КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ

Барсуков Вячеслав Витальевич
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Дальневосточный институт управления, г. Хабаровск, магистрант, направление 40.04.01 «Юриспруденция»

Аннотация
В статье раскрываются проблемы, сложившиеся на территории Российской Федерации по созданию доступной среды, о мерах, принимаемых органами государственной власти органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, по выявлению и устранению существующих «барьеров», повышению уровня доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Барсуков В.В. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/03/25723 (дата обращения: 24.02.2024).

Научный руководитель:

Попова Анна Владиславовна

д.ю.н., кандидат философских наук, профессор

 

В 1995 году был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», действующий более 22 лет. Основополагающим международным актом, отражающим отношение мирового сообщества к инвалидам как определенной социальной группе, в настоящее время является принятая 13 декабря 2006 года Генеральной Ассамблеей ООН Конвенция о правах инвалидов (далее также – Конвенция). В 2008 году Российская Федерация подписала, а в 2012 году ратифицировала указанную Конвенцию, что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.

С целью неукоснительного выполнения Конвенции Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ дополнен статьей 15.1, устанавливающей государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

Внесенные изменения не только устанавливают систему контроля и надзора за соблюдением требований доступности, но и наделяют для этого полномочиями соответствующие федеральные и региональные органы исполнительной власти.

Например, на федеральном уровне Министерство транспорта Российской Федерации (далее Ространснадзор) будет контролировать выполнение требований доступности для инвалидов в сфере воздушного, автомобильного, городского наземного электрического и внутреннего водного транспорта. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (далее Росздравнадзор) – в сфере здравоохранения и лекарственного обеспечения. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее Рособрнадзор) – в образовательных организациях. Федеральная служба по труду и занятости (далее Роструд) – в учреждениях занятости и социальной защиты, Роскомнадзор – в сфере связи и информации[1].

На региональном уровне предусматривается установление уполномоченным органом контрольно-надзорных полномочий в сферах социального обслуживания; услуг легкового такси; доступности региональных объектов культуры; регионального жилищного надзора; регионального строительного надзора[2].

Так, например, в Самарской области с 2008 года должностными лицами Министерства социально-демографической и семейной политики области, наделенными полномочиями по осуществлению контрольных функций за соблюдением требований доступности для маломобильных граждан, проводились проверки объектов социальной инфраструктуры на предмет выявления нарушений требований законодательства по созданию для инвалидов и других маломобильных граждан доступной среды жизнедеятельности. За период с 2008 по 2016 гг. проведено 404 проверки; в том числе в 2014 году –64; в 2015 году – 71; в 2016 году – 61. Всего с 2008 по 2016 годы составлено 165 протоколов об административных правонарушениях.

Вместе с тем, следует отметить, что размер штрафа за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур является незначительным и отдельные собственники объектов, привлеченные к административной ответственности, продолжают пренебрегать требованиями действующего законодательства и не предпринимают действий для приспособления объектов, в которых они располагаются с учетом потребностей инвалидов.

С целью совершенствования законодательства Российской Федерации в указанной сфере Министерство социально демографической и семейной политики области неоднократно выходило с предложением к субъектам законодательной инициативы о внесении изменений в статьи 9.13, 19.5 КоАП РФ в части увеличения размера штрафов, предусмотренных за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Однако до настоящего времени данная инициатива не реализована.

Кроме того, в соответствии с письмом Минтруда России от 19 октября 2015г. № 13-6/10/П-6446[3] министерством организовано проведение ежемесячного мониторинга за исполнением норм Федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов” от 01.12.2014 N 419-ФЗ. По состоянию на 25 января 2017 г. такие проверки проведены в отношении 5 928 объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов[4].

В Краснодарском крае в соответствии со ст. 10 Закона от 27 апреля 2007 г. № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае»[5] контроль за выполнением требований законодательства в области обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур при разработке документации и на всех стадиях проектирования, строительстве новых, реконструкции, капитальном ремонте и переоборудовании действующих помещений, зданий, сооружений, транспортных коммуникаций, благоустройстве территорий осуществляется отраслевыми органами исполнительной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления в соответствии с установленной компетенцией. Полномочия по составлению протоколов при выявлении признаков административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.43, 9.13, 19.7 КоАП РФ[6], возложены на должностных лиц Министерства труда и социального развития Краснодарского края. Информация о составлении протоколов об административных правонарушениях и принятых по ним мерах приведена в таблице № 1[7].

Таблица № 1

Наименование показателя

2014 год

2015 год

2016 год

Составлено протоколов об административных правонарушениях

1 337,00

1774,00

1011,00

Назначено судом наказаний (количество)

762,00

1061,00

646,00

Сумма назначенных штрафов (тыс. рублей)

3 935,60

6707,40

3556,00

В Новгородской области для выявления наиболее проблемных вопросов, требующих первоочередного решения при создании безбарьерной среды для инвалидов, проводятся проверки соблюдения требований доступности для инвалидов объектов и услуг, установленных федеральным законодательством. В результате, только в 50 % от всех проверок установлено соблюдение норм федерального законодательства. Самый низкий процент нарушений выявлен в сферах: образования – 25 %, труда и занятости, социальной защиты – 34 %, физической культуры и спорта – 36%. Самый высокий уровень нарушений в сферах: транспорта – 88 %, торговли – 82, бытового обслуживания – 77 %, общественного питания – 59 %. Кроме того, 94 % проверок выявили отсутствие дублирования звуковой и зрительной информации, в том числе с использованием шрифта Брайля. Однако в Новгородской области только около 40 инвалидов могут читать шрифтом Брайля, в связи с этим, по мнению регионального уполномоченного по правам человека, необходимо большее внимание обратить на дублирование информации в звуковом формате[8].

Несмотря на ранее принятые субъектами Российской Федерации меры по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о социальной защите инвалидов, сложившаяся ситуация показывает, что этих мер явно недостаточно. Возможно, ситуация изменится после вступившей в силу статьи 15.1[9] Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ.

По предварительным оценкам, реализация вводимых мер позволит улучшить условия интеграции в общество не только для инвалидов, но для широкого круга других маломобильных граждан (оценочно до 40 млн. человек)[10].


[1] О состоянии доступной среды для инвалидов в Субъектах РФ, Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае: Хабаровск, 2017 // (электронный ресурс) режим доступа // http://www.pravo.khv.ru

[2] Федеральный закон от 07.06.2017 № 116-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская газета – Федеральный выпуск №7216

[3] Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации http://docs.cntd.ru/document/429038237

[4] Доклад о состоянии дел по созданию в Самарской области доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан в 2016 году // Официальный сайт Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области // http: minsocdem.samregion.ru/dostupnaya-sreda

[5] Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации http: // docs.cntd.ru/document/461601082

[6] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018, с изм. от 18.01.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.01.2019)  // «Российская газета», 31 декабря 2001, № 256

[7]  Доклад о мерах, принимаемых для выполнения обязательств по Конвенции ООН о правах инвалидов, в Краснодарском крае за 2014 – 2016 годы. // http://zhit-vmeste.ru/gosprogramma-dostupnaya-sreda/normativnye-pravovye-akty/konventsiya-oon-o-pravakh-invalida/143935/

[8] Письмо Уполномоченного по правам человека в Новгородской области от 05.10.2017 № 870. // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Новгородской области  http: ombudsman53.ru/2017-god.html

[9] Статья 15.1. Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг // (введена Федеральным законом от 07.06.2017 N 116-ФЗ) //  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/

[10] Инвалидность и социальное положение инвалидов в России / под ред. Т. М. Малевой. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. – 256 с. //URL:http://ombudsmanrf (25.12.2018г.)


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” // “Собрание законодательства РФ”, 27.11.1995, N 48, ст. 4563.
  2. Федеральный закон от 07.06.2017 № 116-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // “Российская газета”, N 125, 09.06.2017.
  3. Доклад о состоянии дел по созданию в Самарской области доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан в 2016 году. С. 70. // Официальный сайт Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области // http: minsocdem. samregion.ru / dostupnaya-sreda
  4. Доклад о мерах, принимаемых для выполнения обязательств по Конвенции ООН о правах инвалидов, в Краснодарском крае за 2014 – 2016 годы. //
  5. Инвалидность и социальное положение инвалидов в России / под ред. Т. М. Малевой. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. – 256 с. // URL: http://ombudsmanrf (25.12.2018 г.)
  6. О состоянии доступной среды для инвалидов в Субъектах РФ, Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае: Хабаровск, 2017 // (электронный ресурс) режим доступа // URL: http://www.pravo.khv.ru.
  7. Письмо Уполномоченного по правам человека в Новгородской области от 05.10.2017 № 870. // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Новгородской области  http: ombudman53.ru/2017-god.html


Все статьи автора «Барсуков Вячеслав Витальевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: