Следуя глобальным трендам информатизации и цифровизации, правительством Санкт-Петербурга, по инициативе губернатора, было принято решение учредить создание веб-портала для улучшения взаимодействия жителей и представителей органов власти.
“Наш Санкт-Петербург”- веб-портал, созданный в 2014 году. Главной его целью является рассмотрение и решение обращений граждан по вопросам благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства, состояния дорог и тротуаров, земельного права, по вопросам санитарного состояния бюджетных учреждений различных сфер деятельности. Жители города могут отслеживать актуальную информацию по проблемам города.
“Как пример новых подходов в организации работы с обращениями граждан можно привести портал «Наш Санкт-Петербург», на котором публикуется, в том числе, информация о ходе рассмотрения и отработки направленных сообщений, а также оценка полученных ответов”.
На текущий день, ситуация по работе с порталом имеет особенности: система начинает свое развития, исправляя неполадки.
В СМИ к порталу существует неоднозначное отношение. Публикуются статьи, в которых обесценивается работа портала. Во многих социальных сетях можно отследить большое количество негативных отзывов и комментариев касательно данной площадки. Это говорит о недоверии граждан к системе данного типа и ее неотлаженной работе.
При стремлении в мировом сообществе к цифровизации и информатизации, создание данной системы было особенно актуально. В последние пять лет, среди развитых стран появился тренд на создание мобильных приложений. Это случилось благодаря переходу на смартфоны с соответствующими магазинами, такими как “Appstore”, “Googleplay”, “Windows Store”. Смартфоны стали сетью с большим количеством пользователей. Поэтому, в 2016 году было создано соответствующее приложение для смартфонов “Наш Санкт-Петербург”.
В отрасли муниципальных практик, популярным становится принцип открытости, доступности для жителей муниципального образования. Данная система отвечает как мировым и общепринятым трендам, так и отраслевым.
Как сообщается на самом сайте, среди возможностей зарегистрированных пользователей выделяют:
- получение “информации о ходе рассмотрения и отработки направленных сообщений”;
- оценка полученного ответа.
Серьезные трудности, связанные с развитием данного метода взаимодействия, возникают у сотрудников муниципальных образований. Одновременно с этим со стороны жителей стоит проблема незнания куда, как и к кому следует обратиться в той или иной ситуации. Со стороны муниципального образования стоит проблема отсутствия обратной связи, заинтересованности жителей в практическом результате от работы муниципалитета, низкой электоральной и гражданской позиции.
Так как данная система была разработана относительно недавно, актуальным является ее совершенствование и модернизация, с целью решения возникших проблем:
- технические неполадки на сервисе
-долгое время ожидания ответа от сотрудников портала
-низкий уровень осведомленности некоторых категорий жителей(пенсионеры) о данном портале
-работники муниципальных образований, в частности, отдела благоустройства, зачастую имеют сложности во взаимодействии с данной системой.
Изучение нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность “Нашего Санкт-Петеребурга”, позволило сделать выводы о том, что данный портал, действительно, является площадкой взаимодействия: “В целях выработки перспективного механизма взаимодействия с гражданами посредством обмена сообщениями в электронной форме по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и других сфер жизнедеятельности Санкт-Петербурга:
… 1.2. Обеспечивать эксплуатацию и развитие Портала.”
На примере муниципального образования “Гавань”, можно отследить количество обращений и решенных вопросов.
Население:
на 1 января человек 36799
Жалоб и обращений в портал: 652, из них:
решено 588, решено вовремя 355
Анализируя мировую ситуацию, зарубежный опыт, опыт других, похожих по структуре сайтов, можно сделать вывод о преимуществах и недоработках данной системы.
Сильными сторонами являются:
-государственная административная поддержка развития данных систем
-государственная финансовая поддержка развития
-система показала свою работоспособность на ранних этапах
-для развития данных систем налажена законодательная база, сотрудников муниципального образования обучают работе в данных порталах
Недоработками и слабыми сторонами изучаемой системы является:
-недоработки портала, а именно:
-долгое ожидание на сервисе
-существенные проблемы работы приложения для смартфонов
-недружественный пользователю интерфейс
-недостаточная осведомлённость пользователей сети Интернет о возможностях системы
-некоторые обращения остаются без ответа, так как не попадают под нужные категории
-недоверчивое отношение к нововведениям жителей старшего возраста
Резюмируя вышесказанное, при некоторых существенных недостатках системы, имеется возможность к ее улучшению, опираясь на сильные стороны. Используя финансовую и административную поддержу, ресурсы органов власти и муниципальных образований, недостатки данной системы можно свести к минимуму.
Повышение доверия граждан к порталам такого типа, повышение электоральной и гражданской позиции, улучшение бренда города Санкт-Петербурга могут быть достигнуты через внедрение в систему действующего портала “Наш Санкт-Петербург” системы портала “Активный гражданин”.
“Активный гражданин”- система электронных опросов, внедрённая в Москве в 2014 году по проекту мэра Москвы Сергея Семёновича Собянина. Жители города походят электронные опросы, осуществляют “чек-ины” на избирательный участках, в итоге получают баллы. Электронные баллы пользователи могут обменивать на вознаграждения, такие как билеты в театр, кино и музей.
Таким образом, предлагается внедрение системы “Активный гражданин” в систему портала “Наш Санкт-Петербург”, а именно:
-введение электронных опросов;
-введение системы награждений за активную гражданскую позиции.
При интеграции таких систем, улучшении технической стороны сайта, внедрении рекламной компании, взаимодействие жителей города и власти будет значительно улучшаться. Внедрение такой системы приведет к повышению качества услуг (за счет улучшения технической стороны), следовательно, уровень доверия к порталам такого типа будет повышаться.
Библиографический список
- Распоряжение Правительство Санкт-Петербурга от 9.07.2014 N 37-рп “О портале “Наш Санкт-Петербург”
- Квинт В.Л. Стратегирование в современном мире: В. Л. Квинт; Сев.-Зап. ин-т упр. — фил. РАНХиГС. СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2014. — 52 с.
- Интернет-портал «Наш Санкт-Петербург» [Электронный ресурс] URL: https://gorod.gov.spb.ru
- Данные статистики: БД ПМО г. Санкт-Петербурга. “ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, статистика Муниципальные образования Города Санкт-Петербурга (города федерального значения): Внутригородские территории городов федерального значения муниципальный округ Гавань 2018 год”
- Фриденталь Анна Андреевна, Мещеряков Георгий Викторович, Ким Евгений Никифорович Совершенствование процесса реализации административных процедур службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга на основе использования информационно-компьютерных технологий // Управленческое консультирование. 2016. №10 (94). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-protsessa-realizatsii-administrativnyh-protsedur-sluzhboy-gosudarstvennogo-stroitelnogo-nadzora-i-ekspertizy (дата обращения: 17.06.2019).
Количество просмотров публикации: Please wait