ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УИС

Гусева Ирина Ивановна
Владимирский юридический институт ФСИН России
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики юридического факультета

Аннотация
В статье обращается внимание на специфику приема сообщений о преступлениях в исправительных учреждениях ФСИН России. Анализируется особенность принятия сообщений о происшествиях, поступивших из иных источников, и трансформация их в повод для возбуждения уголовного дела. Выявляются проблемные аспекты и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Гусева И.И. Проблемные аспекты принятия и разрешения сообщений о преступлениях в учреждениях и органах УИС // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/04/25762 (дата обращения: 22.02.2024).

Порядок принятия и рассмотрения сообщений о преступлениях в органах и учреждениях ФСИН России регулируется Инструкцией о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях [1] (далее Инструкция). В соответствии с данной инструкцией сообщения о преступлениях и происшествиях в пенитенциарных учреждениях принимаются круглосуточно оперативными дежурными (дежурными или их помощниками), сотрудниками, специально уполномоченными на осуществление этих функций, а также всеми лицами рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее УИС). Приниматься должны любые сообщения вне зависимости от полноты их содержания и формы изложения.

С учетом специфики содержащегося в исправительных учреждениях контингента, от которого поступает информация о преступлениях, можно с уверенностью констатировать, что в большинстве случаев сведения о совершенном либо готовящемся преступлении сообщаются конфиденциально в устном виде. Иногда источник сообщения вообще может быть неизвестен (например, подкинутая одному из сотрудников записка, отправленное с неизвестного номера СМС, звонок по телефону, в которых сообщается о возможном преступлении). В отдельных случаях полученная информация вызывает сомнения либо предоставленные сведения слишком скудны. То есть, полученная таким образом информация, не относится ни к одному из поводов, перечисленных в ст. 140 УПК РФ и обязательно подвергается дополнительной проверке с целью установления обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии признаков преступления. Фактически имеющиеся сведения трансформируются в повод к возбуждению уголовного дела. 89 % опрошенных сотрудников УИС ответили, что чаще всего такое преобразование происходит в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее ОРМ), а не проверочных действий, предусмотренных ч. 1 ст. 144 УПК РФ. Следовательно, полученная таким образом первоначальная информация не подвергается регистрации до момента установления оснований для возбуждения либо отказа в возбуждении уголовного дела и составления рапорта об обнаружении признаков преступления. Данный вывод подтверждается требованием пункта 30 Инструкции, где разъясняется, что сроки проверки сообщений о преступлениях исчисляются со дня поступления первого сообщения об указанном преступлении, а для сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, полученных из иных источников, – со дня регистрации рапорта об обнаружении признаков преступления.

С одной стороны такое решение обоснованно, т.к. рассмотренная выше информация, содержащая предположительные или неясные сведения иногда не может быть отнесена даже к происшествиям. В некоторых ситуациях могут сообщаться сведения, которые в силу оперативных обстоятельств, до определенного времени должны сохраняться в тайне. Проверка и уточнение информации позволяет устранить сомнения в ее соответствии действительности и прийти к выводу о ее значимости. Однако время, необходимое для этих действий может быть различно. В отдельных случаях необходим продолжительный период наблюдения, например, с целью выявления каналов поступления запрещенных предметов о которых было сообщено информатором, в других – достаточно более короткого срока. В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ срок проверки сообщения органом дознания (к таковым относятся и учреждения УИС) не может превышать 3 суток. Дальнейшее продление срока законодатель допускает только по мотивированному ходатайству дознавателя либо следователя (ч. 3 ст. 144 УПК РФ) коих в учреждениях и органах УИС нет. Как видим предоставленного законом трехсуточного срока зачастую явно недостаточно, чтобы объективно разобраться с поступившей информацией и составить рапорт об обнаружении признаков преступления, поэтому целесообразно осуществлять данную проверку в ходе ОРМ. Кроме того, само название рапорта говорит о том, что составляющий его сотрудник должен быть уверен в том, что им обнаружены именно признаки преступления.

С другой стороны в числе информации, полученной из иных источников (например, сообщения, полученные по техническим каналам связи; сообщения из медицинской части об обращении за помощью осужденного с телесными повреждениями; сообщение, распространенное в средствах массовой информации о правонарушении или преступлении), могут также содержаться сведения, требующие проведения проверочных действий, но не в ходе оперативно-розыскных мероприятий, а процессуальным путем, что соответственно требует оформления полученной информации в повод для возбуждения уголовного дела и его регистрацию. Исходя из имеющегося в ст. 140 УПК РФ перечня поводов такая информации должна оформляться рапортом об обнаружении признаков преступления. Однако на данном этапе говорить о том, что обнаружены именно признаки преступления еще рано.

На наш взгляд именовать рапортом об обнаружении признаков преступления документ, в котором отражаются предположительные сведения или излагается факт поступления из иных источников информации о событиях, требующих проверки для выявления возможных признаков преступления или административного правонарушения, не совсем верно. На практике такую информацию сотрудники излагают в обычном рапорте, составленном  на имя на начальника учреждения.

В УИС в соответствии с вышеназванной Инструкцией полученная информация регистрируется в два журнала: сообщения о преступлениях регистрируются в Книге регистрации сообщений о преступлениях, а информация о происшествиях – в Журнале регистрации информации о происшествиях (далее – ЖРИП). Регистрация поступающей информации о преступлениях и происшествиях производится дежурным по учреждению или органу УИС. Другим сотрудникам УИС делать записи в регистрационных книгах и журналах запрещается. Таким образом, сортировку на «сообщения о преступлении» и «информацию о происшествии» (содержание данных терминов Инструкция не раскрывает) производит именно дежурный, иногда по указанию начальника учреждения. Опрос сотрудников УИС показал, что в Книге регистрации сообщений о преступлениях учитывается только информация, зафиксированная в документах, причисляемых УПК РФ к поводам для возбуждения уголовного дела. Остальная информация регистрируется в ЖРИП.

По смыслу норм ст. 140, 144 УПК РФ следует, что процессуальная проверка проводится лишь по сообщениям о любом совершенном либо готовящемся преступлении. Т.е. речь идет о преступлении, а не правонарушении. Поэтому проверка сообщений, зарегистрированных в ЖРИП, не может регулироваться нормами УПК РФ. Не являясь процессуальной, она может осуществляться в рамках уголовно-исполнительного кодекса либо проведения оперативно-розыскных действий. Соответственно в ходе такой проверки не могут осуществляться следственные и процессуальные действия, предусмотренные ст. 144 УПК РФ. Инструкция также не регламентирует сроки проверки материала, зарегистрированного в ЖРИП.

Только в случае обнаружения признаков преступления в информации о происшествии, сотрудником УИС, который их выявил, составляется рапорт об обнаружении признаков преступления или получается заявление от гражданина, которые вносятся в Книгу регистрации сообщений о преступлениях. В ЖРИП в этом случае делается отметка об изменении формы поступления информации. Лишь после этого осуществляется проверка в соответствии с требованиями УПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ проверка поступивших сообщений о преступлении возведена в обязанность для уполномоченных лиц и органов. Но всегда ли целесообразна повторная проверка, если признаки преступления уже установлены в ходе ОРМ? Кроме того, как мы указывали выше, рапорт, составляемый сотрудником, называется «об обнаружении признаков преступления», а именно наличие признаков преступления является основанием для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Вышеизложенное свидетельствует о несовершенстве регулирования вопросов принятия, регистрации, проверки сообщений о происшествиях и преступлениях, как в УПК РФ, так и в ведомственных нормативных документах (в рассматриваемом случае в Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях).

Разрешению одной из проблем, на наш взгляд, способствовало бы дополнение перечня поводов для возбуждения уголовного дела. Полагаем, что информация, полученная из иных источников, может быть оформлена рапортом об обнаружении признаков преступления лишь в случаях, если она содержит сведения, подтверждающие наличие признаков преступления. В случае же необходимости их установления информацию целесообразно оформлять другим документом. Это может быть протокол, сообщение, рапорт о получении иной информации о происшествии или иной документ. Кроме того в ч. 1 ст. 144 УПК РФ целесообразно говорить о принятии и проверке сообщений не только о любом совершенном или готовящемся преступлении, но и происшествии. Эти дополнения позволят при необходимости осуществлять проверку любой информации процессуальным путем. Такое положение будет способствовать получению доказательств уже на этапе проверки сообщения и более быстрому принятию обоснованного решения, что особенно важно в условиях уголовно-исполнительной системы. Как нам видится, такое решение проблемы поможет также в соблюдении учетно-регистрационной дисциплины.


Библиографический список
  1. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 11 июля2006 г. № 250 «Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях» // Рос.газ. 2006. 5 авг. Приказ Минюста России от 11.07.2006 № 250 (ред. от 15.08.2016) «Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах Уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях» / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61959/


Все статьи автора «Гусева Ирина Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: