поисков наиболее предпочтительной структуры социально-культурного центра, приоритетных направлений его деятельности [6, с. 126].

Социально-культурные центры – это одно или многопрофильные организации свободного, предпринимательского инициативного характера. Н.В. Шарковская отмечает, что «основные сущностные черты такого центра, заключаются в его широком социальном назначении, которое, прежде всего, состоит в удовлетворении культурных интересов различных категорий населения в сфере свободного времени и формировании культурной среды».

Культурные центры создаются с добровольного объединения государственных, общественных, частных, кооперативных, ведомственных учреждений культуры, спорта, народного образования, сферы информации, рекламы, обслуживания и т.д. и имеют статус юридического лица. Их открытие осуществляется по территориально-производственному принципу, путем объединения на договорной основе тех или иных социально-культурных, досуговых и близких по профилю формирований, сохраняющих статус самостоятельного юридического лица. Как считает Полукаров В.В., целью их создания является интеграция родственных по своим задачам социально-культурных объектов, использование благоприятных условий для реализации творческого досугового потенциала входящих в него структурных единиц и формирований, организация совместных крупномасштабных региональных мероприятий, разработка и реализация социально-культурных программ  [7, с. 135].

Структура культурного центра, как утверждает А.В. Лекишвили, основана на взаимодействии профессионального или полупрофессионального труда организаторов в лице штатных социальных работников, педагогов, режиссеров с одной стороны, а с другой – развивающей, творческой игровой, развлекательной, оздоровительной деятельности всех участников: детей, подростков, молодежи, взрослых [5].

В работе с молодежью досуговые центры следуют принципам соревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания участников друг к другу, индивидуального подхода и единства интересов личности и коллектива. По словам Литвиновой Е.В., это то общее, что позволяет рассматривать культурный центр как особый социальный институт. Однако в каждом конкретном случае он может проявляться в своей специфической форме, определяемой диапазоны предлагаемых культурных занятий. Литвинова Е.В. также считает необходимым отметить, что в зависимости от контингента людей, их сложившихся вкусов, традиций, предпочтений в сфере досуга культурного центра, могут быть преимущественно рекреативно развлекательного характера, спортивно-оздоровительного, ориентироваться на активные формы культурной деятельности населения (например, выступать как база деятельности различных любительских объединений) или сочетать в себе в равной степени все обозначенные виды. Такие центры создаются и функционируют в разнотипных микрорайонах больших городов, а также средних и малых [8].

Принципиальным отличием, по мнению Жировой М.Б., современных культурных центров от функционирующих ранее домов и дворцов культуры, в связи с перспективными тенденциями в сфере досуга, является преимущественный акцент в их деятельности на групповые и индивидуальные формы работы с различными социально-демократическими группами населения, особенно с подростками и молодежью. В самой идее социально-культурных центров приоритеты отданы демократизму, самодеятельности и инициативе населения и общественному самоуправлению. В таких центрах должны максимально использовать большие и потенциальные возможности таких социальных институтов, как семья, трудовой или учебный коллектив, различные общественные организации и т.д.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно подвести итог, что специфика деятельности культурно-досугового учреждения в работе с молодежью заключается в его деятельности, основные направления которой должны решать, прежде всего, социальные проблемы молодого поколения, рассматривая и предлагая новые модели образа жизни, сферы деятельности и реализации социально-общественного, творческого и личностного потенциала молодежи. Вся деятельность учреждения в работе с молодежью должна основываться на возрастном подходе. Основная функция такого учреждения заключается в организованном объединении молодых людей, для совместной деятельности по удовлетворению культурных потребностей человека и решению конкретных социально-культурных задач.


Библиографический список
  1. Морозов,  Г. Н. Культурно-досуговые учреждения: проблемы и решения [Электронный ресурс] / Г. Н.  Морозов, Г.В. Алексеев //  Власть .-2013.-№7– Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-dosugovye-uchrezhdeniya-problemy-i-resheniya-na-opyte-leningradskoy-obl
  2. Жирова,  М. Б. Современные методы управления культурно-досуговой сферой: региональный опыт [Электронный ресурс] / М.Б.  Жирова // Ученые записки Российского государственного социального университета.-2012.-№2(102) – Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-upravleniya-kulturno-dosugovoy-sferoy-regionalnyy-opyt
  3. Разумова,  М. С. Направления развития учреждений культурно-досуговой сферы [Электронный ресурс] /М.С. Разумова //  Вестник Оренбургского государственного университета.-2011.-№82– Режим доступа :[ http://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-razvitiya-uchrezhdeniy-kulturno-dosugovoy-sfery
  4. Морозова, Т.И. Противоречивость социального статуса молодежи как проблема ее социальной активности.[Электронный ресурс]/Т.И. Морозова// Казанская наука. – 2011. – №8. – С. 343-347. -Режим доступа:http://elibrary.ru/query_results.asp
  5. Лекишвили,  А.В. Организация деятельности в учреждениях культуры [Электронный ресурс] / А.В. Лекишвили //  Новые исследования Тувы.-2014.-№4 (24) – Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-deyatelnosti-v-uchrezhdeniyah-kultury-na-primere-raboty-tsentra-kultury-i-dosuga-im-m-oyuna-v-g-turane
  6. Шарковская, Н.В.  Культуротворческие формы организации молодежного досуга [Текст] / Н.В. Шарковская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2014 .- № 6(62)  .- С. 124-129.
  7. Полукаров, В.В. Теория и практика клубной деятельности, как основа организации досуга современных школьников [ Электронный ресурс] / В.В. Полукаров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки . – 2012.-№ 4(24) .-С. 134-138. – Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-praktika-klubnoy-deyatelnosti-kak-osnova-organizatsii-dosuga-sovremennyh-shkolnikov
  8. Литвинова,  Е. В. Актуальные проблемы развития сферы досуговых услуг в России [Электронный ресурс] / Литвинова Е.В. //  Современные проблемы сервиса и туризма  .-2011.-№4– Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-razvitiya-sfery-dosugovyh-uslug-v-rossii


Все статьи автора «Борисова Елена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: