Известно, что в спорте способность сохранять до самого финала максимальную концентрацию внимания имеет неоценимое значение. Среди причин, разъясняющих поражение спортсмена, на сегодняшний день довольно часто от тренеров можно услышать: потерял концентрацию и уступил. Неумение концентрировать внимание на относительно длительное время в спортивном состязании приводит к тому, что более сильный по всем спортивно-техническим параметрам спортсмен уступают сопернику более слабому, но способному сохранять глубокую концентрацию внимания до последних секунд соревнований [1].
Целью работы стало определение уровня концентрации внимания ачери-биатлонистов 12-15 лет. Для достижения цели необходимо было решить ряд задач: изучение и анализ методической литературы; подбор методики исследования проблемы; анализ полученных результатов.
В исследовании применялись следующие методы исследования:наблюдение, тестирование по методике «Таблица Шульте», математический анализ результатов.
В результате проведенного исследования с помощью методики «Таблица Шульте» нами был определен уровень концентрации Ачери-биатлонистов 12-15 лет. Полученные результаты были занесены в таблицу 1.
Таблица 1 – Результаты исследования концентрации внимания по методике «Таблица Шульте»
№ | 1 попытка | 2 попытка | 3 попытка | 4 попытка | 5 попытка | Средний результат |
1 | 50 | 54 | 52 | 55 | 56 | 53,4 |
2 | 52 | 54 | 53 | 55 | 56 | 54 |
3 | 58 | 59 | 56 | 57 | 53 | 56,6 |
4 | 54 | 51 | 52 | 53 | 55 | 53 |
5 | 51 | 53 | 52 | 52 | 56 | 52,8 |
6 | 53 | 52 | 51 | 54 | 57 | 53,4 |
7 | 58 | 51 | 55 | 56 | 59 | 55,8 |
8 | 59 | 50 | 56 | 55 | 54 | 54,8 |
9 | 51 | 51 | 54 | 52 | 53 | 52,2 |
10 | 54 | 58 | 56 | 56 | 55 | 55,8 |
Исходя из этого, мы видим, что средний результат всех испытуемых соответствует достаточному (среднему) уровню концентрации.
Данный факт говорит о том, что существующий уровень является нормой. Однако, рекомендуется для повышения результатов на соревнованиях повысить уровень концентрации внимания с помощью определенных методик или упражнений. Так, например, концентрация внимание на точке, радуга, фокусировка на объекте.
Для развития внимания нами были разработаны следующие мероприятия:
- при освоении некоторых наиболее сложных элементов техники в парах осуществляется взаимный контроль за правильностью выполнения заданий. При такой организации занятий у детей развивается наблюдательность, целенаправленное внимание, критический подход к оценке действий партнера, а, следовательно, и к своим собственным;
- силовые упражнения, а это увеличение физической силы и выносливости и как следствие увеличение статичности за счет вырабатываемой во время многоповторных подходов концентрации на механике выполнения выстрела, позволят максимально устранить колебания лука, туловища, ног, рук, и появления возможности сконцентрировать внимание на определенной группе мышц, исключая вмешательство других [2].
Важнейшей задачей общей психологической подготовки является формирование спортивного интереса, перспективной цели, дисциплины, самооценки, образного мышления, непроизвольного внимания, психосенсорных процессов.
Библиографический список
- Шатских А. Популярная энциклопедия внимания: умение управлять вниманием своим и чужим. М.: Перо, 2015. 367 с.
- Лаврентьева Л.К. Программа спортивной подготовки по виду спорта стрельба из лука (ачери-биатлон). Златоуст. 2016. URL: http://zlatsdushor1.ru/data/documents/sp-acheri.pdf
Количество просмотров публикации: Please wait