БАШКИРСКИЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЕ

Хибатова Айгузель Азаматовна
Уфимский государственный нефтяной технический университет

Аннотация
Башкирская национальная одежда - это бесценное неотъемлемое достояние культуры башкирского народа, накопившаяся веками, и немаловажная часть республики, показывающая ее историю, культуру, традиции местных жителей. Национальный костюм – это не только яркий самобытный элемент культуры народа, но и синтез разных видов декоративного творчества. В сегодняшнее время, чтобы передать весь национальный дух прошлых веков, дизайнеры-модельеры в своих современных коллекциях применяют этнические элементы национальных костюмов, либо дополняют их разными украшениями, такими как тушелдерек, вышитые платки, камзолы. Серьги, кулоны, браслеты из серебра напоминающие элементы традиционных костюмов.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Искусствоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Хибатова А.А. Башкирские этнические элементы в современной одежде // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/01/25503 (дата обращения: 21.02.2024).

Башкирский национальный костюм предназначался наиболее ярким определителем национальной принадлежности человека. Его стиль и образ формировались в ходе многовековой истории. Его особенности зависели от природных, хозяйственных условий, в которых обитал народ, от домашнего уклада и производственных навыков. В костюмах олицетворялись художественно-эстетические идеалы, находило отражение духовный мир народов. Традиционная праздничная одежда являлся непременным атрибутом обрядов и праздничных церемоний.

В условиях оседлости башкирские населения копили большой опыт по изготовлению ниток из растительных волокон: льна и конопли; в эти времена появилось узорное ткачество.

Населения юго-восточной части республики, оберегая навыки скотоводческого хозяйства, изготавливали тонкое и грубое сукно, чтобы валять обувь и головные уборы.

В национальной одежде нашли претворение многие искусные умения, такие как узорчатое ткачество, вязание, разнообразная вышивка, аппликация, составление различных украшений из кораллов и монеток, ювелирное ремесло из дерева и металла, орнаментация кожи. Значительное мастерство исполнителей сплачивало детали в гармоничный ансамбль, подчиненный одному-единственному художественному замыслу; в основе этих замыслов лежали глубокие исторические обычаи народов. Вместе с этим сила всеобщего творчества пробуждала неповторимые варианты привычного.

Женская одежда выделялась нарядной одеждой, вышитой узорами. Частые узоры покрывали рукава платья и юбку, грудку передника и подол. Растительные орнаменты из красиво изогнутых ветвей с листьями и цветками, выполненных тамбурной вышивкой, размещался на темном сатине. Манера вышивки с очерчиванием контура одним тоном и заполнением фигур другим придавала узору необычную объемность.  При подготовке невесты к свадьбе, в сундуке молодоженов, в качестве приданого, можно было увидеть несколько пар вышитой одежды, привезенной в дом мужа. Мастерство невесты оценивалось умением вышивать разные узоры. Оригинальное искусство представляла вышивка из бисера, из блесток, из жемчуга, из металлической нити на головных уборах и нагрудниках.

В каждых башкирских деревнях была традиция готовить к свадьбе нарядную одежду для невесты и жениха заранее. И в этих деревнях были прославленные мастерицы, которые выполняли заказы сельчан. После свадебного торжества вышитая одежда становилась праздничной. Кроме вышитого платья и нагрудного украшения из кораллов и монет в комплект невесты входило и покрывало кушъяулык (двойной платок) с вышивкой по кромке у лица и традиционная обувь с белыми голенищами. В таких ярких нарядах молодые девушки ходили по деревне.

Тамбурный шов является распространенной вышивальной техникой. Орнамент был растительным, но сильно стилизованным, с набором традиционных элементов, в которых угадывались очертания цветов, плодов, кистей, соединенные в гирлянды. Веяло архаикой от манеры обводить контуры рисунка, не заполняя середины и в процессе работы менять цвета ниток.

Нынешние дизайнеры-модельеры активно используют в своих нарядах элементы народных костюмов. Классическая народная одежда все чаще используется для создания современных коллекций и модных луков. Основные правила, которых придерживаются дизайнеры, когда создают одеяния – придание максимального комфорта и натуральности.

Этнические мотивы в одежде всегда остается на пике популярности. Он вобрал в себя самые яркие характерные фасоны, принты, расцветки и декор. В разное время проявляется глубокий интерес к традициям башкирского народа. Иногда модельеры соединяют наиболее удачные элементы в общенациональный образ. Благодаря фантазийным идеям стиль живет и развивается, выделяя отдельные течения.

Таким образом, национальная одежда, в особенности высокохудожественные ее стандарты, часто сохраняется как культурная реликвия. Поддерживая все возрастающие интересы к истории, в нашей республике предпринимаются попытки к возрождению традиций былого. Этому способствуют конкурсы и разные фестивали художественной самодеятельности, на которые приезжают творческие коллективы из всех уголков Башкортостана. Кроме того, национальная одежда предназначена источником вдохновения художников и модельеров при создании современных коллекций повседневной и праздничной одежды.

Современная мода как будто производит кругосветное путешествие и каждый раз находит новые источники вдохновения. И пусть это всего лишь игра в историю и культуру народа, но она дает нам возможность хоть немного заглянуть в личное либо чужое прошлое, стать ближе к природе, найти новую внутреннюю гармонию и новый внешний образ.


Библиографический список
  1. История башкирского народа : в 7 т./ гл. ред. М.М. Кульшарипов; Ин-т истории, языка и литературы УНЦ РАН. Уфа.: Гилем, 2011. Т. 3. 476 с.
  2. Бикбулатов Н.В., Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2002. 248 с.
  3.  Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографически очерки. Уфа: Китап, 2006, 376 с.
  4. Женская одежда северных башкир // Археология и этнография Башкирии. Т. I. Уфа, 1962.
  5. Казбулатова Г. Х. Историческая память и символика костюма // Ватандаш. — № 3, 2005.


Все статьи автора «Хибатова Айгузель Азаматовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: