Физические качества как элемент человеческого потенциала.
Эффективность и перспективы в рабочей сфере человека обуславливаются первоначально его физическими способностями к возможностям создавать, творить, строить что-то новое, состоянием его здоровья и развития как живого организма. Возрастание интенсивности в нынешнем производстве повышает и физическую, и интеллектуальную нагрузку на рабочую силу, которая должна обеспечиваться образованием адекватных условий для ее нормального функционирования. Здесь существует проблема, так как пополнение мировых трудовых ресурсов в большинстве своем происходит за счет стран развивающихся, но возможности, которой должна обеспечиваться трудовая деятельность существует в определяющей степени в развитых странах. В первых странах существуют такие факторы, мешающие развитию физических качеств человека, как низкая заработная плата (или доход), нехватка полноценного здорового питания, отсутствие пригодных жилищных условий, низкий уровень развития здравоохранения и высокий охват массовыми заболеваниями и др.
Образование человека
Уровень общего и профессионального образования является одним из ключевых частей качественных характеристик трудовых ресурсов. Если обратиться к сущности человеческого капитала, там можно проследить сильную зависимость между ростом национального хозяйства и расходами, выделяемыми на общую и профессиональную педагогику, на переподготовку кадров и здравоохранение, т.е. «инвестициями в человека», причем вложения в так называемый физический капитал полностью окупаются в долгосрочном плане выше первоначальных инвестиций. В нынешнее время издержки на общее образование, профессиональную подготовку и здравоохранение сейчас не рассматриваются как непроизводительные расходы, а являются одним из наиболее выгодных и прибыльных видов инвестиций. [3, с.95]
В развивающихся странах все еще существует проблема неграмотности взрослого населения, поэтому именно ее ликвидация является главнейшей задачей в сфере образования. На протяжение 20 лет можно увидеть тенденцию заметного снижения уровня неграмотных в мировом населении и в совокупном населении развивающихся стран, но в отдельных регионах этот показатель по-прежнему остается на высоком уровне.
Расчет индекса развития человеческого потенциала
Как уже было сказано в 1990 г. создается термин «индекс развития человеческого потенциала». В данном понятии рассматриваются системы здравоохранения и образования, которые обеспечивают условия для развития человека. [2, с.168]
Показатель человеческого потенциала рассчитывается как среднее арифметическое из трех критериев: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, реальный ВВП.
Каждый индекс рассчитывается по следующей формуле:
, гдеI — индекс данного вида;
Dф — фактическое значение показателя;
Dmin — значение показателя, принятое как минимальное;
Dmax — значение показателя, принятое как максимальное.Индекс уровня образования вычисляется как средневзвешенная величина из двух индексов, характеризующих соответственно уровень грамотности (вес 2/3) и долю учащихся в возрасте до 24 лет (вес 1/3).
Среднедушевой показатель ВВП считается самым сложным индексом для расчёта из трех других, характеризующих ИРЧП. Авторы теории ООН говорили о том, что в 1994 г. значения среднедушевого ВВП могут варьироваться от 40000 долларов до 100 долларов. Принимая во внимание также «полезность» 1 доллара США в различных странах. Вследствие этого в каждой конкретной стране происходило уточнение номинальной величины душевого ВВП по ППС.
По рекомендации ООН, при расчете ИРЧП в качестве нормы установились значения ВВП в диапазоне 100 долларов США до 40000 долларов на душу населения, и использовать максимальную продолжительность жизни (85 лет) и минимальную (25 лет). Таким образом происходит сравнение фактической продолжительности жизни человека с максимальной и минимальной нормой. Каждый год ПРООН оценивает страны на основе отчета об ИЧР, публикуемого в их ежегодном отчете. ИРЧП является одним из лучших инструментов для отслеживания уровня развития страны, поскольку он объединяет все основные социальные и экономические показатели, которые отвечают за экономическое развитие. Некоторые страны не включаются в рейтинг ИРЧП по разным причинам, в первую очередь из-за отсутствия необходимых данных.
Формула расчета индекса развития человеческого потенциала выглядит так:
Библиографический список
- Индекс развития человеческого потенциала 2018 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tjournal.ru/. – (Дата обращения 18.11.2019).
- Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для академического бакалавриата / В. В. Поляков [и др.]; под ред. В.В. Полякова, Е.Н. Смирнова, Р.К. Щенина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 363 с.
- Хасбулатов, Р.И. Мировая экономика: учебник для бакалавров / Р.И. Хасбулатов. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 884 с.