ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА КАК ОДИН ИЗ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ

Осипанова Мария Сергеевна
Елабужский институт Казанского федерального университета
студентка 4 курса

Аннотация
Здоровье является одним из важнейших компонентов человеческого счастья, одним из неотъемлемых прав человеческой личности, одним из условий успешного социального и экономического развития. Особое внимание в общеобразовательных учреждениях уделяется здоровьесберегающим технологиям, что позволяет в настоящее время решить одну из актуальных проблем образования совершенствования физического воспитание школьников, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для введения здорового образа жизни.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Осипанова М.С. Легкая атлетика как один из структурных элементов системы здоровьесберегающей технологии в школе // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/12/26268 (дата обращения: 21.02.2024).

Каждому присуще желание быть сильным, здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость и энергию. С давних времен хорошо известен универсальный и абсолютно надежный способ укрепления здоровья – физическая культура, способ, требующий воли и некоторые усилия над собой. Преодоление физической нагрузки приносит совершенно необычное чувство мышечной радости, ощущение свежести, бодрости. Именно тренировка воли лежит в основе появления той жизненной активности, которая возникает у школьников на уроках физической культуры.

Цель исследования состоит в анализе влияния занятий лёгкой атлетикой, как основного структурного элемента здоровьесберегающих образовательных технологий на развитие физических качеств подрастающего поколения.

Метод исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы.

Актуальность темы заключается в том, что легкоатлетические упражнения развивают такие качества, как выносливость, волю, трудолюбие; формируют характер, стремление к победе, к саморазвитию, самосовершенствованию, прививают желание вести здоровый образ жизни. Это на сегодняшний день, является наиболее нужным и важным для подрастающего поколения [2].

Необходимое развитие детей, их уровня здоровья характеризуется окружающей их средой. Для обучающихся подросткового возраста такой средой является их образовательное учреждение, где они, несомненно, проводят большую часть дневного времени.

Специалистами Университета возрастной физиологии РАО было проведено экспериментальное исследование, в результате которого было выявлено, что ныне существующая организация получения обучающимися образования становится главной предпосылкой и причиной частых стрессовых перегрузок, что, в свою очередь, ведет к появлению и развитию хронических заболеваний.

Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало-конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие технологии представляют собой способ развития ребенка на протяжении всего периода их роста, развития и взросления. Здоровьесберегающие технологии носят развивающий характер и применяются на протяжении всего периода детства. Эти технологии наиболее полно выражены в общей системе школьного образования. Средствами здоровьесберегающих образовательных технологий являются средства двигательной направленности, оздоровительные, гигиенические факторы. Существует несколько принципов здоровьесберегающих технологий школьной пелагогики. К ним относятся следующие принципы [2]:

- непрерывность образовательного процесса;

- систематическое чередование времени нагрузок и времени для отдыха;

- пошаговое увеличений оздоровительных воздействий процесса;

- возрастная адекватность здоровьесберегающего процесса;

- принцип оздоровительной направленности.

Вследствие наиболее частого нахождения обучающимися в положении «сидя»: на уроках, дома перед компьютером или телевизором, у них отмечается серьезное нарушение осанки, отсутствие пластичности и гибкости в двигательных действиях. Легкая атлетика занимает одно из важнейших мест в системе процесса физического воспитания обучающихся. Упражнения, входящие в процесс обучения легкой атлетикой, характеризуются доступностью и простотой выполнения, в отличие от других упражнений разнообразных видов физической культуры и спорта. Данные физические упражнения можно использовать в образовательном процессе обучающихся любого возраста и любого уровня физической подготовки.

Физическое развитие детей, подростков и юношей идет непрерывно, однако – неравномерно. На смену этапов быстрого развития приходят этапы замедленного процесса развития. Данные особенности детского организма требуют от учителя пристального внимания в дозировании физических нагрузок, в не допущении процесса переутомления организма. Помимо этого следует учитывать, что растущему организму обучающегося нужна систематическая и посильная тренировка. Для обучающихся старших классов характерна более медленная и равномерная скорость данного процесса развития. В предложенный период юноши растут заметно быстрее девушек. Половое взросление к данному периоду, как правило, уже заканчивается, а, следовательно, обучающиеся старшеклассники почти не отличаются от взрослых. Процесс роста скелетной системы хоть и незначителен, но увеличение их силы содействует возможности выдерживать значительно большие нагрузки. Происходит увеличение размера сердца, его объема, а также просвета кровеносных сосудов, что повышает уровень общей выносливости и работоспособности. Так как развитие ЦНС завершается, обучающиеся данного возраста становятся наиболее уравновешенными, а также возникает способность к аналитической и синтезирующей деятельности. Однако следует помнить на занятиях по легкой атлетике, что в таком возрасте запрещено применять упражнения с элементами напряжения и с задержкой дыхания [3].

Занятия легкой атлетикой в школе входят в обязательный перечень навыков, которыми должен обладать каждый учащийся, эти занятия предусмотрены государственной программой, касающейся физического воспитания детей школьного возраста. Школьная легкая атлетика объединяет такие важные составляющие, как: бег (на ближние и дальние дистанции), метание, спортивную ходьбу и прыжки (в длину, в высоту), то есть спортивные направления, в которых задействован аэробный тип метаболизма (с участием кислорода). К аэробным упражнениям также относят предусмотренные школьной программой игры в баскетбол и волейбол.

Легкоатлетические упражнения способствуют укреплению всех мышц тела, занятия ими стимулируют деятельность сердца, сосудов и органов дыхания, развивают координационные способности, а также: силу, быстроту, гибкость, выносливость, что является немаловажным для правильного формирования растущего организма школьника. Большинство легкоатлетических упражнений не нуждается в использовании дорогостоящего оборудования, специального спортивного инвентаря, благодаря чему может выполняться на обычных спортивных площадках или даже на пересеченной местности.

Легкая атлетика в школе как аэробный тип нагрузок способствует укреплению здоровья, повышению уровня жизнедеятельности детей в школьной жизни, ускоряет формирование полноценных здоровых личностей, повышает уровень здоровья растущего поколения. Физкультура в школе является единственным предметом, способным развить школьника в физическом аспекте, поэтому большую важность представляет реализация здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры.

В теории и практике основу составляют пять основных двигательных качеств: сила, гибкость, быстрота, ловкость и выносливость.

Такие качества у обучающихся способны целенаправленно развивать учителя в процессе регулярных занятий легкой атлетикой. Каждый учитель физической культуры обязан знать наиболее благоприятные возрастные периоды, где  определенное физическое качество более чувствительно к влиянию нагрузкой. Также важно учитывать биологический возраст обучающегося. Например, у рано созревшего старшеклассника возможно обнаружение достаточно быстрого темпа развития двигательных навыков, но, впоследствии скорость данного развития снижается или вовсе останавливается. У поздно созревшего обучающегося возможна обратная картина, что ведет к скорому опережению акселерата. Подросток, отстающий по всем показателям от других, может нагнать темпы и через некоторое время систематических занятий твердо займет ведущие, первые позиции [7].

В процессе освоения установленной школьной программы по легкой атлетике у обучающихся старших классов идет продолжение совершенствования быстроты, гибкости и ловкости. В данном возрасте большее время предоставляется физическим упражнениям скоростной, скоростно-силовой направленности, упражнениям с отягощениями (набивные мячи, гантели, мешочки с песком и пр.). К занятиям по легкой атлетике прибавляются прыжковые упражнения, что содействует совершенствованию скоростно-силовых способностей. Именно легкоатлетические упражнения способствуют пополнению естественных двигательных потребностей развивающего организма старшеклассников.

Неоспорим и тот факт, что учет особенностей определенного возраста развивающегося организма просто обязан быть основой формирования физических качеств. Все двигательные качества носят необходимый, нужный, обязательный характер для эффективного и рационального овладения техникой и тактикой легкоатлетических упражнений, а также для достижения высоких спортивных результатов.

Основной показатель во всех видах легкой атлетики – быстрота. Методика организации урока по легкой атлетике в школе является сложным процессом учебно-воспитательной работы. Поэтому к профессиональным теоретическим знаниям и практическим навыкам учителя по физической культуре предъявляются высокие требования. Ему необходимо систематически развивать свои творческие способности, являться новатором и обладать общей культурой, быть отзывчивым и внимательным к ученикам [5].

В X–XI классах продолжается процесс совершенствования техники спринтерского и кроссового бега, прыжков в длину или высоту с разбега, метаний. Увеличивается акцент на дальнейшее развитие выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей. Уроки в большей мере приобретают характер тренировочного процесса.

В сравнении с основной школой идет увеличение длины спринтерских дистанций, времени длительного бега, длины разбега, а также увеличение видов и способов в прыжках и метаниях. В случае наличия условий и обеспечении техники безопасности допустимо знакомство обучающихся старших классов с техникой других видов лёгкой атлетики.

На уроках педагог обязан создавать необходимые условия для процесса воспитания у обучающихся стремления к объективной оценке собственных возможностей, самоопределению и самосовершенствованию. Выполнение трудных, но посильных упражнений при развитии физических способностей, особенно выносливости, создаёт благоприятные условия для воспитания нравственных и волевых качеств.


Библиографический список
  1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья / Н.И Дереклеева. – М.: ВАКО, 2014. – 152 с.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии / В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2014. – 203 с.
  3. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры / Ю.Г. Коджаспиров. – М.:  Дрофа, 2008. – 176 с.
  4. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников / М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2014. – 104с.
  5. Физическая культура. 5-9 классы: Для общеобразовательной организаций/ (М.Я. Виленский, И.М. Туревский, Т.Ю. Торочкова и до.) под ред. М.Я. Виленского – М.: Просвещение, 2014. – 239с.
  6. Виленский М.Я. Физическая культура. Методические рекомендации. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательной учреждений / М.Я. Виленского, В.Т. Чичикин, Т.Ю. Торочкова; под ред. М.Я. Виленского. – М.: Просвещение, 2013 – 142с.
  7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов. – М.: АПК и ПРО, 2012. – 121 с.


Все статьи автора «Осипанова Мария Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: