РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Жирных Марина Александровна
МБОУ "Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100"
воспитатель

Аннотация
В данной статье рассматриваются понятия «духовность» и «нравственность», «духовно-нравственное воспитание». Автор выделяет основные направления работы по развитию духовно-нравственной личности в ходе реализации ФГОС ОВЗ.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Жирных М.А. Развитие духовно-нравственной личности через внеурочную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/11/26195 (дата обращения: 21.02.2024).

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека во все времена были актуальными. Особую значимость проблема духовно-нравственного воспитания  приобрела в настоящее время, так как участились случаи проявления жесткости и насилия. Только педагог способен повлиять на воспитание подрастающего поколения и уделить этому вопросу основную роль в своей профессиональной деятельности.

В.И.Даль отмечает, что «духовность – это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» [1].

В современном толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой понятие «нравственность» толкуется следующим образом – «духовные и душевные  качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и к природе»,«нормы и правила поведения человека, основывающиеся на таких качествах»[2].

Таким образом, духовно- нравственное воспитание – это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

Духовно-нравственное воспитание — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации [3]. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее -  с ФГОС ОВЗ), одной из приоритетных задач духовно-нравственного воспитания является  формирование у детей нравственных чувств и оценок, формирование нравственного сознания, опыта поведения, которое соответствует принятым нормам и традициям [4].

Рассмотрим пути реализации духовно-нравственного воспитания школьников в рамках ФГОС ОВЗ через внеурочную деятельность.

Планирование формирования основных культурных ценностей должно включать проведение внеурочных воспитательных мероприятий, например: общешкольные или семейные праздники, коллективные творческие дела, интерактивные квесты, интеллектуальные викторины, конкурсы, диспуты и мн.др.

Данное направление включает также организацию работы различных форм дополнительного образования, которые включают кружки, клубы по интересам, секции.

Главной педагогическим аспектом внеурочной деятельности является культурная практика. В этом случае имеется в виде организация культурного события при активном участии школьников, обеспечивающее  расширение детского опыта конструктивного творческого взаимодействия в культуре.

При организации работы по развитию духовно-нравственной личности выделяют следующие направления, представленные в таблице 1.

Таблица 1 – Направления развития  духовно-нравственной личности

Направления

Мероприятия

Ценностно-ориентировочная деятельность

Беседы «Символика России», «Я-и моя семья», «Что такое Родина?», «Что такое дружба?».

Трудовая и общественно-полезная деятельность

Организация дежурства по классу, по столовой. Беседы: «Профессии моих родителей», «Рабочие профессии в нашей школе», «Правила дежурных по классу и столовой»

Художественно-эстетическая деятельность

Организация и проведение школьных праздников. Посещение кружков  художественно-эстетического направления

Спортивно-оздоровительная деятельность

Организация и проведение спортивно-оздоровительных мероприятий. Посещение спортивных секций. Беседы по привитию привитие санитарно – гигиенических навыков, воспитание потребности в ЗОЖ.

 

Коллективная деятельность

Организация совместной деятельности, с целью воспитания ответственности, чувства взаимопомощи и т.д.

Экологическая деятельность

Беседы на формирование основ экологической культуры, воспитание уважения к природе, экономичному использованию природных ресурсов.

Работа  по направлениям развития  духовно-нравственной личности должна проводиться систематически, так как нравственный аспект присутствует в каждом вышеуказанном  направлении.

Нравственное воспитание детей с ОВЗ должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа является адаптивной средой, нравственной атмосферой определяющей его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми режимным моментами школьной жизни и наполняла учащихся с ограниченными возможностями здоровья  нравственным содержанием.

Таким образом, перед педагогами стоит главная  задача – воспитание в детях нравственных норм поведения в разнообразных жизненных ситуациях. Духовно – нравственное становление детей и подростков, подготовка их к самостоятельной жизни – важнейшая составляющая развития личности. Духовность и нравственность – это приоритетные ценности, которые являются ключевой задачей  современной государственной политики.


Библиографический список
  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. Т. 2 – М.: Русский язык, 2000. – 779 с.
  2. Ефремова Т.Ф.  «Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах» Издательство: “АСТ” (2006).
  3. Науменко Ю.В.  Разработка программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ОВЗ // Управление начальной школой. – 2015. №8.
  4. ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Приказ Минобрнауки РФ № 1598 от 19.12.14


Все статьи автора «Жирных Марина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: