Под применением комплекса дидактических средств авторами педагогической литературы понимается разное. Для одних авторов это существование таких комплексов в целом и их реализация в процессе обучения. Предназначены они для достижения определённого уровня образованности обучающихся.
Для других это совокупность таких комплексов и средств для достижения совместной работы обучающихся, в процессе которой они достигают новые дидактические возможности [1].
По нашему мнению, наиболее точной является первая интерпретация понятия. Комплексность понятия прямо зависит от конкретных дидактических целей преподавателя и от планирования применения такого комплекса.
Методическая сторона заключается в том, что она направляет ход занятия, т.е. ход конкретной дидактической задачи. Исходя из этого, если, к примеру, во время занятия произойдёт сбой какой-либо программы (при показе презентации и др.), то изменится и методика обучения.
Содержательная сторона предполагает целостное единство представляющего при помощи комплекса дидактических средств содержания информационно-дидактического материала, включающего содержание и логику занятия. При этом содержание указанных материалов, а также формы, методы и способы его предъявления обучающимся должны быть направлены на создание проблемно-деятельностной базы для разрешения конкретной дидактической задачи в общем [2].
Организационно-плановая сторона также имеет существенное значение, она заключается в четком определении моментов возникновения и прекращения применения того или иного средства из комплекса, а также его одновременный ввод в процесс разрешения дидактической задачи обучающимися.
Психологическая сторона использования комплекса дидактических средств подразумевает воздействие на различные органы восприятия человеком информации (зрение, слух и т.д.). Они играют роль каналов, с помощью которых происходит формирование у обучающихся целостного представления об объектах, явлениях и процессах, и на их основе ускорить процесс познания.
Из всего вышеперечисленного вытекает необходимость педагогического подхода для правильной интерпретации содержания и использования таких комплексов в границах учебного пространства [3].
Таким образом, применение комплекса дидактических средств понимается как направленная на разрешение целостных дидактических задач система организованных педагогических воздействий с применением взаимосвязанного объединения дидактических средств на каждом этапе процесса обучения, с помощью которой обеспечиватся оптимальное достижение конкретных учебных целей.
Библиографический список
- Ажмякова, Н.Н. Отбор и дидактическая организация аутентичного материала для межкультурного воспитания подростков [Текст] / Н.Н.Ажмякова Теоретические и практические вопросы языкового образования: Материалы региональной науч.-практ. конф. — Ижевск: Изд. дом Удмурт, ун-т”, 2013.-С. 21-27.
- Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины в системе профессиональное обучения [Текст] / Открытое образование. №5. 2016. – С.39-44.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. [Текст] / Н.Ф. Талызина – М., 2015.