ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ТУРИЗМА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Данилко Данил Сергеевич1, Кобылянская Александра Ильинична2
1АНПОО "Оренбургский экономико-юридический колледж", студент 1 курса
2АНПОО "Оренбургский экономико-юридический колледж", преподаватель иностранных языков

Аннотация
Данная статья посвящена основным проблемам студенческого научного туризма. Рассматривается туризм в пределах Оренбургской области. Оценивается роль навыков межкультурной коммуникации и воспитания в данном процессе.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Данилко Д.С., Кобылянская А.И. Особенности студенческого научного туризма Оренбургской области // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/04/25753 (дата обращения: 24.02.2024).

 «На каком языке общаются студенты? Язык молодости.
Молодежь всегда найдет как объясниться, как понять друг друга …»
Ю.А. Берг, губернатор,
председатель правительства Оренбургской области
о международном молодежном форуме «Евразия» [1]

 

Рассматривая современные и прогрессирующие отрасли экономики мирового масштаба можно отметить, что туризм на данный момент занимает одну из лидирующих позиций данной структуры. За динамично развитие эта сфера человеческой деятельности была признана экономическим феноменом XX века, и продолжает претендовать на такую же высокую значимость и в XXI веке. Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) к 2020 году рост международных туристических посещений достигнет 1,6 биллиона единиц.

Оценивая вклад туристической индустрии в такую сферу мировой экономики как ВПУ, стоит отметить, что путешествия обеспечивают более 11% международных инвестиций, обогащают государственную казну путем налоговых отчислений и составляют 10,9% мирового ВВП [2].

Туризм как сфера деятельности существует уже много столетий, имеет богатую историю и играет значительную роль во многих аспектах функционирования государства. С незапамятных времен простое человеческое любопытство влекло людей в путешествия без какой-либо определенной цели. Сегодня туризм во всех регионах нашей страны активно развивается, люди стали путешествовать осмысленно в развлекательных, религиозных, оздоровительных и, что самое важное, в образовательных целях. В каждом субъекте Российской Федерации разрабатываются различные программы, направленные на повышения уровня туристической занятости. Не отстает и Оренбургская область – по последним данным Национального туристического рейтинга регион вошёл во вторую группу исследования, заняв уверенную 37 позицию благодаря проекту «Стратегии развития туризма в Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года» [3].

Все это полностью объясняет то, что туризм на сегодняшний день играет одну из главных ролей в мировой экономике и является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Поэтому вопросы о будущем данной отрасли мирового хозяйства, о ее перспективах и динамике ее развития в наступающем третьем тысячелетии столь важны. При этом, немало важную роль в отраслях туризма играет научный туризм. В контексте данной работы мы будем рассматривать одну из его вариаций – студенческий туризм.

Современный научный туризм не является экзотическим явлением, он прочно вошел в сферу рыночной экономики. Самое главное отличие такого туризма от познавательного в том, что турист принимает активное участие в процессе, а не пассивно созерцает. Данный вид туризма подразделяется на экологический, подводный, этнокультурный, гастрономический, и что самое важное в контексте данной работы – студенческий.

К научному студенческому туризму относятся и международные обмены, и международные научно-практические очные конференции и различные вебинары, а также полевые практики студентов, обучающихся на естественнонаучных факультетах университетов и институтов.

Огромное влияние на организацию и развитие научного студенческого туризма оказывают власти, федеральные и местные, чья роль сводится к всемерной поддержке научно-туристских инноваций на законодательном уровне (федеральная власть) и на уровне режима наибольшего благоприятствования (местная власть).

С точки зрения педагогики, научный туризм   выполняет   важную   воспитательную   функцию. Морально-нравственное воспитание, уважение к культурному наследию своей страны должно прививаться с самых ранних лет.  Посредством туризма каждый молодой человек может научиться ответственности, принятию твердых решений, которые требует текущая ситуация, воспитанию и демонстрации лидерских качеств.  Нравственно-патриотическое воспитание молодежи посредством развития студенческого научного туризма имеет ряд преимуществ для экономики России: создание новых рабочих мест в сфере туризма и сопряженных отраслях,  повышение имиджа  государства  на  международной  арене благодаря привлечению  иностранных, в будущем высококвалифицированных специалистов,  туристов  на  территорию  России,  увеличение  доходной части  бюджетов  различных  уровней  (местного,  регионального,  федерального)  за счет роста налоговых поступлений, формируемых туристской отраслью. Полагаем, что   студенческий научный туризм   является   весьма   перспективным направлением развития. Для этого необходимо объединение усилий федеральных органов  законодательной  и  исполнительной  власти,  регионов  России,  местного самоуправления,  общественных  объединений,  а  также  всех  физических  и юридических  лиц,  заинтересованных  в  развитии  совместной  деятельности  по совершенствованию  нормативно-правовой  базы  в  сфере  молодежного  туризма, координации  по  замене  устаревшей  материальной  базы  новыми  объектами основных  средств,  формированию  ярких  и  конкурентоспособных  туристских продуктов.

Наш регион также вносит свой вклад в развитие научного студенческого научного туризма страны и мира. Это различные международные форумы, фестивали и конференции, которые ежегодно проводятся на территории региона при поддержке Правительства и ведущих ВУЗов города. К наиболее известным и освещаемым в СМИ мероприятиям можно отнести международный молодежный форум «Евразия», вручение стипендий имени А. Шмореля в рамках дней немецкой культуры, Международный Степной форум Русского географического общества и ежегодные международные научно-практическая конференции, проводимые на базе ОГУ.

Но какие преследуются цели, какие проблемы это решает? Правительство области постановило: разработать для учащихся образовательных учреждений общего, начального, среднего и высшего профессионального образования комплекс экскурсионных, культурно-познавательных программ и интегрировать их в учебный процесс [3]. Существует необходимость в развитии не только патриотизма, но и формировании высокого уровня межкультурной коммуникации. Вот актуальная проблема, которую нужно решить. Международные форумы и конференции своей первоначальной и основной целью имеют именно образование и обмен международным опытом. А что насчёт воспитательной и коммуникативной составляющей?

Морально-нравственное воспитание, основы грамотной межкультурной коммуникации, уважение к культурному наследию своей и чужой страны наиболее ярко формируются и развиваются на подобных мероприятиях посредством международного туризма.  На форумах и конференциях каждый студент может научиться ответственности, принятию твердых решений, которые требует текущая ситуация, воспитанию и демонстрации лидерских качеств. Подобные навыки в короткий срок могут быть приобретены не на учебных занятиях, а только при полном погружении в среду, при реальном контакте с международными представителями. Происходят такие важные процессы межкультурной коммуникации как аккультурация и аккумуляция.

Любое теоретическое высказывание требует практического примера и работа волонтеров-студентов факультетов иностранных языков ОГУ и ОГПУ (молодых переводчиков) на фестивале «Евразия» – яркое доказательство. Практика языка с реальными носителями в неподготовленных (а иногда и экстремальных!) ситуациях помогла им в полной мере прочувствовать свои знания языка, достойно применить их на практике, понять зарубежную культуру и реализовать весь полученный теоретический багаж знаний. Некоторые студенты, с которыми удалось пообщаться после фестиваля, признаются – они стали более мотивированны к изучению своей дисциплины, открыли в своей и иностранной культуре много нового, отметили у себя стремление к акролектному использованию языка, завели прочные международные дружеские отношения с участниками форума, а также запланировали отправиться в путешествие или поучаствовать в аналогичных мероприятиях уже за рубежом.

Несомненно, подобный опыт и эмоции получили и зарубежные гости мероприятия. Важно отметить, что следующим шагом в развитии межкультурной коммуникации и студенческого научного туризма посредством проведения форумов и конференций стало решение о приёме иностранных волонтеров на форум «Евразия 2019» наряду с местными представителями.

Рассматривая выбранную проблему не стоит забывать и о внутреннем студенческом научном туризме. Наш регион отличается своей многонациональной компонентой, зачастую многие жители характеризуются наличием бикультурализма, что требует особого внимания во внедрении основ межкультурной коммуникации в процессе образования и туризма, что реализуется через проведение местных научных конференций, поездок, исследований и фестивалей. Например, область с успехом справляется с этой задачей посредством проведения внутреобластных фестивалей местных национальностей и культур. Студенчество Оренбурга и здесь принимает активное участие – так, к примеру, на базах крупнейших университетов города ежегодно проводится межфакультетский праздник «Многонациональное Оренбуржье», где каждая национальность знакомит со своей культурой, её особенностями. Такого рода мероприятия проводятся на всех значимых городских праздниках, что позволяет установить атмосферу международной дружбы и повысить интерес к туристическим научным поездкам внутри региона, страны. К тому же, стоит отметить, что такие поездки носят бюджетный характер, что является приемлемым для студенческой составляющей нашего населения.

Таким образом, можно подвести итог анализа выбранной проблемы. Реализация форумной стратегии в сфере научного студенческого туризма и рекреации будет способствовать дальнейшему развитию образовательного и экономического потенциала области, созданию благоприятных условий для решения социальных проблем.

Также отметим, что прогресс не стоит на месте. О событиях научной сферы мы узнаем из средств массовой информации. И, как известно, студенты уделяют очень большое количество своего времени социальным сетям. В связи с этим, мы хотели бы выступить с инициативой создания молодежного научного туристического интернет-портала на базе таких платформ как Вконтакте и Инстаграм. Развитие такого вида туризма требует мощной информационной поддержки, сосредоточения в рамках одного портала разнообразных материалов, структурированных по определенным критериям, что создавало бы дополнительные удобства имеющимся и потенциальным пользователям услуг студенческого туризма. Студенты смогут рассказывать о своём туристическом опыте, быть всегда на связи со своими новыми иностранными друзьями, практиковать языки, делиться информацией о предстоящих конференциях, форумах и праздниках, т.е. организовывать своего рода рекламную кампанию, тем самым повышать интерес к нашей области, увеличивать количество посещений.


Библиографический список
  1. 56nvr / Евразия – международный научный форум [Электронный ресурс]– URL: https://56nv.ru/nashe-vremya/otkrytie-foruma-evraziya
  2. Коржанова А. А. Туризм XXI века и культура // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.1. — С. 82-83
  3. Стратегия развития Оренбургской области [Электронный ресурс]– URL: http://docs.cntd.ru/document/952013291


Все статьи автора «Кобылянская Александра Ильинична»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: