ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЯМИ КАК ЧАСТЬ КОРРУПЦИИ

Петрухина Инна Михайловна
Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского
студентка 2 курса направления подготовки «Государственное и муниципальное управление»

Аннотация
В данной статье рассматриваются злоупотребления должностными полномочиями как правонарушения коррупционной направленности против государственного управления и интересов государственной службы, исследуется существующее положение в стране на основе статистик, предлагаются рекомендации в связи со сложившейся ситуацией.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Петрухина И.М. Злоупотребление полномочиями как часть коррупции // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/06/25916 (дата обращения: 24.02.2024).

Одной из важнейших проблем России является коррупция. На практике мы видим, что государство не может полностью решить эту проблему. Благодаря коррупции некоторые получают доход, однако подавляющее большинство претерпевают убытки, и с целью борьбы с такой ситуацией необходимо регулярно внедрять меры антикоррупционной направленности. Не стоит забывать, что бороться с данной проблемой должны не только правоохранительные органы, но и само российское общество. Сегодня наблюдается ситуация, где правоохранительные органы пытаются противостоять небольшим правонарушениям, не уделяя должного внимания должностным правонарушениям.

В реальной жизни мы часто сталкиваемся с коррупцией в деятельности самих правоохранительных органах. В конце прошлого года был проведен статистический подсчет, который показал, что начиная с 2011 года, коррупционными преступлениями был нанесен серьезный ущерб, сумма которого составила 123 млрд рублей. На протяжении этих восьми лет в судебные органы было передано более 71 тысячи подготовленных уголовных дел, связанных с обвинениями коррупционной направленности. Среди них 25 тысяч уголовных дел, касающихся случаев дачи взятки, 12 тысяч – с ее получением, и 11,6 тысяч связаны со случаями мошенничества. При всем этом, статистика показывает, что средняя сумма взятки составляет 610 тысяч рублей. По данным СМИ, за прошлый год на территории РФ, общая сумма взяток составила 1,8 млрд рублей. Свыше одной тысячи чиновников стали подозреваемыми по совершению нарушений коррупционного законодательства.

Для некоторых служащих взяточничество стало обычным делом в их службе. Из сказанного напрашиваются два вывода. Во-первых, очевидным является то, что необходимо повысить внимание к морально-нравственным устоям работников государственной и муниципальной службы. Во-вторых, необходимо создание такого централизованного органа, который бы обладал определенными полномочиями по обнаружению каких-либо проявлений коррупционной направленности в органах власти. Также считаю правильным продолжение борьбы с коррупцией с помощью цифровизации.

Проблема злоупотребления своими полномочиями уже много лет продолжает быть актуальной. С целью противостояния этой проблеме разрабатываются нормативные акты и постановления.  Об этом свидетельствуют статья 285 УК РФ и постановление Пленума Верховного суда №19 от 16.10.2009 года «о судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» [1].

Несмотря на совершенствование антикоррупционного законодательства, количество возбужденных уголовных дел, связанных с злоупотреблением полномочиями, остается незначительным. Но еще меньшее количество этих дел направляются в суд, и не стоит забывать об обвинительных приговорах, количество которых просто ничтожно.

Очевидным является то, что совершение такого рода преступлений существенно подрывает авторитет государства и его власти на международном уровне, а также наносит значительный урон интересам государственной службы. По данным статистики о правонарушениях за половину 2009 года в судах было рассмотрено более 4,5 тысяч дел коррупционной направленности, в числе которых свыше 700 работников правоохранительных органов и 532 представителя органов государственной власти были осуждены [2]. Из этого несложно представить масштабы коррупции. И в своем послании в 2018 году президент В.В. Путин признался, что большинство людей, работающих в сфере управления, являются честными, порядочными и нацеленными на результат [3].

Но несмотря на это, существует множество реальных примеров злоупотребления полномочиями, хоть и в российском законодательстве предусмотрено уголовное наказание за данный вид преступлений, что доказывает нерешенность проблемы в современной России. Например, при расследовании дела об избиении оперуполномоченный внес в протокол ложные данные о причинении вреда здоровью. По просьбе избивавшего он намеренно уменьшил вред здоровью пострадавшего. В итоге был вынесен отказ в возбуждении уголовного дела, а пострадавшему пришлось лечиться за свои средства. Таким образом, полицейский нанес ущерб потерпевшему, за что по решению суда должен был выплатить штраф в размере 50 тысяч рублей. А вот еще один пример. Злоупотребление должностными полномочиями – это одна из статей, по которой был осужден мэр города Томска Макаров. Через свою родственницу Макаров вымогал денежные средства у представителей строительной компании с целью получения права выигрыша аукциона на земельный участок для строительства.

Единственной борьбой с подобными деяниями является уголовное наказание, которое стало намного более мягким по сравнению с 20 веком, когда наказания за должностные преступления были настолько серьезными, что их сравнивали со смертью. Возможно, в современном российском законодательстве в определенной степени не хватает суровости и строгости, все должностные лица должны в полной мере оценивать свои действия на государственной службе и иметь четкое представление о последствиях своих действий.

Из-за ненадлежащего исполнения своих полномочий и злоупотребления ими в Российском обществе возникает еще одна проблема – утрата доверия к деятельности государственных служащих. На мой взгляд, такая проблема довольно остро стоит в современном обществе, особенно если речь идет о доверии правоохранительным органам. Касаемо этого вопроса, проводилось множество социологических исследований, которые показали, что уровень доверия органам государственной и муниципальной власти в различных субъектах РФ не однозначен. Тогда в начале 2018 года студенты Международного юридического института провели свой независимый опрос. По данным их опроса, в целом, примерно 30% граждан не доверяют полиции, и четверть категорически не доверяют им. Бестактность и даже грубость со стороны работников полиции наблюдали 6 % опрошенных, 5% считают, что стали свидетелями того, что работники правопорядка использовали служебное положение в личных целях, 4% наблюдали поборы и взяточничество, 3% столкнулись с отказом принять заявление. Относительно СК, у 22 % граждан, представители данного госоргана не вызывают доверия. Органам прокуратуры доверяют – 37 %, Судебной власти – 19 % [4].

Правительство принимает разные меры в попытках противостоять сложившейся ситуации. Сюда входит и введение новой системы деятельности и оценки правоохранительных органов, и их переименование, а также много других мер. Но не взирая на проводимые реформы в сфере правоохранительной системы, видим, что соблюдение законности при раскрытии преступлений оставляет желать лучшего. Нередко работники правоохранительных органов создают видимость направленной на раскрытие совершенных преступлений деятельности. И при всем этом они, видимо, не задумываются о том, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением не только защиту законных прав и интересов лиц, пострадавших от преступления, а также, защиту их личности от необоснованного и незаконного осуждения, обвинения и ограничения прав и свобод.

В заключение следует сказать, что коррупция в России неизменно продолжает быть актуальной и остается одной из глобальных проблем страны. Коррупция наблюдается во всей вертикали власти. Почти во всех сферах государственной службы, где происходит распределение финансовыми или другими материальными ресурсами, наблюдается злоупотребление своими должностными полномочиями со стороны государственных и муниципальных служащих. В результате мы видим, что в результате их неправомерной деятельности на службе возникает другая немаловажная проблема в современном обществе – проблема доверия населения к представительным учреждениям.


Библиографический список
  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от13.06. 1996 г. N 63-ФЗ (в ред. от 29.07.2017 г.) //СЗ РФ от 17.06.1996 г. N 25 ст. 2954.
  2. Послание Президента России Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 12.11.2009. N 214.
  3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 “Послание Президента Федеральному Собранию // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976 (дата обращения: 21.05.2019)
  4. ОТЧЕТ О САМООБСЛЕДОВАНИИ Астраханского филиала Международного юридического института за 2018год. Астрахань, 2019.


Все статьи автора «Петрухина Инна Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: