Целеполагание рассматривается как важнейшая категориальная характеристика образовательного процесса. Исследованию этой проблемы уделяли особое внимание такие учёные – педагоги, как Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, В.А. Сластёнин, Н.Ф. Талызина и др.
Степень научной разработки данной проблемы и её современное состояние могут быть определены как сложные и противоречивые [1]. Это объясняется разнообразием существующих подходов к её решению. В работах Ю.К. Бабанского, Е.П. Белкина, В.П. Беспалько, Р. Мейджера описаны механизмы развития целеполагания в педагогической практике. Анализ технологической стороны педагогического целеполагания и связи целеполагающей деятельности с основными личностными мотивами педагогического труда осуществлялся в работах Е.В. Бондаревской, B.C. Ильина, Н.В. Кузьминой, В.Т. Фоменко, Т.В. Христидис, Т.И. Щукиной и др. В трудах психологов A.A. Бодалёва, А.Н. Леонтьева, Н.Ф. Наумова рассмотрены психологические закономерности педагогического целеполагания, их обусловленность интересами, потребностями, установками личности. Большой вклад в развитие социально-педагогической теории целеполагания внесли Ю.П. Азаров, В.Г. Афанасьев, Л.П. Буева, В.И. Загвязинский, A.B. Мудрик, B.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др. Они отмечали, что на сознание и деятельность личности будущего преподавателя влияют различные силы − внешние (социальная среда) и внутренние (воля, желания, способности и т.д.). Эта мысль прослеживается в работах B.C. Библера, Л.С. Выготского, B.C. Мухиной и др. Идеи личностно-ориентированного образования, связанные с адекватным представлением личности о себе, других, социальной среде, возможностях развития и самореализации разрабатывали К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, И.В. Дубровина, В.П. Зинченко, Е.А. Климов, A.A. Леонтьев, Б.Г. Мещеряков, Н.М. Никольская, В.А. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская. В работах Г.А. Балла, А.И. Мищенко, Л.Ф. Спирина и др. определяется положение об активности личности в процессе педагогической деятельности, где целеполагание является цементирующим элементом системы. Проблемой развития педагогического целеполагания в профессиональной подготовке будущего педагога с позиций различных теоретических подходов педагогики занимались P.M. Асадуллин, В.А. Беликов, Н.М. Борытко, A.A. Вербицкий, В.В. Давыдов, В.А. Кан-Калик, Ю.А. Конаржевский, А.Н. Леонтьев, Н.В. Немов, Н.Д. Никандров, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, Б.М. Теплов, П.И. Третьяков, Т.И. Шамов, Р.Х. Шакуров, И.С. Якиманская и др. В этих работах заложен фундамент для дальнейшего исследования проблем развития педагогического целеполагания у преподавателей образовательных организаций.
Наука о целеполагании − таксоно́мия (от др.-греч. τάξις − строй, порядок и νόμος − закон) доказывает необходимость начального этапа любой деятельности с обсуждения конечных целей, т.е. предполагаемых результатов этой деятельности. Термин «таксономия» впервые был предложен Огюстеном Декандолем в 1813 году и первоначально применялся только в биологии для классификации растений. Позже этот термин стал использоваться для обозначения общей теории классификации и систематизации сложных систем и в других областях знаний.
В 1956 году группа исследователей под руководством профессора педагогики Чикагского университета Бенджамина Блума разработала вариант образовательных целей.
Б. Блум в книге «Таксономия образовательных целей: сфера познания» (1956) предложил деление образовательных целей на три сферы: когнитивную («знаю»), аффективную («чувствую») и психомоторную («творю»). С точки зрения Блума, цели обучения напрямую зависят от иерархии мыслительных процессов. К ним относятся запоминание (remembering), понимание (understanding), применение (applying), анализ (analizing), синтез (creating) и оценка (evaluating).
В нашей работе определяется сущность понятий «педагогическое целеполагание» и «цель учебного занятия», предлагаются общеметодические требования и порядок постановки образовательной цели. В разработанной нами таблице «Образовательные цели учебных занятий» приводятся примерные формулировки целей (обучающих, развивающих, воспитательных) разных видов учебных занятий в высшей школе.
Анализ определений понятия «педагогическое целеполагание» показал разнообразие подходов к пониманию его сути. В концепциях учёных-педагогов отражена специфика педагогического целеполагания в проектировании образования как общественного института, в конструировании образовательного процесса, в практической профессиональной деятельности педагога.
А.В. Хуторской использует термин «образовательное целеполагание» [2, с. 293], который широкого распространения не получил. В работе мы оперируем термином «педагогическое целеполагание».
В целом под педагогическим целеполаганием понимается сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности; потребность педагога в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации; способность трансформировать общественные цели в цели совместной деятельности с обучающимися [3, с. 380].
Общее понятие цели имеет несколько значений: 1) предвосхищаемый результат деятельности; 2) предметная проекция будущего; 3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
Постановка цели содержит элемент планирования, предвидения способов выполнения действий. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему.
Цель в педагогической системе должна быть поставлена диагностично, т.е. настолько точно и определённо, чтобы можно было однозначно сделать заключение о степени её реализации и построить образовательный процесс, гарантирующий её достижение за заданное время [4, с. 31].
Под диагностичностью образовательной цели понимается, что
- дано точное и определённое описание формируемых компетенций, которые легко отличаются друг от друга;
- имеется способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемых компетенций в процессе объективного контроля его сформированности;
- возможно измерение интенсивности диагностируемых компетенций на основе данных контроля;
- существует шкала оценки компетенций (критерии и показатели), опирающаяся на результаты измерения [5, с. 31-32].
Постановка цели предполагает ступенчатую систему:
- Государственные цели.
- Цели отдельных образовательных систем и этапов образования.
- Цели обучения и воспитания по отдельным дисциплинам или воспитательной работе.
- Цели темы учебного занятия.
Начинающий преподаватель должен понимать взаимосвязь между ступенями постановки цели. Государственная цель определяется государственным (социальным) заказом, она глобальная, в итоге освоения образовательной программы её нужно достичь (формирование у выпускника всех компетенций, указанных во ФГОС). Далее следуют ведомственные цели и цели высших образовательных организаций, которые конкретизируют конечную цель в зависимости от специфики сферы (КТ). Образовательные цели определённых учебных дисциплин формулируются преподавателями, читающими данные курсы и ставятся в самом начале изучения дисциплины. Реализация этой цели связана с достижением цели каждого учебного занятия.
Целеполагание определяет структурную основу программ деятельности не только обучающегося и преподавателя, но и всей образовательной организации, позволяя определять адекватную технологию обучения и систему критериев оценки получаемых результатов.
Проблема целеполагания в военном вузе заключается в требовании к преподавателю на современном этапе реформирования и модернизации системы образования принимать самостоятельное решение и прогнозировать его возможные последствия, т.е. уметь формулировать цели изучения учебной дисциплины и каждого учебного занятия. В связи с этим возникает необходимость в рамках обучения начинающих преподавателей или повышения квалификации педагогических работников знакомить их с порядком процесса целеполагания и общеметодическими требованиями к постановке целей учебного занятия.
Порядок процесса целеполагания, осуществляемого педагогом при планировании изучения учебной дисциплины, включает следующие шаги:
- формулирование образовательных целей данной учебной дисциплины на основе требований ФГОС и КТ;
- конкретизация образовательных целей с учётом особенностей группы, каждого обучающегося, конкретных условий, средств и способов достижения;
- определение образовательных целей по модулям, разделам, темам;
- планирование целей конкретного занятия.
Цель учебного занятия принято рассматривать как общий идеальный ожидаемый результат (предвосхищаемый результат) занятия. Цель любого учебного занятия триедина. Она состоит из учебной (дидактической, обучающей), развивающей и воспитательной цели. Они взаимосвязаны между собой и представляют единую образовательную цель учебного занятия.
При постановке цели учебного занятия необходимо соблюдать общеметодические требования:
- Цель занятия должна соответствовать виду учебного занятия. Приказ МО РФ № 670 от 15.09.2014 г. О мерах по реализации отдельных положений ст. 81 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет цели основных видов учебных занятий, проводимых в военно-учебных заведениях. Каждый вид занятия в высшей школе имеет целевое назначение. Так, на лекции закладывается теоретическая основа знаний, вводится основная терминология, раскрывается сущность и содержание базовых понятий, рассматриваются различные классификации и т.д., на семинаре углубляются, расширяются, закрепляются, проверяются знания обучающихся, на практических занятиях формируются навыки и т.д. Поэтому вид учебного занятия уже задаёт формулировку цели.
- Цель занятия должна отражать содержание учебных вопросов.
- Развивающая и воспитательная цели должны быть логически связаны с учебной.
- Формулировка цели начинается либо с глагола в начальной форме (инфинитив), либо с отглагольного существительного: раскрыть сущность понятия – раскрытие сущности понятия; углубить – углубление. Соблюдается принцип единообразия, нельзя использовать глагол и отглагольное существительное одновременно.
- Глагол, как правило, ставится в форму несовершенного вида, что указывает на незаконченность действия, т.е. незаконченность формирования навыков и компетенций за одно занятие. Например, формировать навык, но нельзя сформировать навык. Исключение составляют те ситуации, когда предполагается достижение цели по завершению учебного занятия: раскрыть сущность понятия, углубить знания обучающихся по проблеме.
На основании перечисленных общеметодических требований был разработан порядок постановки цели учебного занятия.
- Познакомиться с исходными данными учебного занятия: тема, вид, учебные вопросы, обучающиеся.
- Обратить внимание на вид занятия, формулировка цели начинается с клише.
- Выбрать, с какой части речи начнётся формулировка цели (глагол в инфинитиве или отглагольное существительное).
- Открыть тематический план, уточнить учебные вопросы. Они помогут конкретизировать учебную цель.
- Исходя из сценария учебного занятия определить, какие психические процессы обучающихся включаются при изучении темы, что ляжет в основу постановки развивающейся цели.
- Перейти к формулированию воспитательной цели, которая направлена на воспитание личности обучающегося и связана с содержанием занятия.
Приведём пример постановки образовательной цели учебного занятия.
Дополнительная профессиональная программа; направление подготовки «Профессиональная переподготовка военных специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере педагогики высшей школы»; учебная дисциплина «Технологии профессионально ориентированного обучения».
Исходные данные:
Тема № 3. «Перечень и порядок разработки методических материалов для проведения занятий».
Практическое занятие № 9. «Учебно-методические материалы для проведения семинара».
Обучающиеся: слушатели − военные специалисты для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере педагогики высшей школы.
Учебные вопросы:
- Содержание и порядок разработки учебно-методических материалов для проведения семинара.
- Разработка заданий для проведения семинарских занятий.
Вид учебного занятия – практическое занятие, что предполагает в качестве учебной цели − формирование навыка, т.е. возможные формулировки: формировать навык …, вырабатывать навык …., отрабатывать навык…. Останавливаем свой выбор на глаголе в начальной форме.
Далее конкретизируем формулировку учебной цели с опорой на учебные вопросы: формировать у обучающихся навык разработки заданий для проведения семинара.
На практическом занятии предполагается работа в микрогруппах по карточкам, что способствует активизации мыслительной деятельности и познавательных процессов обучающихся. Категория – слушатели, т.е. взрослая аудитория, речь идёт о стимулировании уже сформированных психических структур. Следовательно, развивающая цель – стимулировать познавательную деятельность слушателей.
Затем переходим к постановке воспитательной цели. Основная цель профессиональной переподготовки – подготовить преподавателей высшей военной школы, соответственно, в воспитании делается упор на личностные качества, необходимые педагогу, т.е. воспитывать у обучающихся качества преподавателя высшей школы.
В таблице 1 «Образовательные цели учебных занятий» приведены примеры формулирования целей учебного занятия, включённые в приложение к академическому Положению о методической деятельности [6].
Примеры образовательных целей учебного занятия сформулированы на основе общих целей основных видов учебных занятий в военно-учебном заведении в соответствии с пп. 30-39 Приказа МО РФ № 670 от 15.09.2014 г. О мерах по реализации отдельных положений ст. 81 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также с учётом педагогического опыта и методических рекомендаций кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин академии. Предложенные формулировки воспитательных целей учебного занятия базируются на задачах воспитательной работы в военном вузе, изложенных в п. 63 Приложения № 2 Приказа МО РФ № 670.
Таким образом, проблема целеполагания в военно-учебных заведениях требует особого внимания в процессе формирования педагогов военных вузов и становления начинающих преподавателей, от грамотной постановки образовательных целей зависит успешность их реализации, овладение учебными дисциплинами и в качестве итога достижение глобальной цели, установленной государством, по обеспечению Вооружённых Сил компетентными военными специалистами.
Таблица 1 − Образовательные цели учебных занятий
№ п/п |
Вид учебного занятия |
Примеры формулирования образовательных целей |
||
Обучающие (дидактические) |
Развивающие |
Воспитательные |
||
1. | Лекция | - дать систематизированную основу научных знаний по теме, проблеме … (учебной дисциплины);
- раскрыть состояние и перспективы развития … (соответствующей профессиональной отрасли, области науки и техники, профессиональной /служебной/ деятельности), - концентрировать внимание обучающихся на … (наиболее сложных и узловых вопросах); - ознакомить с … (дать представление о /об/ …); - раскрыть сущность понятия…; - рассмотреть классификацию, методику подготовки и проведения … и т.д.
|
- стимулировать активную познавательную деятельность обучающихся (слушателей, курсантов);
- формировать /развивать/ профессиональное, творческое мышление обучающихся; - развивать психические познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение – в зависимости от методической задачи); - развивать эмоционально-познавательную сферу; - развивать эмоционально-волевые процессы. |
- формировать научное мировоззрение обучающихся;
- формировать положительное отношение к … (учебной дисциплине, военно-профессиональной деятельности, военной службе и т.д.); - формировать мировоззренческую позицию военнослужащего Вооружённых Сил Российской Федерации на основе лучших военных традиций; - воспитывать чувство патриотизма, стремление к овладению профессией офицера (военного специалиста) Вооружённых Сил Российской Федерации и готовности к защите Отечества; - формировать общую и профессиональную культуру слушателей (курсантов); - воспитывать у обучающихся высокие морально-нравственные качества; - воспитывать у обучающихся дисциплинированность и исполнительность; – воспитывать чувство воинского долга, офицерской (воинской) чести и достоинства. |
2. | Семинар | - углубить и расширить знания обучающихся по…;
- проверить усвоение учебного материала… – углубить и закрепить у обучающихся знания, полученные на лекции №… и в ходе самостоятельной работы; - прививать обучающимся навыки самостоятельного поиска и анализа учебной и научной информации; – проверить эффективность и результативность самостоятельной работы слушателей (курсантов) над учебным материалом; - способствовать овладению обучающимися методами научного познания (анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование и др.). |
- формировать и развивать у обучающихся научное мышление, умение активно участвовать в творческой дискуссии, делать выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение;
- развивать психические познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение – в зависимости от методической задачи); - развивать эмоционально-познавательную сферу; - развивать эмоционально-волевые процессы. |
- формировать положительное отношение к … (учебной дисциплине, военно-профессиональной деятельности, военной службе и т.д.);
- формировать мировоззренческую позицию военнослужащего Вооружённых Сил Российской Федерации на основе лучших военных традиций; - формировать общую и профессиональную культуру слушателей (курсантов); - воспитывать у обучающихся высокие морально-нравственные качества; - воспитывать у обучающихся дисциплинированность и исполнительность; - воспитывать чувство воинского долга, офицерской (воинской) чести и достоинства. |
3. | Лабораторная работа | - учить обучающихся практически осваивать
научно-теоретические положения изучаемой дисциплины (эта цель конкретизируется в зависимости от темы занятия); - формировать у обучающихся навыки овладения техникой экспериментальных исследований и анализа полученных результатов; - прививать навыки работы с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами и вычислительной техникой; - способствовать овладению обучающимися методами научного познания (анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование и др.). |
- развивать у обучающихся логическое мышление;
- развивать эмоционально-познавательную сферу; - развивать эмоционально-волевые процессы. |
- формировать положительное отношение к … (учебной дисциплине, военно-профессиональной деятельности, военной службе и т.д.);
- воспитывать трудолюбие, добросовестное отношение к учебе и стремление в совершенстве овладеть избранной военной специальностью; - воспитывать у обучающихся дисциплинированность и исполнительность.
|
4. | Практическое занятие | - вырабатывать
практические умения и формировать навыки (далее в зависимости от методической задачи цель конкретизируется), например: в применении методов, методик и техники научно-исследовательской работы; в решении задач, в выполнении чертежей, в производстве расчётов; в ведении рабочих карт, в разработке и оформлении боевых и служебных документов; в использовании специализированного программного обеспечения; практического овладения иностранными языками; отработки упражнений, приёмов и нормативов, определённых уставами, наставлениями и руководствами; освоения вооружения и военной техники (объектов) и иного оборудования, овладения методами их применения, эксплуатации и ремонта. |
- развивать психические познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение – в зависимости от методической задачи);
- развивать эмоционально-познавательную сферу; - развивать эмоционально-волевые процессы; - развивать творческое (креативное, нестандартное) мышления.
|
- формировать положительное отношение к … (учебной дисциплине, военно-профессиональной деятельности, военной службе и т.д.);
- воспитывать трудолюбие, добросовестное отношение к учёбе и стремление в совершенстве овладеть избранной военной специальностью; - воспитывать у обучающихся дисциплинированность и исполнительность; - воспитывать чувство воинского долга, офицерской (воинской) чести и достоинства.
|
5. | Теоретические (научно-практические) конференции | - систематизировать и углубить полученные знания по теме, разделу, модулю, дисциплине ….;
- формировать /совершенствовать/ у обучающихся навыки сбора, анализа и обобщения информации, подготовки учебно-научных текстов различных жанров (сообщение, доклад, тезисы, аннотация, рецензия и др.); - способствовать приобретению опыта публичных выступлений и ведения научных дискуссий; - способствовать овладению обучающимися методами научного познания (анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование и др.). |
- стимулировать активную познавательную деятельность обучающихся;
- формировать у обучающихся научное мировоззрение, профессиональное мышление; - развивать устную и письменную научную речь.
|
- формировать положительное отношение к … (учебной дисциплине, военно-профессиональной деятельности, военной службе и т.д.);
- воспитывать чувство патриотизма, стремление к овладению профессией офицера (военного специалиста) Вооружённых Сил Российской Федерации и готовности к защите Отечества; - воспитывать у обучающихся дисциплинированность и исполнительность; - воспитывать чувство воинского долга, офицерской (воинской) чести и достоинства. |
6. | Самостоятельная работа под руководством преподавателя | - углубить и закрепить знания обучающихся по ….;
- приобрести знания по …; - учить обучающихся методам самостоятельной работы с учебным материалом; - совершенствовать у обучающихся владение методами самостоятельной работы с учебным материалом; – проверить эффективность и результативность самостоятельной работы слушателей (курсантов) над учебным материалом. |
- стимулировать активную познавательную деятельность обучающихся;
- развивать научное мировоззрение, профессиональное мышление обучаюшихся; - развивать эмоционально-познавательную сферу; - развивать эмоционально-волевые процессы.
|
- формировать положительное отношение к … (учебной дисциплине, военно-профессиональной деятельности, военной службе и т.д.);
- воспитывать трудолюбие, добросовестное отношение к учебе и стремление в совершенстве овладеть избранной военной специальностью; - воспитывать у обучающихся дисциплинированность и исполнительность; - воспитывать чувство воинского долга, офицерской (воинской) чести и достоинства. |
7. | Индивидуальное контрольное собеседование | - проверить уровень подготовки обучающихся по теме …;
- определить эффективность процесса усвоения слушателями (курсантами) знаний.
|
- стимулировать активную познавательную деятельность обучающихся;
- развивать у обучающихся саморегуляцию эмоциональных и функциональных состояний; - развивать у обучающихся устную научную речь. |
- формировать положительное отношение к … (учебной дисциплине, военно-профессиональной деятельности, военной службе и т.д.);
- воспитывать трудолюбие, добросовестное отношение к учёбе и стремление в совершенстве овладеть избранной военной специальностью; - воспитывать у обучающихся дисциплинированность и исполнительность; - воспитывать чувство воинского долга, офицерской (воинской) чести и достоинства. |
8. | Групповые упражнения | - способствовать приобретению обучающимися
практического опыта в планировании, организации боевых действий (боя), их обеспечении и управлении войсками (силами). |
- стимулировать активную познавательную деятельность обучающихся;
- развивать эмоционально-познавательную сферу; - развивать эмоционально-волевые процессы.
|
- формировать положительное отношение к … (учебной дисциплине, военно-профессиональной деятельности, военной службе и т.д.);
- воспитывать профессионально важные качества, необходимые офицерам (другим военным специалистам); - воспитывать трудолюбие, добросовестное отношение к учебе и стремление в совершенстве овладеть избранной военной специальностью; - воспитывать у обучающихся дисциплинированность и исполнительность; -воспитывать чувство воинского долга, офицерской (воинской) чести и достоинства. |
9. | Групповые занятия | - способствовать приобретению обучающимися знаний о вооружении и военной техники (объектов), организации их применения, эксплуатации и ремонта. | - стимулировать активную познавательную деятельность обучающихся;
- развивать эмоционально-познавательную сферу; - развивать эмоционально-волевые процессы.
|
- формировать положительное отношение к … (учебной дисциплине, военно-профессиональной деятельности, военной службе и т.д.);
- воспитывать профессионально важные качества, необходимые офицерам (другим военным специалистам); - воспитывать чувство патриотизма, стремление к овладению профессией офицера (военного специалиста) Вооружённых Сил Российской Федерации и готовности к защите Отечества; - воспитывать у обучающихся дисциплинированность и исполнительность; - воспитывать чувство воинского долга, офицерской (воинской) чести и достоинства. |
10. | Тактические (тактико-специальные) занятия | - учить слушателей (курсантов) практике организации, ведения и обеспечения боевых действий подразделений (отделения, взвода и им равных) и управления ими в бою. | - развивать творческое (креативное, нестандартное) мышления;
- стимулировать активную познавательную деятельность обучающихся; - развивать эмоционально-познавательную сферу; - развивать эмоционально-волевые процессы.
|
- формировать положительное отношение к … (учебной дисциплине, военно-профессиональной деятельности, военной службе и т.д.);
- воспитывать профессионально важные качества, необходимые офицерам (другим военным специалистам); - воспитывать трудолюбие, добросовестное отношение к учебе и стремление в совершенстве овладеть избранной военной специальностью - воспитывать у обучающихся дисциплинированность и исполнительность; - воспитывать чувство воинского долга, офицерской (воинской) чести и достоинства. |
11. | Тактические (тактико-специальные) учения | - способствовать приобретению слушателями (курсантами) практического опыта;
- совершенствовать умения и навыки обучающихся в организации, обеспечении боевых действий и управлении в бою подразделениями (отделением, взводом, ротой, батальоном и им равными) и воинскими частями. |
- развивать профессиональное, творческое (креативное, нестандартное) мышления;
- стимулировать активную познавательную деятельность обучающихся; - развивать эмоционально-познавательную сферу; - развивать эмоционально-волевые процессы.
|
- формировать положительное отношение к … (учебной дисциплине, военно-профессиональной деятельности, военной службе и т.д.);
- воспитывать профессионально важные качества, необходимые офицерам (др. военным специалистам); - воспитывать трудолюбие, добросовестное отношение к учебе и стремление в совершенстве овладеть избранной военной специальностью; - воспитывать у обучающихся дисциплинированность и исполнительность, чувство воинского долга, офицерской (воинской) чести и достоинства. |
12. | Командно-штабные учения и военные (военно-специальные) игры | - дать обучающимся практику в исполнении конкретных должностей при планировании, организации и ведении боя (операции, боевых действий) и его всестороннем обеспечении. | - развивать творческое (креативное, нестандартное) мышления;
- стимулировать активную познавательную деятельность обучающихся; - развивать эмоционально-познавательную сферу; - развивать эмоционально-волевые процессы.
|
- формировать положительное отношение к … (учебной дисциплине, военно-профессиональной деятельности, военной службе и т.д.);
- воспитывать профессионально важные качества, необходимые офицерам (другим военным специалистам); - воспитывать трудолюбие, добросовестное отношение к учёбе и стремление в совершенстве овладеть избранной военной специальностью; - воспитывать чувство патриотизма, стремление к овладению профессией офицера (военного специалиста) Вооружённых Сил Российской Федерации и готовности к защите Отечества; - воспитывать у обучающихся дисциплинированность и исполнительность; - воспитывать чувство воинского долга, офицерской (воинской) чести и достоинства. |
Библиографический список
- Гумерова Н.Л. Развитие педагогического целеполагания у учителей общеобразовательных школ: аксиологический подход: дис. … канд. пед. наук. М., 2008.
- Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.
- Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: МарТ, 2005.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.
- Беспалько В.П. Там же.
- Положение о методической деятельности Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации» – М.: ОВА, 2018.
Количество просмотров публикации: Please wait