ПЕСКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Носулько Алена Вячеславовна
Нижнетагильский социально-педагогический институт филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета
студент факультета психолого-педагогического образования

Аннотация
В данной статье отражено описание пескотерапии как средства коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста. Актуальность темы исследования обуславливается ростом показателей наличия тревожности у учащихся младшего школьного возраста.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Носулько А.В. Пескотерапия как средство коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/01/25526 (дата обращения: 23.02.2024).

Младший школьный возраст традиционно считается «эмоцио­нально насыщенным». Данный период знаменуется одним из наиболее ярких возрастных кризисов развития («кризис семи лет»), в связи с чем, учащийся становится особенно эмоционально возбудимым, раздражительным, капризным, что происходит на фоне процесса адаптации к новой роли — школьника [1, с. 5].

Школа одна из первых открывает перед учащимся мир социально-общественной жизни. Параллельно с семьей, образовательное учреждение берет на себя одну из главных ролей в воспитании учащегося. Поэтому школа становится одним из определяющих факторов в становлении личности учащегося. Многие основные личностные качества складываются в данный период жизни и от того, как они будут заложены, зависит последующее развитие учащегося.

В. А. Сухомлинский утверждал: «Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении — это его духовная жизнь, его внутренний мир. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает глубоко личное отношение к тому, что ему удается и не удается. Игнорирование эмоционального состояния ребенка или резко негативные реакции взрослых могут привести к печальным последствиям, таким как тревожность, страхи или отсутствие мотивации к обучению».

Школьная тревожность — это форма выражения эмоционального неблагополучия учащегося. Данный вид тревожности проявляется в волнении, в повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Учащийся постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений [2, с. 266].

Наличие школьной тревожности у учащихся младшего школьного возраста характерно для данного возрастного периода, так как учащиеся  постоянно находятся в процессе познания. Устранить тревогу — означает нивелировать все трудности познания, которые являются необхо­димым условием успешности усвоения знаний. Следует отметить, что оптимальная учеба в школе возможна только при условии системати­ческого переживания тревоги по поводу новых для учащегося событий школьной жиз­ни. Поэтому интенсивность переживания не должна превы­шать индивидуальной для каждого учащегося «критической точки», после которой начинается дезорганизующее, а не мо­билизующее влияние [1, с. 10].

На основе анализа литературы выделены наиболее актуальные в настоящее время факторы, способствующие формированию школьной тревожности и закреплению ее в устойчивое состояние:

— учебные перегрузки;

— неспособность учащегося справиться со школьной програм­мой;

— неадекватные ожидания со стороны родителей;

— неблагоприятные отношения с педагогами;

— регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;

— смена школьного коллектива или непринятие детским коллективом.

Игра является наиболее эффективным способом коррекции различных нарушений в поведении младших школьников, в особенности коррекции тревожности. Специально подобранный комплекс игр и упражнений может помочь учащимся не только стабилизировать эмоциональное состояние, но и научит правильно выражать свои эмоции.

Песок — один из наиболее привычных материалов, который легко осваивается детьми: он создает комфорт при соприкосновении, податливый,  позволяет легко научиться работать с ним и реализовать свои фантазии. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие учащихся, и это делает его прекрасным средством для профилактики и коррекции тревожных проявлений учащегося.

Уникальность пескотерапии состоит в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, поскольку способствует повышению адаптационных способностей, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе. Во время игр с песком у детей возникает чувство безопасности, так как песочный мир — это мир под его контролем [3, с. 9].

Занятия по песочной терапии строятся в игровой форме и таким образом, чтобы у ребенка формировалось положительное отношение к себе, развивалась адекватная возрасту самооценка, ребенок овладевал чувством контроля над эмоциями. Позволяет преобразовывать агрессивные, тревожные, разрушительные чувства, предупреждая проявление их в поступках. По мнению А. И. Захарова — «это творческий акт, позволяющий детям ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды» [4, с. 48].

Сам по себе песок является успокаивающим средством. Развивается тактильная чувственность. При «общении» с песком, дети как будто «оживают» с новой силой. Они словно растворяются в этом довольно увлекательном процессе. Мало того, они легко открывают «тайную дверцу» к своему внутреннему миру, чувствам, эмоциям. Ведь выразить словами все свои переживания они могут с трудом. Поэтому на помощь приходит песок. В это время специалистам многое становится понятно, они могут увидеть те моменты и сюжеты в жизни детей, которые до этого были просто скрыты от посторонних глаз. И не только могут увидеть, но и помочь, изменить «неправильные» пути во внутреннем мире ребенка [5, с. 87].

Игра с песком как методика консультирования была впервые описана в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Техника заключалась в следующем: на специальном подносе, заполненном песком, учащиеся создавали композиции, используя воду, и, понравившиеся им, миниатюрные фигурки и предметы. Полученные композиции учащиеся часто называли «мой мир», вследствие чего, Маргарет Ловенфельд назвала данную методику «Построение мира».

В настоящее время игра с песком и построение композиций на песке используются во многих направлениях психотерапии: в организационном консультировании и глубинной психотерапии; в индивидуальной и групповой работе; при работе с детьми и взрослыми [6, с. 8].

В настоящее время разрабатываются различные педагогические системы с использованием пескотерапии в процессе образования детей, как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Большой вклад в развитие пескотерапии внесли отечественные педагоги Санкт-Петербурского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме — Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь «особому» ребенку».

Педагог-психолог может использовать самые разнообразные методы при коррекции тревожности учащихся. Они могут быть индивидуальными или групповыми. В любом случае, пескотерапия благотворно влияет на стабилизацию эмоционального фона. Данный вид терапии позволяет ребенку, прежде всего, быть самим собой. [7, с. 2].

В песке, учащийся имеет возможность проигрывать волнующие его ситуации в жизни, использовать игрушечные фигуры как образы окружающих его людей, которые, так или иначе, влияют на его эмоциональный фон. Также, учащийся может создавать исключительно свой мир, в котором, как ему кажется, ему было бы комфортнее. Младший школьник способен избавиться от своего напряженного эмоционального состояния [8, с. 25].

Специалисты парапсихологии утверждают, что песок способен «поглощать» негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Вследствие чего, пескотерапия рассматривается как наиболее эффективное средство коррекции тревожности для младших школьников [9, с. 4].

Таким образом, занятия с применением пескотерапии дают результат стабилизации эмоционального состояния, коррекции тревожности и снижения негативной психической энергии. Учащиеся получают максимальное удовольствие от занятия и наполняются позитивной энергией.


Библиографический список
  1. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004. — 248 с.
  2. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. — М.: Академия, 2003. — 448 с.
  3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2002. — 224 с.
  4. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб: Речь, 2006. — 160 с.
  5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль: Акажемия развития, 1996. — 208 с.
  6. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.
  7. Александровская М. В. Миражи песчаной педагогики: песочная психотерапия // Дошкольное образование. — 2006. — №12. — С. 2-3.
  8. Большебратская Э. Э. Песочная терапия. — Петропавловск, 2010. — 74 с.
  9. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей. — СПб.: Питер, 1998. — 128 с.


Все статьи автора «Носулько Алена Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: