Актуальность исследования обусловлена исключительной значимостью изучения антиципационной состоятельности у обучающихся с нарушениями интеллекта и возможностью её формирования с учётом особенностей развития прогностической компетентности, пространственного мышления. Выпускники школы для обучающихся с нарушениями интеллекта (особенно с лёгкой степенью умственной отсталости) способны вполне успешно адаптироваться в обществе. Формирование антиципационной состоятельности может стать одним из важнейших факторов, имеющим существенное влияние не только на успешность в учёбе, но и на их дальнейшую жизнь и деятельность в условиях современного эгалитарного общества. В современной науке (педагогической, психологической и дефектологической) вопросам адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья уделяется достаточное внимание. Однако в образовательной практике приоритетом остаётся коррекция познавательных особенностей детей с нарушениями интеллекта.
Проблема успешности в учебной деятельности обучающихся с нарушениями интеллекта не теряет своей актуальности, напротив, даже продолжает своё развитие в виде разработки новых теорий. Вызывает интерес предположение о возможности формирования антиципационной состоятельности у лиц с нарушениями интеллекта (в том числе нарушениями социального интеллекта) посредством задействования именно познавательной, когнитивной сферы.
В настоящее время известно определённое количество результатов исследований, подтверждающих связь антиципационной состоятельности лиц с умственной отсталостью с особенностями развития личности [1; 2; 3].
Существуют возможности научно-практических исследований антиципационной состоятельности обучающихся образовательных учреждений для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность усилена необходимостью выявления особенностей антиципационной состоятельности обучающихся с нарушениями интеллекта в подростковом возрасте.
Необходимость дальнейшей разработки темы исследования позволяет определить важность научной проблемы следующим образом: каковы особенности антиципационной состоятельности у обучающихся с нарушениями интеллекта?
Объект исследования: антиципация у обучающихся с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования: особенности антиципационной состоятельности подростков с нарушениями интеллекта (лёгкой степенью умственной отсталости).
Гипотеза исследования: обучающимся с нарушениями интеллекта свойственна недостаточная сформированность антиципационной состоятельности.
Цель исследования: выявить особенности антиципационной состоятельности обучающихся с нарушениями интеллекта.
Проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие подростки с лёгкой степенью умственной отсталости, обучающиеся в 6 – 10 классах в образовательном учреждении для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в количестве 33 человек, из них: 19 мальчиков и 14 девочек, в возрасте от 12 до 17 лет (средний возраст в совокупности выборки 14 лет).
В ходе исследования апробирована психодиагностическая методика «Тест антипационной состоятельности (прогностической компетентности)» В.Д. Менделевича [4; 5].
По результатам проведения диагностического исследования составлена таблица определения особенностей антиципации обучающихся с нарушениями интеллекта (См. Таблицу 1).
Таблица 1 – Особенности антиципации обучающихся с нарушениями интеллекта
№ п/п |
Особенности антиципации |
Кол-во чел |
В %-м соотношении |
1 |
Общая антиципационная несостоятельность |
14 |
43% |
2 |
Общая антиципационная состоятельность |
19 |
57% |
3 |
Личностно-ситуативная антиципационная несостоятельность |
14 |
43% |
4 |
Личностно-ситуативная антиципационная состоятельность |
19 |
57% |
5 |
Пространственная антиципационная несостоятельность |
28 |
85% |
6 |
Пространственная антиципационная состоятельность |
5 |
15% |
7 |
Временная антиципационная несостоятельность |
24 |
73% |
8 |
Временная антиципационная состоятельность |
9 |
27% |
Примечание: в таблице отражены показатели составляющих антиципационной состоятельности согласно принятым нормам сформированности антиципации (норма сформированности личностно-ситуативной антиципационной состоятельности – 166 баллов, пространственной – 52 балла, временной – 42 балла и общей антиципационной состоятельности – 241 балл).
Таким образом, результаты качественного анализа согласно классификации антиципации показывают, что в группе тестируемых выявлены определённым образом выраженные особенности. Можно констатировать, что в данной группе ярко выражены пространственная антиципационная несостоятельность (85%) и временная антиципационная несостоятельность (73%).
Однако следует обратить внимание на то, что общая антиципационная состоятельность в данной выборке составляет 57%, так же, как личностно-ситуативная антиципационная состоятельность. Вероятно, это достигается за счёт неравномерного развития трёх видов антиципационной состоятельности.
Далее определён среднегрупповой уровень антиципации в выборке. Он составил:
личностно-ситуативная антиципационная состоятельность – 165 баллов (личностно-ситуативная антиципационная несостоятельность при границе нормы в 166 баллов);
пространственная антиципационная состоятельность – 44 балла (пространственная антиципационная несостоятельность при границе нормы в 52 балла);
временная антиципационная состоятельность – 37 баллов (временная антиципационная несостоятельность при границе нормы в 42 балла);
общая антиципационная состоятельность – 239 баллов (общая антиципационная несостоятельность при границе нормы в 241 балл).
Осуществив анализ показателей, мы констатируем следующее: в группе испытуемых выявлена недостаточная сформированность антиципационной состоятельности, особенности которой проявляются в антиципационной несостоятельности.
Резюмируем: в результате анализа результатов эмпирического исследования антиципационной состоятельности обучающихся с нарушениями интеллекта подросткового возраста подтверждена достоверность и правомерность выдвинутой гипотезы исследования.
Таким образом, цель работы достигнута.
Библиографический список
- Абитов И.Р. Антиципационная состоятельность в структуре совладающего поведения: в норме и при психосоматических и невротических расстройствах. Дисс. … кандидата психологических наук: 19.00.01, 19.00.04. Казань, 2007. 158 с.
- Сумина Н.Е. Взаимосвязь антиципационной состоятельности и личностных свойств. Дисс. … кандидата психологических наук: 19.00.01. Казань, 2008. 154 с.
- Вахитова Ч.Р. Развитие антиципационной состоятельности для психосоциальной адаптации подростков с девиантными формами поведения / В.Д. Менделевич, Ч.Р. Вахитова, А.Э. Узеловская, И.В. Боев // Тезисы докладов международной научно-практической конференции «Современные психосоциальные технологии: проблемы освоения и использования. Москва, 2001.
- Исследование и развитие антиципационных (прогностических) способностей детей с умственными и физическими ограничениями (методические рекомендации) / В.Д. Менделевич, Е.А. Сахаров, Э.В. Макаричева, Ч.Р. Вахитова. Казань: «Отечество», 2002. 56 с.
- Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза // Психологический журнал. 1996. № 4. С. 107-114.