ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕНИЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Мищенко Екатерина Сергеевна
Томский государственный университет
студентка кафедры социологии (2 курс магистратуры)

Аннотация
Резкая интенсификация информационных потоков и слабых связей в сетевой среде разворачивает альтернативные по сравнению с традиционной институциональной средой возможности благотворительности (краудфандинг, онлайн-платформы и т.д.). В научном плане это требует концептуализации благотворительного действия как особо рода социального действия. В данной работе изучается вопрос функционирования благотворительности в новом пространстве – Интернете, путем анализа сообщений благотворительных сообществ в самой популярной российской социальной сети ВКонтакте.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Мищенко Е.С. Функциональный анализ благотворительных сообщений в сети Интернет // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/10/26089 (дата обращения: 22.02.2024).

Благотворительная деятельность имеет большое значение в современной России. Под благотворительной деятельностью понимается комплекс социально-необходимых и личностно-значимых действий и операций в виде добровольной и бескорыстной передачи собственности и денег другим лицам, а также бескорыстного выполнения работ и оказания услуг. [1, с. 204] Социальная значимость благотворительности заключается в том, что она обеспечивает гармонизацию интересов различных социальных и политических групп. [2, с. 60] Таким образом, уровень развития благотворительной деятельности является одним из индикаторов социального здоровья общества [3], следовательно, данная тема всегда была и остается актуальной для общества.

Одной из форм осуществления благотворительная деятельности являются благотворительные фонды, находящие в активном взаимодействии с социумом посредством социальных коммуникаций. Суть социальной коммуникации заключается в обмене информацией с внешней средой. [3] Одним из средств информационного обмена является Online-пространство, сеть Интернет, в частности, взаимодействие происходит посредством социальных сетей.

Согласно статистике, аудитория интернета постоянно растет, насчитывая 1000000 новых пользователей ежедневно. Именно такие показатели указаны в отчетах агентства We Are Social и сервиса Hootsuite за 2019 год.

В РФ насчитывается 109,6 млн. пользователей Интернета, это означает, что степень проникновения сети Интернет в общество достигло отметки 76%, и этот уровень растет с каждым годом. По сравнению с 2014 годом, количество интернет-пользователей увеличилось более чем на 1,9 млрд., то есть на 75% за 5 лет. Количество пользователей социальных сетей в мире на 2019 год составляет 3,5 млрд. или 45%, а в России 70 млн., это 49% от общей численности населения страны.

Самой популярной социальной сетью в России, по данным SimilarWeb, является «В контакте». Поэтому именно данная социальная сеть взята за основу эмпирической части исследования.

В данном исследовании были обозначены следующие исследовательские вопросы: каков основной функционал сообщений благотворительных сообществ, какие категории сообщений наиболее распространены, а также каковы типические особенности сообщений благотворительных сообществ разных направлений деятельности.

На основе анализа естественного языка сообщений благотворительных сообществ, среди которых были фонды, помогающие бездомным детям, больным людям, а также бездомным животным (рис. 1-2), были выявлены 3 основные функции благотворительных сообщений, а именно «информативная», «коммуникативная» и «функция активности», а также составлен классификатор.

 

Рисунок 1. Структура сообщений благотворительных сообществ, отобранных для Natural language processing (анализа естественного языка)

Рисунок 2. Состав данных для анализа

 

Классификатор «Функции сообщений благотворительных организаций на сайте vk.com»

1) Информативная:

1.1. Информация. Содержит информацию о деятельности организации, ее основных событиях, целях и задачах или любых других новостях, фактах, отчетах о проделанной работе, а также обратную связь от людей, которые оказали помощь, их отчеты о проделанной работе.

1.2. Биография. Личная информация о людях или животных, которым нужна помощь, и сотрудниках организации.

1.3. Дополнительная информация. Интересные факты или события, которые относятся к деятельности организации (научные открытия, создание вакцин, результаты исследований, развеивание мифов о деятельности, познавательные статьи, связанные с деятельностью организации и др.).

1.4. Уведомление о текущих и локальных событиях. Включает поздравления с праздниками или поддержку событий сообщества.

2) Коммуникативная:

2.1 Раздача признаний и благодарностей. Благодарность пользователям, которые репостнули сообщения организации или упомянули ее на своей странице, а также пользователям, которые участвовали в каких-либо мероприятиях или пожертвованиях.

2.2 Реакция на настойчивую просьбу, подстрекательство. Записи, которые, содержат реакцию администраторов сообщества на настойчивые просьбы, вопросы или оскорбления.

3) Активность:

3.1 Продвижение, реклама события. Эти записи включают в себя не только информацию о событиях, но также дату, время или цену – реклама мероприятий (коммерческих и некоммерческих), в том числе телевизионных программ и эфиров в других массмедиа.

3.2 Призыв к пожертвованиям. Записи, включающие в себя прямую просьбу о пожертвовании, донорской помощи или других видах помощи, а также записи, включающие в себя предложения об оказании помощи.

3.3 Продажа продукции. Прямая продажа продукции.

3.4 Поиск волонтеров, сотрудников или финкураторов. Просьба или информация о том, что нужны волонтеры или сотрудники.

3.5 Лоббирование (продвижение) и пропаганда. Просьба репоста администраторами сообщества.

3.6 Призыв на другой сайт или голосование за другую организацию. Включает в себя просьбу к подписчикам переходить на другой сайт, регистрироваться на нем или принимать участие в голосовании за организацию на стороннем сайте.

3.7 Обучение как помочь. Содержат информацию о том, как правильно оказывать помощь, какие шаги нужно предпринимать.

3.8 Призыв к деятельности в комментариях. Включает в себя просьбу совершать какие-либо действия в комментариях к записям сообщества.

 

По итогам контент-анализа, были определены самые распространенные категории сообщений благотворительных сообществ в социальных сетях. 30% сообщений относились к категории «Призыв к пожертвованиям», 18% – к категории «Биография», 13% – к категории «Призыв на другой сайт или голосование за другую организацию» и 11% относятся к категории «Информация» (рис. 3).

Рисунок 3. Категории сообщений благотворительных сообществ в социальных сетях

 

Стоит отметить, что для благотворительных сообществ, которые помогают людям, характерны следующие категории сообщений (рис. 4): призыв к пожертвованиям (24%), информация и отчеты о деятельности сообщества (17%), а также раздача признаний и благодарностей людям, оказавшим помощь (14%). Для сообществ, которые помогают животным, характерны такие категории как (рис. 5): призыв к пожертвованиям (34%), информация о животных, которым нужна помощь (история их жизни, описание характера и т.д), призыв на другой сайт, в частности личный сайт благотворительной организации, или голосование за другую организацию (18%).

 

Рисунок 4. Распределение категорий сообщений благотворительных сообществ, помогающих людям

 

 

Рисунок 5. Распределение категорий сообщений благотворительных сообществ, помогающих животным

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1)                 Основными функциями сообщений благотворительных сообществ являются: информативная, коммуникативная и активность;

2)                 К самыми распространенными категориям сообщений благотворительных сообществ относятся призыв к пожертвованиям, биография людей или животных, которым необходима помощь, призыв на другой сайт или голосование за другую организацию, а также информация и отчеты о деятельности благотворительных сообществ;

3)                 Категории самых распространенных сообщений благотворительных сообществ разнятся в зависимости от направления деятельности данных сообществ. Для сообществ, помогающих людям, характерны такие категории сообщений как призыв к пожертвованиям, информация и отчеты о деятельности сообщества, а также раздача признаний и благодарностей людям, оказавшим помощь. Для сообществ, помогающим животным, характерны призыв к пожертвованиям, информация о животных, которым нужна помощь, призыв на другой сайт, в частности личный сайт благотворительной организации, или голосование за другую организацию. Стоит отметить, что категория «призыв к пожертвованиям» является самой распространенной как для сообществ, которые помогают людям, так и для сообществ, помогающим животным.


Библиографический список
  1. Головкин Р. Б., Журавлев В. И. Механизм благотворительной деятельности // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4. С. 204-213.
  2. Соколов А. В., Власова А. А. Благотворительность в системе гражданской активности россиян // Власть. 2014. № 12. С. 56-61.
  3. Солнцева М.М. УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОДВИЖЕНИИ РОССИЙСКИХ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 3(3). URL: https://sibac.info/journal/student/3/72237 (дата обращения: 05.04.2019).


Все статьи автора «Мищенко Екатерина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: