ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Чечулина Айгуль Фанировна
Уральский государственный экономический университет
магистрант

Аннотация
Данная статья посвящена обзору законодательных актов, регулирующих сферу защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявлению проблем в осуществлении защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Чечулина А.Ф. Обеспечение экономической безопасности личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/09/25233 (дата обращения: 26.02.2024).

Экономическая безопасность личности – это такое состояние, при котором гарантированы условия защиты жизненных интересов, обеспечиваются социальное развитие и социальная защищённость личности.

Социальная защита в любом современном государстве – комплексная система социально-экономических отношений, которая предназначена для оказания различной помощи нетрудоспособным или же ограниченно дееспособным лицам, семьям, доходы членов семьи которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни.

Социальная защита личности и населения в целом должна укреплять экономическую безопасность личности, поэтому рассматривать социальную защиту нужно как защиту от социальных рисков потери, ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия гражданина.

Экономическая безопасность любой личности реализуется в следующих сферах: продовольственной, информационной, экологической, трудовой занятости, образования и культуры, медицинского обслуживания и других.

Механизм обеспечения экономической безопасности личности представляет совокупность связей между системой органов государственной власти, негосударственных организаций и институтов и правовой средой, задающей цели, задачи, принципы, методы и ограничения их деятельности. Он включает элементы механизма государства и механизма правового регламентирования.

Ключевую роль в механизме обеспечения экономической безопасности личности отводят государству, которое дополняет усилия граждан и общественных организаций, защищает всех индивидуумов, все социальные группы и общество в целом.

Кроме того, сохраняется тенденция снижения ответственности граждан-пользователей социальной защиты населения, потребительское отношение к государственной помощи.

Высокий уровень социального сиротства сохраняется вследствие ослабления роли семьи и утраты семейных ценностей.

За период 2013 – 2017 г.г. средняя численность граждан, лишенных родительских прав, ежегодно составила примерно 1300 человек, включая по искам другого родителя – 500 человек, средняя численность граждан, которые были ограничены в родительских правах, составила 280 человек. В Свердловской области ежегодно выявляется в среднем 1200 детей вследствие невысоких темпов сокращения семей, у которых оба родителя либо единственный родителей лишены родительских прав либо ограничены в родительских правах.

Рассмотрим, как обеспечивается экономическая безопасность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере г. Екатеринбург.

В целом по Екатеринбургу производится выплата 134 видов социальных пособий и компенсаций.

Основанием предоставления различных льгот являются нижеперечисленные  нормативно-правовые акты и Законы:

1.         Статья 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации;

2.         Федеральный  закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

3.         Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

4.         Областной закон от 23 октября 1995 года № 28-ОЗ «О защите прав ребенка»;

5.         Областной закон от 22 июля 1997 года № 43-ОЗ «О культурной деятельности на территории Свердловской области»;

6.         Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;

7.         постановление Правительства Свердловской области от 30.08.2005 № 709-ПП «Об утверждении Положения о порядке проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных образовательных организациях Свердловской области и муниципальных образовательных организациях в Свердловской области, на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы»;

8.         постановление Правительства Свердловской области от 31.08.2006 № 748-ПП «Об утверждении Положения о размере и порядке выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в областных государственных и муниципальных образовательных организациях»;

9.         постановление Правительства Свердловской области от 10.02.2016 № 91-ПП «О реализации дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленных пунктом 2 статьи 22 Областного закона от 23 октября 1995 года № 28-ОЗ «О защите прав ребенка»;

10.       постановление Правительства Свердловской области от 08.02.2012 № 100-ПП «О реализации дополнительной меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленной частями тринадцатой и четырнадцатой статьи 26 Областного закона от 23 октября 1995 года № 28-ОЗ «О защите прав ребенка»;

11.       постановление Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП «Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

12.       постановление Правительства Свердловской области от 27.02.2014 № 122-ПП «Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований областного бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований областного бюджета»;

13.       постановление Правительства Свердловской области от 02.04.2014 № 274-ПП «Об утверждении норм, в соответствии с которыми осуществляется полное государственное обеспечение отдельных категорий обучающихся в государственных образовательных организациях Свердловской области, а также в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Свердловской области».

Детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются следующие льготы.

1.         Медицинское обслуживание. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатная медицинская помощь в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. предоставляются путевки в оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные организации при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

2.         Продовольственная. Выплата денежной компенсации в размере 155 руб. в сутки в учебный день и 170,5 руб. в выходные, праздничные и каникулярные дни на питание детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме обучения в государственных образовательных (в том числе профессиональных образовательных) организациях Свердловской области, а также в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Свердловской области. Выпускники государственных образовательных (в том числе профессиональных образовательных) организаций Свердловской области, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Свердловской области, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных организациях Свердловской области, по их выбору однократно обеспечиваются за счет средств организаций, в которых они обучались, одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем в соответствии с нормами, или получают денежную компенсацию в размере 38 771 руб. Выплата денежной компенсации на обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме обучения в государственных образовательных (в том числе профессиональных образовательных) организациях Свердловской области, в размере 33 233 руб. в год.

3.         Образование и культура. Выплата государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена) – в размере 1 035 руб. в месяц; высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры) – в размере 2 010 руб. в месяц. Выплата ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей лицам из числа детей-сирот, обучающимся в областных государственных и муниципальных образовательных организациях в размере трехмесячной государственной социальной стипендии без учета районного коэффициента. Бесплатное получение художественного образования в областных государственных и муниципальных учреждениях дополнительного образования, в том числе в домах детского творчества, детских школах искусств. Бесплатное посещение кинотеатров, выставок, музеев, спортивных сооружений.

4.         Жилье. Обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим жилое помещение, единственными собственниками которого они являются, единовременной денежной выплаты в размере 100 тыс. руб.  на проведение ремонта одного такого жилого помещения. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим жилое помещение, сособственниками которого являются исключительно такие дети, единовременной денежной выплаты в размере 100 тыс. руб., назначаемой одному из сособственников жилого помещения.

5.         Трудовая занятость. Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в области. Работникам – детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях. Право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

В апреле 2014 года в СМИ была размещена видеозапись с признаниями воспитанников Екатеринбургского детского дома-интерната для умственно отсталых детей.  На видео воспитанники этого дома раскрывают факты жестокого обращения с ними, а именно избиения, в том числе бытовыми предметами, а также факты принуждения к физической близости воспитанников между собой. Сразу после появления данной информации в СМИ в Екатеринбургский дом – интернат для умственно отсталых детей отправилась прокурорская проверка. По данным сайта Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области в отношении сотрудника детского дома, возбуждено уголовное дело.

После этой проверки было выявлено около 30 случаев сокрытия травм, все они были отмечены в медицинском журнале, но расследований не проводилось. Также не все воспитанники, родители которых были лишены родительских прав с последующим обязательством выплачивать алименты выплачивают их. Некоторые дети, достигшие 14-летнего возраста были поставлены на учет для получения специализированного жилья. Раскрылся тот факт, что воспитанники дома-интерната, достигшие совершеннолетия, так и продолжали находится в этом учреждении, а не были переведены в специальные учреждения для умственно отсталых или другие социальные учреждения. Большое количество детей-инвалидов не имеет технических средств реабилитации, а также вещей, способствующих реабилитации несовершеннолетних. В  результате  исследования  ситуации,  связанной  с  Екатеринбургским детским домом – интернатом для умственно отсталых детей были выявлены следующие проблемы:

1. Наличие жестокого обращения с несовершеннолетними детьми – сиротами;

2. Незаинтересованность  сотрудников социального  учреждения в улучшении качества обеспечения жизни несовершеннолетних;

3. Неисполнение  полномочий,  соответствующих  должности,  в отношении несовершеннолетних,  а  также  детей,  достигших  18– летнего возраста;

4. Недостаточный  контроль  за  учреждениями  данного  типа, отсутствие регулярных проверок.

5.Плохой отбор кадров на должность сотрудника детских домов-интернатов.

Наличие жестокого обращения с несовершеннолетними – достаточно частое явление. Стоит отметить, что оно не входит в рамки физического насилия, также жестокое обращение – это  психическое  насилие,  пренебрежение нуждами ребенка. Психическое насилие – это длительное воздействие на психику ребенка. Оно может проявляться в критике, угрозах, замечаниях, затрагивающих личность ребенка, преднамеренных ограничениях в общении, действиях. Наличие алкоголизма или наркомании в семье  также  является  достаточно влиятельным  фактором  на  психику  ребенка, возможно получение психологической травмы, с которой в дальнейшем тяжело бороться и которая может  сказаться  на  личности,  а,  следовательно,  и  на  образе  жизни не совершеннолетнего в будущем,  ребенок может начать вести асоциальный образ  жизни  из-за  отсутствия  должного  примера. Согласно  статистике Генеральной прокуратуры РФ 10% от общего числа детей-сирот становятся самоубийцами, 40% – алкоголики и наркоманы, 40% занимаются преступной деятельностью, и всего 10% способны адаптироваться к жизни за пределами детского дома.

Решением данной проблемы может быть укрепление законодательных основ путем реформирования, ужесточение наказания за грубое обращение с несовершеннолетними.  Также  важно  ознакомление  сотрудников  детских домов-интернатов  с  законодательством  в  сфере  детского  сиротства  и безнадзорности. Неисполнение    полномочий    сотрудниками    и   отсутствие заинтересованности  в  содержании  и  благополучии  детей  в  детских  домах также  является  важной  проблемой.  Как  говорилось  ранее, ребенок  может начать  вести  асоциальный  образ  жизни.  На  примере  Екатеринбургского детского дома–интерната для умственно отсталых мы так же узнаем, что по достижении  совершеннолетия,  дети  могут  не  получить  законную недвижимость,  или,  хотя  бы,  не  перевестись  в  другие  социальные учреждения,  соответствующих  их  положению. Сюда  же  следует  отнести недостаточный  контроль  за  учреждениями  данного  типа  и  отсутствие регулярных проверок.

На почве данной проблемы и возникает безалаберное отношение сотрудников в сторону воспитанников детских домов. Эту  проблему  можно  решить  реформированием  российской  системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Введения строгой подотчетности о проверках учреждений социального типа. На основе выявленных нарушений в  Екатеринбургском детском доме для  умственно  отсталых  детей  следует  выделить  также  немаловажную проблему: неудовлетворительный  отбор кадров  на должность сотрудников учреждений  данного  типа.  Как  показала  прокурорская  проверка  для сотрудников данного учреждения не проводилось необходимых медицинских обследований,  а  также  не  велось  учета  рабочих  мест.  По  этому  поводу директор   детского   дома   была   привлечена   к   административной ответственности  в  виде  штрафа  на  основании  ч.  1  ст.  5.27  КоАП  РФ (Нарушение законодательства о труде и об охране труда). С  помощью  введения  определенных  критериев  для  сотрудников, претендующих  на  место  работы  в  учреждениях  социального  типа,  можно улучшить  качество  работы  персонала. Также  необходимо  введение подотчетности о проведенных медицинских обследованиях сотрудников.

Таким  образом,  в  результате  исследования  ситуации,  связанной  с Екатеринбургским  детским  домом- интернатом  для  умственно  отсталых детей   были   выявлены проблемы, связанные   с   содержанием несовершеннолетних  и  организацией  деятельности  сотрудников  данного учреждения,   предложены   пути   решения   проблем   с   помощью реформирования органов исполнительной власти субъектов РФ, ужесточения наказания  за  грубое  отношение  с  несовершеннолетними,  укрепления законодательных основ путем реформирования, но без открытости домов– интернатов  система  меняться  не  начнет.  Необходимо  сделать  данные учреждениями  более «прозрачными»  для  общественности,  давать возможность   посещать   интернаты   волонтерам,   благотворителя   и общественным организациям.


Библиографический список
  1. Постановление Правительства РФ от 07.07.2011 N 558 «Об утверждении требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  2. Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013, N 7, ст. 660.
  3. Васильев А.Ю. Социальное сиротство как явление современного российского общества.: автореф. на соиск. уч. степ. к.с.н., – Уфа, 2010.
  4. Гуслова М.Н. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи (1-е изд.): Учебное пособие. – 2015.
  5. Ильина О. Ю. Государственная защита детей, оставшихся без попечения родителей // Закон. – 2015. – N 10. – С. 51-55.
  6. Новокшонова М. Как помочь детям, потерявшим родителей? // Вопросы социального обеспечения. – 2017. – N 1. – С. 7-8.
  7. Пронин А. А. Социально-правовая защита детства в Российской Федерации // Мир библиографии. – 2016. – N 4. – С. 53-58.
  8. Северный А. Региональная модель защиты детства и семьи // Народное образование. – 2016. – N 7. – С. 179-182.
  9. Ярмухамедов Р. Социальная поддержка детей-сирот // Законность. – 2016. – N 11. – С. 30-31.


Все статьи автора «Чечулина Айгуль Фанировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: