Башкирский национальный костюм предназначался наиболее ярким определителем национальной принадлежности человека. Его стиль и образ формировались в ходе многовековой истории. Его особенности зависели от природных, хозяйственных условий, в которых обитал народ, от домашнего уклада и производственных навыков. В костюмах олицетворялись художественно-эстетические идеалы, находило отражение духовный мир народов. Традиционная праздничная одежда являлся непременным атрибутом обрядов и праздничных церемоний.
В условиях оседлости башкирские населения копили большой опыт по изготовлению ниток из растительных волокон: льна и конопли; в эти времена появилось узорное ткачество.
Населения юго-восточной части республики, оберегая навыки скотоводческого хозяйства, изготавливали тонкое и грубое сукно, чтобы валять обувь и головные уборы.
В национальной одежде нашли претворение многие искусные умения, такие как узорчатое ткачество, вязание, разнообразная вышивка, аппликация, составление различных украшений из кораллов и монеток, ювелирное ремесло из дерева и металла, орнаментация кожи. Значительное мастерство исполнителей сплачивало детали в гармоничный ансамбль, подчиненный одному-единственному художественному замыслу; в основе этих замыслов лежали глубокие исторические обычаи народов. Вместе с этим сила всеобщего творчества пробуждала неповторимые варианты привычного.
Женская одежда выделялась нарядной одеждой, вышитой узорами. Частые узоры покрывали рукава платья и юбку, грудку передника и подол. Растительные орнаменты из красиво изогнутых ветвей с листьями и цветками, выполненных тамбурной вышивкой, размещался на темном сатине. Манера вышивки с очерчиванием контура одним тоном и заполнением фигур другим придавала узору необычную объемность. При подготовке невесты к свадьбе, в сундуке молодоженов, в качестве приданого, можно было увидеть несколько пар вышитой одежды, привезенной в дом мужа. Мастерство невесты оценивалось умением вышивать разные узоры. Оригинальное искусство представляла вышивка из бисера, из блесток, из жемчуга, из металлической нити на головных уборах и нагрудниках.
В каждых башкирских деревнях была традиция готовить к свадьбе нарядную одежду для невесты и жениха заранее. И в этих деревнях были прославленные мастерицы, которые выполняли заказы сельчан. После свадебного торжества вышитая одежда становилась праздничной. Кроме вышитого платья и нагрудного украшения из кораллов и монет в комплект невесты входило и покрывало кушъяулык (двойной платок) с вышивкой по кромке у лица и традиционная обувь с белыми голенищами. В таких ярких нарядах молодые девушки ходили по деревне.
Тамбурный шов является распространенной вышивальной техникой. Орнамент был растительным, но сильно стилизованным, с набором традиционных элементов, в которых угадывались очертания цветов, плодов, кистей, соединенные в гирлянды. Веяло архаикой от манеры обводить контуры рисунка, не заполняя середины и в процессе работы менять цвета ниток.
Нынешние дизайнеры-модельеры активно используют в своих нарядах элементы народных костюмов. Классическая народная одежда все чаще используется для создания современных коллекций и модных луков. Основные правила, которых придерживаются дизайнеры, когда создают одеяния – придание максимального комфорта и натуральности.
Этнические мотивы в одежде всегда остается на пике популярности. Он вобрал в себя самые яркие характерные фасоны, принты, расцветки и декор. В разное время проявляется глубокий интерес к традициям башкирского народа. Иногда модельеры соединяют наиболее удачные элементы в общенациональный образ. Благодаря фантазийным идеям стиль живет и развивается, выделяя отдельные течения.
Таким образом, национальная одежда, в особенности высокохудожественные ее стандарты, часто сохраняется как культурная реликвия. Поддерживая все возрастающие интересы к истории, в нашей республике предпринимаются попытки к возрождению традиций былого. Этому способствуют конкурсы и разные фестивали художественной самодеятельности, на которые приезжают творческие коллективы из всех уголков Башкортостана. Кроме того, национальная одежда предназначена источником вдохновения художников и модельеров при создании современных коллекций повседневной и праздничной одежды.
Современная мода как будто производит кругосветное путешествие и каждый раз находит новые источники вдохновения. И пусть это всего лишь игра в историю и культуру народа, но она дает нам возможность хоть немного заглянуть в личное либо чужое прошлое, стать ближе к природе, найти новую внутреннюю гармонию и новый внешний образ.
Библиографический список
- История башкирского народа : в 7 т./ гл. ред. М.М. Кульшарипов; Ин-т истории, языка и литературы УНЦ РАН. Уфа.: Гилем, 2011. Т. 3. 476 с.
- Бикбулатов Н.В., Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2002. 248 с.
- Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографически очерки. Уфа: Китап, 2006, 376 с.
- Женская одежда северных башкир // Археология и этнография Башкирии. Т. I. Уфа, 1962.
- Казбулатова Г. Х. Историческая память и символика костюма // Ватандаш. — № 3, 2005.
Количество просмотров публикации: Please wait