КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Бережная Елена Алексеевна
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
кандидат искусствоведения, доцент кафедры социальной психологии

Аннотация
В статье рассматривается проблема конфликтологической компетентности учителя в современной школе. Автор описывает сложившийся способ реагирования на конфликт, а также рассматривает альтернативные формы урегулирования противоречий, практикующиеся в России. В статье выделены качества современного педагога, необходимые для освоения новой культуры взаимодействия в конфликтных ситуациях в образовательной среде, раскрыты трудности, возникающие с реализацией данных качеств.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Бережная Е.А. Конфликтологическая компетентность учителя в современной школе // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/01/25541 (дата обращения: 21.02.2024).

Активное внедрение медиационных технологий и процедуры посредничества в средние общеобразовательные школы России сталкивается сегодня с достаточно распространенным, затрудняющим его явлением – отсутствием конфликтологической компетентности у педагогов. В связи с выходом Указа Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» было предусмотрено создание школьных служб примирения, действующих в рамках стандартов восстановительной медиации. При этом на данный момент повышение квалификации педагогов в области конфликтологии не является распространенным явлением.

С 90-х годов ХХ века в учебных заведениях начал формироваться новый способ реагирования на педагогические конфликты со стороны администрации школы, во многом обращенный к советскому опыту, традициям молодежных общественных организаций и партийной идеологии. Как правило, разбирательство представляло собой довольно однозначную реакцию на разногласия, заключающуюся в стереотипном, силовом, санкционном поведении в отношении конфликтующих. При этом в случае возникновения спорной ситуации между педагогом и учеником априорной правотой обладал учитель в связи со своим статусом, а причинами конфликта считались невоспитанность ребенка, отсутствие дисциплины или глупость. Администрация редко делала попытки реально разобраться в ситуации, выслушать обе стороны и принять за равные их версии происходящего. Наиболее распространенным было своеобразное «дублирование» судебной процедуры: выявление виновного и его последующее наказание, а также публичное освещение конфликта среди учащихся, родителей и других педагогов. Естественным процессом стало присвоение подобной формы урегулирования конфликтов самими школьниками с той разницей, что дети, пытаясь решить собственные противоречия, осуществляют правосудие исходя из своих субъективных представлений о справедливости и с позиции сильного.

Сегодня в связи с необходимостью развития конфликтологической культуры в образовательной среде осуществляется реализация мероприятий, направленных на формирование навыков мирного разрешения спорных ситуаций. Конструктивное урегулирование конфликта возможно при передаче ответственности за него сторонам, их равноправном участии в процессе. Медиация, как новый альтернативный способ разрешения противоречий, основана на идее, что конфликтующие могут прийти к консенсусу только в случае самостоятельного поиска решения и последующего признания его справедливым [1]. Реализация данного метода в образовательной среде напрямую зависит от уровня развития конфликтологической компетентности педагога, так как он обладает авторитетом, имеет влияние на учеников и может выступить наглядным примером конструктивного поведения в конфликтной ситуации.

Само по себе понятие компетентности может рассматриваться с разных точек зрения: 1) как степень овладения человеком необходимыми для выполнения успешной деятельности умениями и навыками; 2) юридическое соответствие человека занимаемой им должности; 3) наличие большого профессионального опыта [2]. Конфликтологическая компетентность личности понимается как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для конструктивного урегулирования конфликтных ситуаций. Она входит в структуру профессиональной компетентности педагога и является показателем его психологической подготовки [3].

Представляя многоуровневое явление, конфликтологическая компетентность включает в себя пласт теоретических знаний из области общей и педагогической конфликтологии. Учителю необходимо знать структуру и специфику конфликта, причины возникновения и закономерности его развития, характеристики основных составляющих, мотивы и стратегии поведения сторон в зависимости от их индивидуальных особенностей [4]. Педагог должен иметь представление о конструктивных способах выхода из спорных ситуаций с учетом этики профессионального общения [5].

Другим значимым аспектом компетентности является развитие личностных качеств, позволяющих осуществлять успешное урегулирование педагогических конфликтов. К ним можно отнести гибкость и аналитичность мышления, рефлексивность, самоконтроль, справедливость, объективность, способность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, тактичность, стремление понять позицию другого человека. Данные качества, несомненно, являются значимыми для педагога, обеспечивают успешное овладение переговорными навыками и способность находить альтернативные решения спорных ситуаций. Развитие конфликтологической компетентности учителя является залогом формирования конфликтологической культуры учащихся.

Однако существует ряд проблем, обусловленных недостаточной подготовленностью и отсутствием необходимых личностных качеств педагога. Не каждый готов рассматривать конфликт с учеником как неотъемлемую часть учебного процесса и воспринять его не как ситуацию непослушания, нарушения дисциплины или индивидуальной неприязни. Чаще всего конфликт вызывает неосознанную реакцию, при которой учитель акцентирует внимание на разнице статусов взрослый – ребенок, предполагающей безусловное подчинение старшему. Противоречия, возникающие в педагогическом процессе, требуют от педагога не только осознанности и умения контролировать собственные эмоции, но и принятие равных позиций в споре для понимания точки зрения другого и возможности вести диалог на паритетных началах. Все это в должной степени присуще высококвалифицированному учителю, готовому рассматривать конфликт не как проявление неуважения, а как маркер проблем в образовательном процессе, говорящий о необходимости внимательно отнестись к тому моменту, который вызвал противоречия.


Библиографический список
  1. Бережная, Е.А. Проблема внедрения медиационных технологий в пространство школы / Е.А. Бережная, А.А. Мельникова // Проблемы психолого-педагогической работы в современном образовательном учреждении: Сборник материалов II международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО СПбГИК. 19-20 мая 2017 г.,Санкт-Петербург / Отв. ред. В.М. Голянич, О.В. Ходаковская. СПб.: НИЦ АРТ, 2017. С. 208-212.
  2. Бершедова, Л.И. Конфликтологическая компетентность в структуре профессиональной деятельности учителя и классного руководителя / Л.И. Бершедова, Э.Н. Рычихина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. № 7 (123). С. 116 – 121.
  3. Байчорова, А.М. Конфликтологическая компетентность в условиях взаимодействия субъектов образования / А.М. Байчорова, Г.А. Чомаева // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2015. № 3. С. 66-71.
  4. Психология конфликта. Компендиум кейсов: Учеб. Пособие / под ред. Т.И. Короткиной. – СПб.: СПбГУП, 2016. – 116 с.
  5. Мир конфликта: субъект и реальность / В.В. Горшкова, Б.Б. Дондокова, С.С. Колесников, В.А. Писанко, А.В. Плетнев, М.В. Созинова. – СПб.: СПбГУП, 2014. – 288 с.


Все статьи автора «Бережная Елена Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: