Важнейшей составляющей качества жизни современного человека, его непосредственным следствием является адекватное времени мировоззрение: современный человек живёт в насыщенном событиями и информацией времени, поэтому ему необходимо выработать «грамотные» представления о собственном теле.
Применительно к мировоззрению речь может идти о концепте «здорового образа жизни».
Представление о здоровом образе жизни, понимание сути этого понятия указывает на общий уровень культуры человека, в частности – о культуре здоровья, когда здоровье аксиологически считывается как значимый компонент жизни: ценность, которой нельзя пренебрегать. Здесь здоровье становится важным компонентом в общем представлении о себе, поэтому можно говорить о «другой антропологии».
В рамках «здорового образа жизни» меняются и смыслы, поставляемые обществом о здоровом образе жизни, меняется его общее значение в контексте личностного восприятия.
Изменению отношения к здоровому образу жизни предшествует, как правило, изменение представлений о здоровье (здоровье как отсутствие болезней; здоровье как условие реализации чего-то; здоровье как данность).
В отличие от «частных» смыслов, здоровье становится «базальным» жизненным фундаментом. Так преодолеваются (переосмысливается личностью с течением жизни) и «частные» современные социальные интерпретации здорового образа жизни: (здоровый образ жизни как путь достижения социального успеха; здоровье как необходимость выполнить долг (профессиональный, гражданский и т.д.); здоровый образ жизни как возможность принадлежать определённому кругу людей (решение проблем самоидентификации…).
Как итог, человек приходит к «гармоничному» пониманию здоровья – как возможности счастливой жизни в социуме («малом» и «большом»).
Зачастую, выбирая жизненный путь, человек стихийно формирует представления о (здоровом) образе жизни, основываясь на доступных ему знаниях, опыте. Так, О.А. Шаповалова [1] в статье «Социально-экономические факторы здоровья и болезни на современном этапе» отмечает, что на 50% здоровье зависит от образа жизни (остальные проценты отданы окружающей среде, наследственности, здравоохранению), то есть имеет глубоко личностный смысл.
Таким образом, вмешательство социума в формировании преставлений об образе жизни представляется либо минимальным, либо не всегда решающим. Представление о здоровье, как правило, опосредовано личным отношением.
Таким образом, «здоровый образ жизни – это совокупность личных и социальных практик сохранения и достижения здоровья, основанных на интересе к здоровью, его ценностном восприятии и целеполагании, стимулирующих его реализацию в повседневности» [2].
Огромное значение (как компонент мировоззрения) получает так называемое «внутренне представление о здоровье», или «внутренняя картина здоровья», включающая в себя позитивное представление о своём здоровье, отношение к нему как значимой составляющей жизни, активно-деятельное стремление к его укреплению.
Косвенным маркером действительно «состоявшегося» здорового образа жизни является способность адаптироваться к изменяющимся социально-природным реалиям – как показатель «здоровой» интеграции тела, души и духа человека.
Библиографический список
- Шаповалова О.А. Социально-экономические факторы здоровья и болезни на современном этапе [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/16207076 (дата обращения: 01.08.2018).
- Бриленок Н.Б. Здоровый образ жизни: социально-философский анализ [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/soc-filosofia/zdorovyj-obraz-zhizni-socialno-filosofskij-analiz.html (дата обращения: 01.08.2018).