На современном этапе развития психологической практики очевидна неоднозначность понимания содержания термина «психологическая коррекция». В широком смысле — это направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. Однако в таком понимании коррекционные действия не имеют четких границ с психотерапевтическими, консультативными, обучающими.
Зарубежные психологические направления рассматривают «психокоррекцию» и «психотерапию» как схожие и синонимичные по своей сути понятия. Психологами Г. В. Бурменской, О. А. Карабановой, А. Г. Лидерсом были выявлены различия психотерапии и психологической коррекции.
Первое отличие связано с историей развития психотерапии и коррекции как практик психологического воздействия на человека с целью максимилизации его психического развития. Психотерапия легализовала свое место первоначально в медицинской практике, используя наряду с психологическими и врачебные методы лечения. Коррекция берет свое начало из дефектологии и связана с образовательной сферой.
Следующее отличие обозначено с графической моделью обоснования причин сложностей и проблем нормального развития личности. Психотерапия основывается на медицинской модели, в свою очередь коррекция — на такую модель развития, которая определяет роль и значение условий, факторов, от которых зависит психическое развития ребенка.
Третье различие состоит в цели психологического воздействия — сохранение и поддержание психического здоровья в психотерапии и обустройство таких условий, которые способствуют оптимальному развитию личности с использованием потенциальных возможностей этого развития в коррекции[1].
Психологическое воздействие в консультировании мягкое и краткосрочное. консультирование может являться начальным этапом психокоррекционной деятельности.
Термины «развивающее обучение» и «психолого-педагогическая коррекция» не могут рассматриваться как схожие, тождественные. В отличие от обучения, в коррекционных действиях могут отсутствовать образовательные компонент. Развивающее обучение направлено на формирование у ребенка определенных качеств, коррекция же работает с уже сформированными качествами.
Можно сделать вывод, что главное отличие психолого-педагогической коррекции от психотерапии, консультирования и обучения состоит в том, что психолог имеет дело с осуществлением деятельности по исправлению отдельных нарушений в психическом развитии (дискретных структур психики) «нормального» ребенка в сотрудничестве с педагогами и родителями.
Библиографический список
- Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс. — М. : Изд-во Минск. гос. ун-та, 1990. — 136 с.
Количество просмотров публикации: Please wait