ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Гудкова Кристина Владимировна
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
студент факультета психологии

Аннотация
В статье представлено описание феномена тревожности, ее видов, а именно особенности проявления ситуативной тревожности у старшеклассников, определены методики исследования (методика исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера, адаптированный Ю.Л.Ханиным, методика измерения уровней тревожности Дж. Тейлора в адаптации Т.А. Немчина, методика изучения уровня тревожности А.М.Прихожан и представлен количественный и качественный анализ полученных результатов.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Гудкова К.В. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у старшеклассников // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/01/25545 (дата обращения: 25.02.2024).

Научный руководитель:
Капитанец Е. Г., к. псх. н., доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г.Челябинск

Актуальность исследования проблемы ситуативной тревожности, как психического состояния, обусловлена важностью эффективного психологически безопасного обучения в современной школе, а также психологически безопасного воспитания в семье. Тревожность имеет связь с историческим периодом жизни общества, которая отражается в содержании страхов, характере «возрастных пиков» тревожности, частоте распространенности и интенсивности переживания тревоги, значительном числе тревожных людей в России в последнее десятилетие. Тревожность как сигнал об опасности привлекает внимание к возможным трудностям, препятствиям для достижения цели, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь лучшего результата. Поэтому нормальный уровень тревожности рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности и свойственен всем людям. Повышенная тревожность мешает человеку в общении, учебной деятельности, и способствует развитию невроза. Проблемой является напряжение в среде, которое усиливает тревожность, но при этом отсутствуют механизмы регуляции эмоционального состояния и сопротивление уровню тревожности [5, 11].

Тревожность — субъективное переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или характера.

Подростки, имеющие высокую тревожность, отличаются неадекватной самооценкой, не уверены в себе и в своих силах, не всегда могут вступить в контакт с окружающими сверстниками и взрослыми.

Известен ряд ситуаций, являющихся источником тревожности в данном возрасте:

  1. ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
  2. ситуации, актуализирующие представления о себе;
  3. ситуации общения с взрослыми и сверстниками;
  4. уровень удовлетворенности своей внешностью;
  5. необходимость профессионального и личностного самоопределения.

Проблема тревожности занимает важное место в системе коррекционных мероприятий отечественных и зарубежных психологов. И такой интерес к ней не случаен, так как она отражается на всех уровнях социального функционирования личности. Повышенная тревожность служит помехой человеку в общении, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, формированию учебной деятельности, способствует блокированию психосоматических систем организма, что может привести к развитию невроза и депрессии [4].

Результаты исследования тревожности у старшеклассников по методике диагностики самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина представленные на рисунке 1 [9].


Рис.1. Результаты диагностики уровня тревожности у старшеклассников по методике Спилбергера-Ханина.

Показатели уровня тревожности по методике Тейлора представлены на рисунке 2 [9].

Рис.2. Результаты диагностики у старшеклассников по методике определения тревожности Тейлора

По результатам диагностики старшеклассников по методике определения уровня тревожности А.М.Прихожан, были получены следующие результаты.

Результаты диагностики отражены на рисунке 3 [9]


Рис. 3. Результаты диагностики уровня тревожности у старшеклассников по методике измерения уровня тревожности А.М.Прихожан

Наличие у старшеклассников высокого уровня тревожности является показанием к проведению психолого-педагогической коррекции с целью стабилизации эмоционального состояния юношей на пороге вступления ребят, во взрослую самостоятельную жизнь[6, 2].

Современная психологическая наука обладает огромным методическим инструментарием для коррекции высокого уровня тревожности. Но при всем многообразии подходов, выявлена общая тенденция, коррекционная работа должна осуществляться в четырех основных направлениях: повышение самооценки, обучение умению снимать мышечное напряжение, отработка навыков уверенного поведения в конкретных ситуациях, развитие рефлексии.[5, 9]

Наиболее приоритетной формой проведения коррекционно-развивающей работы, направленной на снижение уровня тревожности старших школьников, является работа в группе, так как именно в группе проявляются все механизмы психологического воздействия.[2,7 ,10]

На основе результатов констатирующего исследования была разработана программа психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у старшеклассников.

Цель программы: снижение уровня тревожности старших школьников.

Задачи программы:

1. Повысить уровень компетентности учащихся в ситуациях межличностного взаимодействия.

  • Отработать приемы, позволяющие старшеклассникам справиться с тревогой.
  • Формировать устойчивую положительную самооценку и развить навыки саморегуляции старшеклассников.
  • Снять эмоциональное и мышечное напряжение учащихся 10 класса.
  • Помочь старшеклассникам лучше узнать себя свои сильные стороны.
  • Развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх.
  • Научить старшеклассников наиболее полно реализовывать себя в общении и деятельности.
  • Развить средства самопознания старших школьников.

Программа предусмотрена для работы с людьми юношеского возраста от 16 до 25 лет. Продолжительность коррекционно-развивающего тренинга 1,5 месяца (15 занятий). Занятия проводились 2 раза в неделю, в форме тренинга в кабинете, где участники могли свободно разместиться по кругу.

Продолжительность одного занятия от 1 до 1,5 часа. Численность участников в группе 20 человек.

В ходе работы используются игровые методы, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного типа, а также психогимнастика.

В ходе контрольно – обобщающего этапа, с целью проверки эффективности коррекционной программы, направленной на снижение уровня тревожности старших школьников, была осуществлена повторная диагностика, которая позволила определить динамику изменения уровня тревожности старшеклассников.

Повторное диагностическое исследование было произведено по методикам, использовавшимся при первичной диагностике.

В результате сопоставления показателей первичной и вторичной диагностики у старшеклассников по методике определения уровня тревожности Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина были получены следующие результаты, отраженные на рисунке 4


Рис. 4 Сравнительные результаты диагностики уровня тревожности у старшеклассников по методике Спилбергера-Ханина до и после коррекции.

Как видно из полученных данных высокий уровень тревожности учащихся до проведения коррекции составлял 45 % (9 человек) после коррекции составляет 25% (5 человек), следовательно, можно констатировать снижение уровня тревожности по данному показателю на 20 %.

Средний уровень тревожности учащихся до проведения коррекции составлял 25% (5 человек), а после коррекции составляет 45% (9 человек), можно констатировать повышение данного показателя на 20%..

Низкий уровень тревожности учащихся до коррекции составлял 30 % (6 человек) после коррекции составляет 30% (6 человек), повышение числа учащихся с низким уровнем тревожности не выявлено.

Анализируя полученные данные можно с уверенностью констатировать следующее:    у старшеклассников достоверно прослеживается
тенденция снижения высокого уровня тревожности. Следовательно, проведенная коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение уровня тревожности у старших школьников эффективна.

Данные, полученные в результате сопоставления первичных и вторичных показателей уровня тревожности у старшеклассников по методике Тейлора, адаптированной Т.А. Немчиным представлены на рисунке 5.


Рис.5 Сравнительные результаты уровня тревожности у старшеклассников по методике Тейлора до и после коррекции

Исходя, из представленных показателей отмечается следующая тенденция: высокий уровень тревожности у учащихся снизился с 35% (7 человек) до 10% (2 человека), разница составляет 25% (5 человек).

Средний уровень тревожности с тенденцией к высокому у учащихся остался на прежнем уровне 35% (7 человек) как до, так и после коррекции, учащиеся характеризуются адекватной социальной адаптированностью, но в ряде ситуаций им свойственно напряжение и усиленное беспокойство. Это
ситуации связанные с основными потребностями возраста (межличностное общение, школьная успеваемость).

Низкий уровень тревожности составляет 10% (2человека), как до, так и после коррекции. Следовательно, увеличение по данному показателю не отмечается.

Средний уровень тревожности с тенденцией к низкому уровню возрос с 20% (4 человека) до 45% (9 человек), следовательно, отмечается тенденция увеличения по данному показателю на 25%,что составляет 5 человек.

В целом, исходя из сопоставления показателей уровня тревожности, полученных в ходе первичной и вторичной диагностики, по данной методике у старшеклассников можно констатировать снижение уровня тревожности. Это подтверждает эффективность коррекционно – развивающих мероприятий, направленных на снижение высокого уровня тревожности старших школьников

Результаты сопоставления показателей первичной и вторичной диагностики уровня тревожности у старшеклассников А.М. Прихожан, отражены на рисунке 6.


Рис. 6 Сравнительные результаты уровня тревожности у старшеклассников по методике А.М. Прихожан до и после коррекции.

Из рисунка 6 наглядно видно, что количество учащихся с высоким уровнем тревожности до коррекции составляло 10% (2 человека), после коррекции учащихся с высоким уровнем тревожности не выявлено.

Высокий уровень тревожности до коррекции зарегистрирован у 10% (2 человека) учащихся, после коррекции он отмечается у 5%учащихся, следовательно, отмечается снижение по данному показателю на 5% (1 человек).

Нормальный уровень тревожности возрос с 40% (8 человек) до 55% (11
человек), соответственно увеличение по данному показателю составляет 15%    (3 человека).

Повышенный уровень тревожности до и после коррекции остался без изменений и составляет 25% (5 человек).

Низкий уровень тревожности зарегистрирован у 15% учащихся (3 человека) как до, так и после коррекции.

Анализируя результаты диагностики можно утверждать, что разработанная коррекционная программа, направленная на снижение уровня тревожности у старших школьников является эффективной, так как наблюдается положительная динамика изменения уровня тревожности, т.е. снижение высокого уровня тревожности на 20% у 4 человек.

Анализируя результаты исследования можно с уверенностью констатировать снижение уровня тревожности у старшеклассников, что подтверждается математическим подсчетом полученных показателей уровня тревожности по Т- критерию Вилкоксона. Следовательно, коррекционно – развивающая программа, направленная на снижение уровня тревожности старших школьников эффективна.

Родителям учащихся с высоким уровнем тревожности и педагогам, работающим с данными старшеклассниками, были даны следующие рекомендации по осуществлению взаимодействия с ними.

Тревожность представляет собой субъективное переживание дискомфорта связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние, характеризующееся как ситуативная тревога и тревожность как устойчивое свойство, черту личности. Некоторый уровень тревожности является необходимым, он характеризуется как мобилизирующий это так называемая полезная тревожность.

На возникновение тревожности в старшем школьном возрасте оказывают влияние: изменения, происходящие во внешности подростка, сомнения здесь продиктованы мнимым несоответствием, декларируемым в средствах массовой информации, эталонам красоты; характер взаимоотношений с окружающими сверстниками и взрослыми; тип взаимоотношений с родителями; школьная успеваемость, но главное это необходимость личностного и профессионального самоопределения старшеклассника.

Тревожность проявляется в изменении уровня притязания личности, в снижении самооценки, нерешительности, неуверенности в себе. Наблюдается обратная связь тревожности с такими особенностями личности, как социальная активность, принципиальность, стремление к лидерству, решительность, уверенность, работоспособность и другими. Поэтому наличие у старших школьников высокого уровня тревожности, является показанием к проведению коррекционных мероприятий, направленных на ее снижение.

Наиболее приоритетной формой проведения коррекционно-развивающей работы, направленной на снижение уровня тревожности старших школьников, является работа в группе, так как именно в группе проявляются все механизмы психологического воздействия

Анализируя полученные данные первичной и вторичной диагностики можно с уверенностью констатировать следующее:    у старшеклассников достоверно прослеживается
тенденция снижения высокого уровня тревожности. Следовательно, проведенная коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение уровня тревожности у старших школьников эффективна.

 


Библиографический список
  1. Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. Учеб. пособие для вузов. 4-е издание – М.: Смысл, 2016. – 672 с.
  2. Долгова В.И.СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ//В сборнике: INFLUENCE OF KNOWLEDGE AND PUBLIC PRACTICE ON THE DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL AND PERSONAL SUCCESS IN LIFE Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the CXXIV International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences. Chief editor – Pavlov V.V.. 2016. С. 39-41. https://elibrary.ru/item.asp?id=26408158
  3. Долгова В.И. ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ// В сборнике: INFLUENCE OF KNOWLEDGE AND PUBLIC PRACTICE ON THE DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL AND PERSONAL SUCCESS IN LIFE Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the CXXIV International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences. Chief editor – Pavlov V.V.. 2016. С. 41-44. https://elibrary.ru/item.asp?id=26408120
  4. Долгова В.И., Кормушина Н.Г.ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 6. С. 132-136. https://elibrary.ru/item.asp?id=26696656
  5. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Купцов М.В.,МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИУченые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 5 (135). С. 272-278. https://elibrary.ru/item.asp?id=26188632
  6. Калашникова Л.А., Костина Е.А. Психолого-педагогические подходы к понятию «социальная зрелость личности» в зарубежной и отечественной науках // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 4. – С. 18–28. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1604.02
  7. Капитанец Е.Г. Проявление ситуативной тревожности подростков с нарушением опороно-двигательного аппарата//Проблемы и перспективы развития науки в России и мире. Уфа, 2015. – С.200-202.
  8. Корсакова Н. К., Володарская И. А. Связь тревожности и продуктивности познавательной деятельности // Психология в вузе. 2010. № 4. С. 84–94.
  9. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. 3-е изд., перераб. СПб.: Питер, 2010. 512 с.
  10. Малахова, А. Н.: Диагностика и коррекция тревожности и страхов у детей / А. Н. Малахова – М.: Детство-Пресс, 2016. – 280 с.
  11. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. 4-е издание. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. 672 с.


Все статьи автора «Гудкова Кристина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: