Младший школьный возраст традиционно считается «эмоционально насыщенным». Данный период знаменуется одним из наиболее ярких возрастных кризисов развития («кризис семи лет»), в связи с чем, учащийся становится особенно эмоционально возбудимым, раздражительным, капризным, что происходит на фоне процесса адаптации к новой роли — школьника [1, с. 5].
Школа одна из первых открывает перед учащимся мир социально-общественной жизни. Параллельно с семьей, образовательное учреждение берет на себя одну из главных ролей в воспитании учащегося. Поэтому школа становится одним из определяющих факторов в становлении личности учащегося. Многие основные личностные качества складываются в данный период жизни и от того, как они будут заложены, зависит последующее развитие учащегося.
В. А. Сухомлинский утверждал: «Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении — это его духовная жизнь, его внутренний мир. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает глубоко личное отношение к тому, что ему удается и не удается. Игнорирование эмоционального состояния ребенка или резко негативные реакции взрослых могут привести к печальным последствиям, таким как тревожность, страхи или отсутствие мотивации к обучению».
Школьная тревожность — это форма выражения эмоционального неблагополучия учащегося. Данный вид тревожности проявляется в волнении, в повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Учащийся постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений [2, с. 266].
Наличие школьной тревожности у учащихся младшего школьного возраста характерно для данного возрастного периода, так как учащиеся постоянно находятся в процессе познания. Устранить тревогу — означает нивелировать все трудности познания, которые являются необходимым условием успешности усвоения знаний. Следует отметить, что оптимальная учеба в школе возможна только при условии систематического переживания тревоги по поводу новых для учащегося событий школьной жизни. Поэтому интенсивность переживания не должна превышать индивидуальной для каждого учащегося «критической точки», после которой начинается дезорганизующее, а не мобилизующее влияние [1, с. 10].
На основе анализа литературы выделены наиболее актуальные в настоящее время факторы, способствующие формированию школьной тревожности и закреплению ее в устойчивое состояние:
— учебные перегрузки;
— неспособность учащегося справиться со школьной программой;
— неадекватные ожидания со стороны родителей;
— неблагоприятные отношения с педагогами;
— регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;
— смена школьного коллектива или непринятие детским коллективом.
Игра является наиболее эффективным способом коррекции различных нарушений в поведении младших школьников, в особенности коррекции тревожности. Специально подобранный комплекс игр и упражнений может помочь учащимся не только стабилизировать эмоциональное состояние, но и научит правильно выражать свои эмоции.
Песок — один из наиболее привычных материалов, который легко осваивается детьми: он создает комфорт при соприкосновении, податливый, позволяет легко научиться работать с ним и реализовать свои фантазии. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие учащихся, и это делает его прекрасным средством для профилактики и коррекции тревожных проявлений учащегося.
Уникальность пескотерапии состоит в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, поскольку способствует повышению адаптационных способностей, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе. Во время игр с песком у детей возникает чувство безопасности, так как песочный мир — это мир под его контролем [3, с. 9].
Занятия по песочной терапии строятся в игровой форме и таким образом, чтобы у ребенка формировалось положительное отношение к себе, развивалась адекватная возрасту самооценка, ребенок овладевал чувством контроля над эмоциями. Позволяет преобразовывать агрессивные, тревожные, разрушительные чувства, предупреждая проявление их в поступках. По мнению А. И. Захарова — «это творческий акт, позволяющий детям ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды» [4, с. 48].
Сам по себе песок является успокаивающим средством. Развивается тактильная чувственность. При «общении» с песком, дети как будто «оживают» с новой силой. Они словно растворяются в этом довольно увлекательном процессе. Мало того, они легко открывают «тайную дверцу» к своему внутреннему миру, чувствам, эмоциям. Ведь выразить словами все свои переживания они могут с трудом. Поэтому на помощь приходит песок. В это время специалистам многое становится понятно, они могут увидеть те моменты и сюжеты в жизни детей, которые до этого были просто скрыты от посторонних глаз. И не только могут увидеть, но и помочь, изменить «неправильные» пути во внутреннем мире ребенка [5, с. 87].
Игра с песком как методика консультирования была впервые описана в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Техника заключалась в следующем: на специальном подносе, заполненном песком, учащиеся создавали композиции, используя воду, и, понравившиеся им, миниатюрные фигурки и предметы. Полученные композиции учащиеся часто называли «мой мир», вследствие чего, Маргарет Ловенфельд назвала данную методику «Построение мира».
В настоящее время игра с песком и построение композиций на песке используются во многих направлениях психотерапии: в организационном консультировании и глубинной психотерапии; в индивидуальной и групповой работе; при работе с детьми и взрослыми [6, с. 8].
В настоящее время разрабатываются различные педагогические системы с использованием пескотерапии в процессе образования детей, как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Большой вклад в развитие пескотерапии внесли отечественные педагоги Санкт-Петербурского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме — Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь «особому» ребенку».
Педагог-психолог может использовать самые разнообразные методы при коррекции тревожности учащихся. Они могут быть индивидуальными или групповыми. В любом случае, пескотерапия благотворно влияет на стабилизацию эмоционального фона. Данный вид терапии позволяет ребенку, прежде всего, быть самим собой. [7, с. 2].
В песке, учащийся имеет возможность проигрывать волнующие его ситуации в жизни, использовать игрушечные фигуры как образы окружающих его людей, которые, так или иначе, влияют на его эмоциональный фон. Также, учащийся может создавать исключительно свой мир, в котором, как ему кажется, ему было бы комфортнее. Младший школьник способен избавиться от своего напряженного эмоционального состояния [8, с. 25].
Специалисты парапсихологии утверждают, что песок способен «поглощать» негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Вследствие чего, пескотерапия рассматривается как наиболее эффективное средство коррекции тревожности для младших школьников [9, с. 4].
Таким образом, занятия с применением пескотерапии дают результат стабилизации эмоционального состояния, коррекции тревожности и снижения негативной психической энергии. Учащиеся получают максимальное удовольствие от занятия и наполняются позитивной энергией.
Библиографический список
- Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004. — 248 с.
- Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. — М.: Академия, 2003. — 448 с.
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2002. — 224 с.
- Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб: Речь, 2006. — 160 с.
- Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль: Акажемия развития, 1996. — 208 с.
- Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.
- Александровская М. В. Миражи песчаной педагогики: песочная психотерапия // Дошкольное образование. — 2006. — №12. — С. 2-3.
- Большебратская Э. Э. Песочная терапия. — Петропавловск, 2010. — 74 с.
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей. — СПб.: Питер, 1998. — 128 с.