Самоубийство – сложное явление, именно поэтому его изучение требует рассмотрения этого термина с разных точек зрения: экологических, генетических, психических мотивационных элементов. [1 с. 13]
Что касается точного определения термина «суицид», то стоит обратить внимание на то, как его трактовал французский социолог Эмиль Дюркгейм: «Самоубийством называется всякий случай смерти, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах». [2 с.23]
По данным Федеральной службы государственной статистики, видно, как менялась ситуация в России, связанная с самоубийствами детей в возрасте от 0 до 14 лет. По данной таблице можно сделать вывод, что самый большой показатель самоубийств 1,9 на 100 000 населения соответствующего возраста, выявлен в 2000 году. Далее в 2005 и 2006 годах это число сократилось на 0,6 (см. табл. 2.1) [3 с.24]
Таблица 1 «Смертность детей в возрасте 0 – 14 лет»
1990 г. | 1995 г. | 2000 г. | 2005 г. | 2006 г. | |
Всего умерших | 163,1 | 142,8 | 127,8 | 121,6 | 114,8 |
В том числе: | |||||
От некоторых инфекционных и паразитарных болезней | 10,7 | 8,7 | 6,7 | 5,5 | 4,6 |
От новообразований | 7,5 | 6,4 | 5,5 | 4,9 | 4,7 |
От болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ | 1,1 | 1,0 | 1,0 | 0,8 | 0,8 |
От болезней системы кровообращения | 1,3 | 1,5 | 1,9 | 2,0 | 2,1 |
От болезней органов дыхания | 20,1 | 15,5 | 12,4 | 8,5 | 8,2 |
От болезней органов пищеварения | 1,4 | 1,2 | 1,1 | 1,0 | 0,9 |
От болезней мочеполовой системы | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 |
От внешних причин смерти | 34,2 | 38,1 | 32,2 | 28,8 | 26,0 |
Из них: | |||||
От всех видов транспортных несчастных случаев | 8,6 | 7,1 | 6,3 | 5,9 | 5,8 |
От случайных отравлений алкоголем | - | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
От самоубийств | 0,9 | 1,4 | 1,9 | 1,3 | 1,3 |
От убийств | 1,1 | 1,8 | 2,2 | 1,7 | 1,5 |
По данным из доклада, подготовленного следственным комитетом Российской Федерации, в 2016 году детьми совершено 720 самоубийств, в 2015 году – 504 самоубийства, в 2014 году – «чуть более четырехсот». Это означает, что с каждым годом количество суицидальных попыток среди детей увеличивается. [4]
«Россия – единственная страна, где различия в частоте суицидов в регионах достигают десятков раз. Такое не наблюдается нигде в мире. В республиках Северного Кавказа – 3 – 4 случая на 100 000 человек, а в ряде регионов Сибири и Даль–него Востока – до 80 – 70 самоубийств на 100 000 человек», –объясняет руководитель отдела экологических и социальных проблем психического здоровья Центра Сербского Борис Положий. [5]
Эффективная профилактика среди подростков будет возможна при консолидации усилий всех заинтересованных лиц: родителей, детей, педагогического состава школы, а так же специалистов правовой и социальной сфер. Ведь, как считает А.Г. Амбрумова – наличие неблагоприятного социального окружения особенно сильно влияет на побуждение подростка к совершению суицидальных попыток. Именно в ближайшем окружении он может найти, либо потерять опору, поддерживающую его в жизни. Главные взаимоотношения подростка должны складываться с родителями, они прежде всего зависят от понимания родителей своих детей, сопереживания и поддержки. [6 с.46]
В качестве рекомендации психолога родителям С.А. Игумнов предлагает следующие советы, для того, чтобы уберечь подростка от совершения суицидальных попыток:
– К любым разговорам, затрагивающим тему самоубийств и идентичных действий, нужно относиться серьезно и брать их во внимание.
– Если подросток находится в состоянии депрессии, ни в коем случае нельзя оставлять это без внимания, нельзя отрицать, преуменьшать, а нужно наоборот поддержать его, попытаться понять, похвалить его за недавние успехи.
– Если родителю кажется, что его ребенок собрался свести счеты с жизнью, то немедленно стоит:
- Обратиться за помощью к психотерапевту;
- Спрятать все опасные предметы в доме (таблетки, ножи, бритвы), которые можно использовать для реализации самоубийства.
А для формирования антисуицидальных установок С.А. Игумнов предлагает:
– Вселять в ребенка уверенность, жизнелюбие;
– Проявлять по отношению к ребенку сочувствие, любовь, нежность, заботу и понимание;
– Внушать оптимизм и надежду;
– Проявлять контроль (в рамках разумного, не злоупотребляя) за жизнью ребенка, его отношениями со сверстниками, учителями и всеми, кто каким-либо образом участвует в жизни подростка. [6 с.46]
Предотвращение суицидального акта является проблемой не только психологов и психиатрических учреждений, но и всего общества. Необходимо немедленное вмешательство в поведение человека, решившегося на совершение суицида, особенно это касается самых близких людей в жизни каждого ребенка – родителей. Попытки самоубийства всегда должны восприниматься всерьез, так как почти треть людей, пытавшихся покончить с собой, снова совершают попытки в течение одного года. Родительская позиция должна отвечать требованиям адекватности, гибкости и абсолютного понимания.
Библиографический список
- Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Суицидальное поведение. М., 2019.
- Дюркгейм Э., Самоубийство, Социолог.этюд, Санкт-Петербург, 1998.
- Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб./Росстат. – М., 2017.
- Следственный комитет заявил о росте числа самоубийств среди подростков из-за «групп смерти» [Электронный ресурс] // РБК: сайт. – URL: https://meduza.io/news/2017/05/04/sk-zayavil-o-roste-chisla-samoubiystv-sredi-podrostkov-iz-za-grupp-smerti (дата обращения: 20.05.2019)
- Смерть – это ведь конец всему [Электронный ресурс] // Лента.ру: сайт. – URL: https://lenta.ru/articles/2014/11/10/death/ (дата обращения: 19.05.2019)
- Николаева В.В., Онайбаева З.К. Зависимость суицидального поведения подростков от системы воспитания // Тюменский медицинский журнал: т. 13, № 3. 2013.