ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПЛОВЦОВ 11-13 ЛЕТ К НЕБЛАГОПРИЯТНЫМ УСЛОВИЯМ СОРЕВНОВАНИЙ

Вальшина Камила Ахатовна
Казанский (Приволжский) федеральный университет

Аннотация
В данной статье рассмотрен вопрос психологической устойчивости детей, занимающихся плаванием, к негативным факторам соревновательной деятельности. Исследование показало, что в возрасте 11-13 лет пловцы обладают повышенной тревожностью и низким уровнем психологической устойчивости.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Вальшина К.А. Психологическая устойчивость пловцов 11-13 лет к неблагоприятным условиям соревнований // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/10/26116 (дата обращения: 22.02.2024).

Соревновательная деятельность является важнейшей и отличительной особенностью спорта. Суть соревнований заключается в выявлении сильнейших спортсменов или команд, а также распределение их по иерархическим ступеням [1, С. 54].

На сегодняшний день помимо массовости от тренерского состава требуется показать спортивный результат, который во многом зависит не только от физической, тактической и технической готовности спортсменов, но и от их психологической подготовки. Практика доказывает, что при отсутствии своевременного и рационального внимания к психологической подготовке пловцов происходит дальнейшее затруднение в достижении ими высоких результатов.

Проблема психологической подготовки спортсменов к предстоящим соревнованиям является весьма значимой, в связи с тем, что устойчивость защищает спортсмена от дезинтеграции и психических расстройств, способствует созданию внутренней гармонии, укреплению полноценного психического здоровья и сохранению высокого уровня работоспособности. Психологическая устойчивость человека напрямую характеризует его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье [2, С. 25].

Цель исследования – изучение существующего уровня психологической устойчивости пловцов 11-13 лет.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы по теме исследования, теппинг-тест (по Е.П. Ильину), проба № 1 и проба № 2 (по В.Л. Марищук), тест для определения уровня ситуативной тревожности по Спилбергеру-Ханину.

Педагогический эксперимент проходил на базе ДЮСШ «ОЛИМП» г. Елабуга. Была сформирована группа, в которую вошли 12 занимающихся 11-13 лет: 6 девочек, 6 мальчиков. Исследование проводилось с участием тренера ДЮСШ «ОЛИМП» Е.А. Турцевой.

В результате исследований было выявлено, что у 33% занимающихся показатель уровня ситуативной тревожности по Спилбергеру-Ханину имеет средний уровень ситуативной тревожности, 67% – высокий уровень ситуативной тревожности.

Проба № 1 для оценки уровня психологической устойчивости (по В.Л. Марищук) показала, что 75% испытуемых имеет недостаточный уровень психологической устойчивости, 25% – высокий уровень.

При анализе результатов учитывалось то, что снижение результатов координации и точности двигательных действий говорит о недостаточном уровне психологической устойчивости.

Проба № 2 для оценки уровня психологической устойчивости (по В.Л. Марищук) показала, что 67% испытуемых имеет недостаточный уровень психологической устойчивости, 33% – высокий уровень. При анализе результатов учитывалось то, что снижение показателей в бросках говорит о недочетах в психологической устойчивости из-за вестибулярных нагрузок.

Теппинг-тест по Е.П. Ильину показал, что у 58% испытуемых ровный тип – этот вариант говорит о наличии у испытуемого средней силы нервных процессов. У 42 % – нисходящий тип – этот тип говорит о слабости нервной системы.

Таким образом, было выявлено, что неблагоприятные условия соревновательной деятельности (внешние препятствия, внутренние препятствия, объективные и субъективные трудности [3]) вызывают у пловцов 11-13 лет высокую степень тревожности, что не может не сказаться на уровне выступлений на соревнований. На основе результатов исследования тренерский состав принял решение о проведении дополнительной воспитательной работы с занимающимися.


Библиографический список
  1. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. 524 с.
  2. Железняк Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 384 с.
  3. Сопов В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте: методическое пособие. М.: «Олимп», 2010. 117 с.


Все статьи автора «Шарифуллина Светлана Рафаэльевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: