СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОВЗ

Высоцкая Елена Павловна
МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100»

Аннотация
В данной статье рассматриваются способы формирования УУД у младших школьников с ОВЗ в урочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ. Автор описывает способы и технологии формирования УУД в урочной деятельности.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Высоцкая Е.П. Способы формирования УУД у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в урочной деятельности в условиях реализации ФГОС ОВЗ // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/11/26235 (дата обращения: 21.02.2024).

В свете изменений, которые проходят системе образования, требуются  абсолютно новые подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).

Одной из основных  задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее -  ФГОС НОО ОВЗ)  является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения»,  «детей с ограниченными возможностями здоровья», «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья» [1].

Школа ставит перед собой цель, не только давать знания и  умения учащимся, но развивать способности ученика с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.  Другими словами  школа формирует  умение  учиться.

Достижение этой цели достигается путем  формирования системы универсальных учебных действий (далее – УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Свойства и качество УУД обусловливают результативность образовательного процесса, а именно, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося с ОВЗ, в том числе социальной и личностной.

Различают следующие виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Характеристика видов УУД представлена на рисунке  1.

Рис.1- Характеристика  УУД

Формирование всех вышеуказанных видов УУД осуществляется в процессе усвоения различных учебных предметов. Основные требования к освоению УУД находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов.

Содержание каждого учебного предмета способствует формированию универсальных учебных действий. Развитие системы УУД  в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, обусловливающих формирование психологических способностей личности, реализуется  в рамках возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка [2].

Уже в первом классе учитель перед ребенком учебные задачи, которые поначалу решаются совместно с учителем, а затем ребенок самостоятельно объясняет этапы учебных действий, необходимых для их выполнения.

На начальном этапе обучения данные являются предметным, но со временем ученик научится использовать алгоритм действий, при работе с любым учебным содержанием. Педагог должен так организовать образовательный процесс, чтобы он способствовал   развитию личности, усвоению духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

На уроках математики универсальным учебным действием служит познавательное действие. Применение на уроках опорных схем для решения задач дает однозначно положительный результат. Данные схемы целесообразно использовать  при составлении краткой записи к задачам. Причем учащиеся, в зависимости от условия,  имеют возможность внести свои изменения в схему. Причем в зависимости от условия задачи схема видоизменяется самим учеником.

На уроках  литературного чтения формируются  все  виды  УУД с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Содержание программного материала способствует  развитию эстетического восприятия, раскрытию нравственных значений поступков героев литературных произведений. Основной задачей учителя на уроках литературного чтения определить вопросы и задания необходимые для  планирования и осуществления контрольно-оценочной деятельности. Все это безусловно  способствует развитию УУД.

На уроках русского языка широко применяются  разнообразные  формы представления учебного содержания, учебных задач (символами, схемами, таблицами, алгоритмами). Использование этого арсенала форм способствует усвоению орфографических понятий, развитию наблюдательности, формированию  умения  анализировать, сравнивать, делать выводы [3].

На уроках русского языка с целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, целесообразно проводить  самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, которые содержат  различные виды ошибок. Для решения этой учебной задачи учитель вместе с детьми составляет  правила проверки текста, которые определяют алгоритм действия.

На протяжении младшего школьного возраста происходит развитие  коммуникативной компетентности. Учителю очень важно  акцентировать внимание на  внедрение сотрудничества в обучение. Необходимо,  чтобы на уроках каждый ребёнок мог  высказать свое мнение, и быть уверенным, что это мнение примут [ 3].

Целесообразно предлагать учащимся выполнять задания в парах, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников. Помочь ребёнку максимально реализовать потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся недостатки можно только в процессе интенсивной, систематической и последовательной работы.

На уроках учитель имеет возможность формировать начальные навыки адаптации в постоянно изменяющемся и развивающемся мире. Учебники содержат задания, тексты, проекты, практические работы, направленные на осмысление норм и правил поведения в жизни. Задания по математике, русскому языку, окружающему миру способствуют формированию способностей к выделению существенных и несущественных признаков объектов, сравнению объектов, их классификации.

Для формирования УУД  эффективно применение проектных технологий, так как проектное обучение представляет собой развитие идей проблемного обучения. Особенностью данных технологий выступает  наличие значимой социальной или личной проблемы ученика,  требующее  интегрированного знания и  исследовательского поиска решений [3].

Таким образом,  учитель организует формы деятельности, способствующие усвоению детьми  нужных знаний.

Особое  значение в формирования УУД у младших школьников с ОВЗ  имеют игры, которые способствуют расширению кругозора и развитию сообразительности.  Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие всех познавательных процессов. В процессе игры знания усваиваются значительно лучше, а их закрепление идет намного продуктивнее.

Таким образом, включение в педагогическую деятельность нестандартных ситуаций, использование разных форм и   педагогических технологий, способствует формированию УУД у детей с ОВЗ, дает возможность им вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. Если в начальной школе у учащихся с ОВЗ универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть они научатся контролировать свою учебную деятельность, и они не будут испытывать трудности в бучении в дальнейшем.


Библиографический список
  1. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598»Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли. Пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова, 2-е издание, М., «Просвещение»,2010.-165 с.
  3. Закирьярова Р. З. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе у обучающихся с ОВЗ // Образование и воспитание. -2016.-№5.-С. 130-133.


Все статьи автора «Высоцкая Елена Павловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: