Научный руководитель – доктор психологических наук Агафонов Андрей Юрьевич
Проблема психического развития детей, в том числе оставшихся без попечения родителей, привлекает исследовательский интерес многих отечественных и зарубежных исследователей [1; 3; 4; 8; 11].
Суть проблемы выражается в том, что в условиях дефицита общения с родителями и другими близкими родственниками происходит снижение всех высших психических функций, в том числе и интеллектуальных функций.
Согласно Л.С. Выготскому, высшие психические функции, а к ним он относил и словесно-логическое мышление, возникают в процессе общения, совместной деятельности, как функции, «разделенной между людьми», и лишь позднее становятся индивидуальными функциями [2].
Изучению общения, как фактора психического развития, посвящены исследования М.И. Лисиной и ее сотрудников, которыми были выделены формы общения ребенка со взрослыми и сверстниками и определены основные параметры этих форм, дана их подробная характеристика [5; 6; 7; 8].
В поле исследований психического развития детей, оставшихся без попечения родителей, особое место занимают работы, направленные на изучение интеллектуальной сферы, в частности процесса формирования понятий. Данный процесс представляет собой высший уровень сформированности речевого мышления, а также и высший уровень функционирования как речи, так и мышления, если их рассматривать в отдельности [9, 10].
Образование понятий – результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Образование понятий у индивида своими корнями уходит в глубокое детство. Л.С. Выготский и Л.С. Сахаров были одними из первых ученых-психологов в нашей стране, кто детально исследовал этот процесс. Они установили ряд стадий, через которые проходит образование понятий у детей [9].
Воспитанники детского дома не отличаются от сверстников уровнем развития наглядно-действенного мышления, но оперирование образами вызывает у большинства из них серьезные трудности, а отставание в психическом развитии охватывает все сферы. Наблюдается снижение познавательной активности, ограниченность кругозора, искаженные воспоминания о себе в прошлом, скудные представления о настоящем и будущем. Таким детям свойственна крайняя ситуативность умственных действий, которая определяется либо предметным окружением, либо прямыми указаниями взрослого, неразвитое воображение, отсутствие познавательной инициативы и целеустремленности. Дети не умеют фантазировать, мечтать, их желания ограничены сиюминутными потребностями.
Это может быть связано с тем, что условия жизни детей, которые по тем или иным причинам лишены попечения родителей, принципиально отличаются от тех, в которых живут дети, посещающие обычные общеобразовательные школы. Для таких детей единственной средой жизнедеятельности является школьное учреждение закрытого типа – детский дом. Все дети в нашей стране обучаются по единым программам, что должно гарантировать равные возможности образования для детей, имеющих семью и растущих вне семьи. Вместе с тем понятно, что дети, растущие вне семьи, требуют особого внимания и заботы как со стороны общества в целом, так и со стороны педагогов и воспитателей. Именно поэтому возникает настоятельная необходимость в более тщательной и научно обоснованной организации их жизни в учреждениях закрытого типа. А для этого важно понимать, в чем заключаются психологические, в частности интеллектуальные особенности таких детей. На обнаружение этих особенностей было нацелено настоящее исследование.
Перед проведением процедуры было выдвинуто следующее предположение: мышление детей, оставшихся без родительской опеки, отличается схематичностью и формальностью, по сравнению с мышлением детей, воспитывающихся в семьях, которые с большей легкостью оперируют понятиями.
Объектом исследования стали 40 человек в возрасте от 8 до 10 лет. Экспериментальную группу составили 20 детей из детского дома обоих полов (8 мальчиков и 12 девочек, средний возраст 9 лет). В свою очередь экспериментальная выборка была дифференцирована на две подгруппы: в первую входили дети, находящиеся в детдоме с первого года жизни, а вторая подгруппа состояла из детей, оставшихся без родительской опеки в возрасте 3-5 лет.
В контрольную группу вошли 20 человек – учеников младших классов (10 мальчиков и 10 девочек от 8 до 10 лет, средний возраст 9 лет) из обычной общеобразовательной школы.
На пути достижения цели и проверки гипотезы мы определили три линии анализа:
- Раскрытие специфики мышления детей, воспитывающихся в детском доме;
- Установление особенностей мышления детей, проживающих в семьях с родителями;
- Выявление различий в развитии мышления детей в детских домах и в семьях.
В целях проведения исследования были использованы следующие методики:
- Предметная классификация – как инструмент анализа процессов обобщения и абстрагирования, а также изучения последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий.
- Исключение предметов (4-й лишний) – для оценки возможности вычленения существенных, смыслообразующих признаков и выявление особенностей когнитивного стиля.
- Сравнение понятий – для выявления особенностей аналитико-синтетической стороны рече-мыслительной деятельности и анализ возможности распознавания ребенком категориальных признаков в ситуации сравнения понятий.
- Проверка понимания скрытого смысла метафор, пословиц, поговорок – для оценки умения вычленить главную мысль, более обобщенную по смыслу и неявно представленную в конкретной фразе, решать задачи выделения подтекста, скрытого смысла.
Результаты
При использовании методики «Предметная классификация», как и экспериментальная группа, так и контрольная подгруппа, показали практически одинаковые результаты. Задание оказалось доступным для выполнения всем детям и критичность при выполнении задания присутствует в необходимом объеме, умозаключения последовательны. Способность к обдумыванию своих действий и систематизации соответствует возрастной норме. По уровню развития таких элементов логического мышления, как систематизация и понятийная классификация, дети, воспитывающиеся вне семьи, ничем не уступают своим «домашним» сверстникам.
По результатам методики «Исключение предметов (4-й лишний)» было выявлено, что уровень сформированности обобщения в экспериментальной группе находится на нижней границе возрастной нормы, а в контрольной группе полностью соответствует возрастной норме. Ответы понятийной категории преобладают в обеих группах (50% в экспериментальной группе и 60% в контрольной) Процент ответов, опирающихся на латентные признаки в экспериментальной группе выше, чем в контрольной (соответственно 10% и 5%).
Результаты методики «Сравнение понятий» показали преобладание сравнения по понятийному признаку как в экспериментальной группе, так в контрольной группе. При сравнении понятий у детей, воспитывающихся в семьях опора на понятийные объединения выше, чем у детей из детского дома. Но существенная разница в ответах прослеживается при анализе результатов двух подгрупп экспериментальной группы: у детей, воспитывающихся вне семьи с самого рождения, процент ответов сравнения по понятийному признаку ниже, чем у детей, попавших в детский дом в возрасте 3-5 лет, а их результаты идентичны результатам контрольной группы, в которую вошли только дети, воспитывающиеся в семьях. Разница состоит в том, что у «домашних» детей часто присутствуют специфические способы объяснения, такие как «вычурность», или излишняя взрослость или наоборот «детскость», а у детей, воспитывающихся в детском доме, ответы более шаблонны и категоричны.
Понимание скрытого смысла метафор, пословиц и поговорок у детей, проживающих в семьях, соответствует возрастной норме, а для детей, воспитывающихся, в условиях интерната, данное задание оказалось недоступным для выполнения, они способны только к трактовке в буквальном смысле, переносный смысл понять оказались не в состоянии.
Обсуждение результатов
Необходимым условием формирования мышления в детском возрасте является богатство и разнообразие чувственного опыта ребенка. Можно предположить, что именно скудность, ограниченность конкретно-чувственного опыта у детей, воспитывающихся вне семьи, в детских учреждениях, в условиях, способствующих возникновению многократно описанных феноменов «госпитализма» отрицательно отражается на формировании наглядно-образного мышления. Это приводят к схематичности, абстрактности, рассудочности мышления ребенка, когда развитие формальных сторон интеллекта (классификация и систематизация) заменяет собой образное и творческое познание мира.
Воспитанники детских домов неплохо обучены, с ними отработаны навыки классификации, умение подводить предмет или явление под определенную категорию. Но дефицит общения со взрослыми тормозит развитие познавательной сферы данной категории детей. Более низкий уровень познавательного развития характерен для воспитанников детского дома по сравнению с их сверстниками, проживающими в семьях.
Таким образом, на фоне низкого уровня наглядно-образного и некоторых элементов логического мышления классификационные формы мышления у воспитанников детского дома оказываются доминирующими. Это очень важно, поскольку в психологии существуют данные свидетельствующие, что путь развития мышления по классификационному типу в известном смысле тупиковый, препятствующий становлению творческой стороны мышления. В тех случаях, когда в младшем школьном возрасте у детей складывается классификационный тип мышления как доминирующий, он становится очень устойчивым и проявляется на протяжении всего школьного детства в способе усвоения знаний, в особенностях познавательной деятельности.
Заслуживает внимания тот факт, что дети, которые в раннем детстве жили в семье, обладают более обширным словарным запасом и легче оперируют понятиями, их высказывания характеризуются большей развернутостью. Данное явление можно объяснить тем, что при формировании речи ребенка большую роль играет его общение с окружающими его взрослыми, а в условиях интерната оно является дефицитарным, поскольку воспитатели не в состоянии уделять детям столько внимания, сколько они получают, находясь в семье, даже если эта семья не совсем благополучная.
Дети, проживающие в интернате, фактически исключены из реальной социальной жизни, их круг общения составляют одни и те же сверстники, коммуникация со взрослыми ограничена рамками воспитательного процесса, и гораздо менее эмоционально окрашенная и менее доверительная, чем у детей в семье. Детдомовцам, по сути, неоткуда узнать многообразие и богатство родного языка, что также приводит к обеднению отношений и с ровесниками, и данным обстоятельством объясняется тот факт, что такие дети всё воспринимают в буквальном смысле и оказываются не в состоянии понять переносной смысл метафор и поговорок.
Заключение
На основе результатов проведенного эмпирического исследования специфики мышления детей в детских домах и в семьях, можно утверждать, что по уровню развития таких элементов логического мышления, как систематизация и понятийная классификация значимых различий не обнаружено. Уровень сформированности обобщения у детей, оставшихся без попечения родителей, находится на нижней границе возрастной нормы, а у детей, воспитывающихся в семьях, полностью соответствует возрастной норме. Установлено, что дети, находящиеся в детском доме с самого рождения, хуже оперируют понятиями, не в состоянии выделить подтекст и переносный смысл, и обладают относительно скудным словарным запасом, по сравнению со своими сверстниками, проживающими в семьях.
Библиографический список
- Дубровина, И.В. Психическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи. / Психическое развитие воспитанников детского дома. / под общ. ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. – М.: Изд-во Педагогика, 1990.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство “Лабиринт”, М., 1999
- Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация М. : ПЕР СЭ, 2002.
- Ларин А.Н., Коноплева И.Н. Современные международные проблемы детей-сирот. Современная зарубежная психология 2015. Том 4. № 2.
- Лисина, М.И. Стадии развития общения с взрослыми у детей от рождения до 7 лет (совместно с З. М. Богуславской и А. Г. Рузской) // Тезисы докладов для XIX Международного психологического конгресса в Лондоне.
- Лисина, М.И. Вопросы детской психологии на XVIII Международном психологическом конгрессе // Вопросы детской и педагогической психологии на XVIII Международном психологическом конгрессе. – М.: Просвещение, 1969.
- Лисина, М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. – М., 1980.
- Лисина, М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи (совместно с И. В. Дубровиной) // Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1982.
- Сахаров Л. С. О методах исследования понятий // Психология, 1930, т. 3
- Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка : Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб. : Речь, 2006.
- Слуцкий, В.М. Психологические методы коррекции личности ребенка / В.М. Слуцкий // Вопросы психологии / Ред. А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский