Соревновательная деятельность является важнейшей и отличительной особенностью спорта. Суть соревнований заключается в выявлении сильнейших спортсменов или команд, а также распределение их по иерархическим ступеням [1, С. 54].
На сегодняшний день помимо массовости от тренерского состава требуется показать спортивный результат, который во многом зависит не только от физической, тактической и технической готовности спортсменов, но и от их психологической подготовки. Практика доказывает, что при отсутствии своевременного и рационального внимания к психологической подготовке пловцов происходит дальнейшее затруднение в достижении ими высоких результатов.
Проблема психологической подготовки спортсменов к предстоящим соревнованиям является весьма значимой, в связи с тем, что устойчивость защищает спортсмена от дезинтеграции и психических расстройств, способствует созданию внутренней гармонии, укреплению полноценного психического здоровья и сохранению высокого уровня работоспособности. Психологическая устойчивость человека напрямую характеризует его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье [2, С. 25].
Цель исследования – изучение существующего уровня психологической устойчивости пловцов 11-13 лет.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по теме исследования, теппинг-тест (по Е.П. Ильину), проба № 1 и проба № 2 (по В.Л. Марищук), тест для определения уровня ситуативной тревожности по Спилбергеру-Ханину.
Педагогический эксперимент проходил на базе ДЮСШ «ОЛИМП» г. Елабуга. Была сформирована группа, в которую вошли 12 занимающихся 11-13 лет: 6 девочек, 6 мальчиков. Исследование проводилось с участием тренера ДЮСШ «ОЛИМП» Е.А. Турцевой.
В результате исследований было выявлено, что у 33% занимающихся показатель уровня ситуативной тревожности по Спилбергеру-Ханину имеет средний уровень ситуативной тревожности, 67% – высокий уровень ситуативной тревожности.
Проба № 1 для оценки уровня психологической устойчивости (по В.Л. Марищук) показала, что 75% испытуемых имеет недостаточный уровень психологической устойчивости, 25% – высокий уровень.
При анализе результатов учитывалось то, что снижение результатов координации и точности двигательных действий говорит о недостаточном уровне психологической устойчивости.
Проба № 2 для оценки уровня психологической устойчивости (по В.Л. Марищук) показала, что 67% испытуемых имеет недостаточный уровень психологической устойчивости, 33% – высокий уровень. При анализе результатов учитывалось то, что снижение показателей в бросках говорит о недочетах в психологической устойчивости из-за вестибулярных нагрузок.
Теппинг-тест по Е.П. Ильину показал, что у 58% испытуемых ровный тип – этот вариант говорит о наличии у испытуемого средней силы нервных процессов. У 42 % – нисходящий тип – этот тип говорит о слабости нервной системы.
Таким образом, было выявлено, что неблагоприятные условия соревновательной деятельности (внешние препятствия, внутренние препятствия, объективные и субъективные трудности [3]) вызывают у пловцов 11-13 лет высокую степень тревожности, что не может не сказаться на уровне выступлений на соревнований. На основе результатов исследования тренерский состав принял решение о проведении дополнительной воспитательной работы с занимающимися.
Библиографический список
- Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. 524 с.
- Железняк Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 384 с.
- Сопов В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте: методическое пособие. М.: «Олимп», 2010. 117 с.
Количество просмотров публикации: Please wait