Глобализация нынешнего общества равно как процедура интеграции людей и увеличения его культурной взаимозависимости критически определяет тему о готовности людей к существования в новых обстоятельствах. В следствии расширения интернациональных контактов в многочисленные народные культуры попадают другие культурные значения; в данных культурах начинает образовываться новое понимание. Увеличение межкультурных контактов считается трудным и двойственным ходом, так как влечет кризисы, деструктивные действа, изменения миропонимания, современные поиски во всякой культуре. В существующих обстоятельствах все без исключения наиболее значимыми становятся проблемы развития и формирования познаний, умений и способностей успешного делового взаимодействия, толерантности у жителей.
Наиболее удачное связь лица с иной культурной сферой больше в целом находится в зависимости с его познанием отличительных черт культуры партнеров по взаимодействию, их личных коммуникативных возможностей, минувшего практического навыка и способностей межкультурного общения. По этой причине культурологическое понимание указанных проблем подразумевает применение определенных теоретико-методологических раскладов и междисциплинарного характера их изучения.
В целях отечественной науки во взаимосвязи с переживаемыми сложнейшими действиями модернизации сообщества, глубочайшей модификацией русской культуры и трудными межнациональными взаимоотношениями делается наиболее важным вопрос взаимодействия и взаимопонимания культур. В контексте данных действий наиболее критически поднялась задача взаимопонимания и взаимодействия среди резидентами различных культур. Данное обуславливается этим, то что результативная связь народных культур в нашей государстве с надобностью подразумевает развитие подобного качества у их представителей, равно как умение и стремление к межкультурной коммуникации.
Равно как демонстрирует практика межкультурной коммуникации, для того чтобы результативно сохранять всевозможные межкультурные контакты и фигуры общения, партнерам следует никак не только лишь понимание надлежащего языка, однако и понимание общепризнанных мерок, законов, обычаев, традиций и т.д. иной культуры. Любой член межкультурных контактов в короткий срок понимает, то что 1-го обладания надлежащим иностранным языком как оказалось мало с целью полного межкультурного взаимопонимания, то что необходимо понимание единого ансамбля конфигураций действия, события, психологии, культуры собственных партнеров по общению. В конечном итоге, необходимо понимание механизма самого хода общения, для того чтобы предсказывать способности неверного представления партнеров и исключить его. Различные фигуры взаимодействия и общения агентов различных культур подразумевают присутствие у их требуемых абстрактных познаний, эмоциональных свойств и фактических способностей с целью успешного взаимодействия.
Учитывая обозначенную актуальность, мы провели исследование, цель которого стало:
формирование конструктивного отношения к деловому взаимодействию у мигрантов с разным уровнем толерантности к неопределенности.
В проведении констатирующего эксперимента участвовало 40 человек: в контрольной группе 20 человек – это трудовые мигранты России и 20 человек – трудовые мигранты с ближнего зарубежья (Узбекистан, Таджикистан, Киргизстан) – экспериментальная группа.
Для реализации цели в своем исследовании мы использовали ряд методик:
1. Методика «Личностная готовность к переменам», разработана канадскими учѐными Ролником, Хезером, Голдом и Халом, адаптированная Н. Бажановой и Г.Л. Бардиер. Данная методика особенно эффективна при рассмотрении стрессовых ситуаций, возникающих в связи с инновациями, поскольку никому не удается полностью справляться с переменами. Понимание особенностей противостояния переменам помогает людям оградить себя от стресса в тех ситуациях, в которых они наиболее уязвимы.
2. Оценка самоконтроля в общении по М. Снайдеру позволяет выявить уровень контроля при общении с другими людьми.
3. Тест «Ваш стиль делового общения» В.М. Шепеля. Данный тест позволяет выявить к какому стилю делового общения относятся испытуемые: ориентация на действия; ориентация на процесс; ориентация на людей (на взаимоотношения); ориентация на людей (к проблемам).
Анализируя полученные данные по методике «Личностная готовность к переменам» можно сделать следующий вывод о том, что для в контрольной группы характерно – энергичность, повышенный жизненный тонус; умение выходить выходы из ситуации; нежелание ориентироваться на худшее, умение менять свои планы перестраиваться в новых ситуациях, но есть неуверенность в себе в свои достоинства, спокойное отношение в отсутствие ясных ответов.
Для экспериментальной группы характерно стремление фиксироваться не на проблемах, а на возможностях, не умение перестраиваться в новых ситуациях, нет уверенности, что все возможно стоит только захотеть, надо отметить и то, что для данной группы характерны такие характеристики как обращаться к новым источникам для решения проблем, тяга к новому, неизвестному, часто начатые дела могут остаться незавершенными.
Рис.1. Результаты по методике «Личностная готовность к переменам» в контрольной группе, констатирующий эксперимент
Рис.2. Результаты по методике «Личностная готовность к переменам» в экспериментальной группе, констатирующий эксперимент
Полученные результаты по методике «Оценка самоконтроля в общении» по М. Снайдеру позволяют сделать вывод о том, что в контрольной группе преобладает средний уровень коммуникативного контроля (70%) это свидетельствует о том, что большая часть мигрантов искренни, но не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях, хотя они считаются в своем поведении с окружающими людьми.
В экспериментальной группе преобладает низкий (50%) и средний (40%) уровень коммуникативного контроля, что говорит о том, что у мигрантов поведение устойчиво и они не считают нужным меняться в зависимости от ситуации, отмечается способность к искреннему раскрытию в общении, от чего некоторые, могут считать «неудобным», по причине прямолинейности, в своем поведении иногда считаются с другими. Это может быть обусловлено тем, что мигранты с зарубежья относятся к другой культуре и не считают свое поведение оскорбительным по отношению к другим.
Рис. 3. Результаты исследования по методике «Оценка самоконтроля в общении» по М.Снайдеру в контрольной и экспериментальной группе (констатирующий эксперимент)
В контрольной группе по методике «Ваш стиль делового общения» В.М. Шепеля превалирует стиль взаимоотношения и стиль действия это говорит о том, что для мигрантов характерно обсуждение: людей в целом, человеческих нужд, человеческих мотивов, работы в команде, проблем общения, чувств, понимания, саморазвития, восприимчивости, осознанности, сотрудничества, убеждений, ценностей, ожиданий, отношений, продуктивности, эффективности, продвижения вперёд, ответственности, подтверждений, опыта, препятствий, достижений, изменений, решений. С одной стороны эти люди: спонтанные, сопереживающие, эмоциональные, восприимчивые, чувствительные, а с другой стороны прагматичны, прямолинейны, часто взволнованы, решительны. Это может, объяснятся тем, что мигранты находятся в новых для них условиях и проявляют себя двояко в зависимости от ситуации и, людей с которыми находятся рядом.
Для мигрантов экспериментальной группы характерно, то что они в большей степени ориентированы на процесс (40%) и на стиль действия (30%). Их можно охарактеризовать как людей процедурных вопросов, планирования, организации, контролирования, проверки, апробирования, анализа, наблюдений, доказательств, деталей, изменений, решений. Эти люди: ориентированы на систематичность, последовательность, причинно-следственные связи, честны, многословны, мало эмоциональны, тщательны, методичны, а также они порой слишком энергичны, что может составлять проблему для партнёра с которыми они взаимодействуют. Это может быть обусловлено тем, что мигранты с зарубежья поставлены в более жесткие условия и им приходится проявлять даже те качества, которые они в себе не замечали, т.к. они находятся в новой стране, новая культура, люди, которые отличаются от соотечественников мировоззрением, воспитанием, обучением.
Рис. 4. Результаты исследования по методике «Ваш стиль делового общения» В.М. Шепеля в контрольной и экспериментальной группе (констатирующий эксперимент)
Полученные результаты позволяют сделать следующий вывод о том, что для мигрантов характерно низкий уровень адаптивности, уверенности в себе и своих силах, низкий уровень толерантности к двусмысленности, низкий контроль коммуникативной культуры, ориентация на процесс и на действия. Данные характеристики не позволяют мигрантам, успешно приспособится к новым условиям и у них неконструктивное отношение к деловому взаимодействию, а точнее они больше избегают взаимодействий с людьми, т.к. могут не понять своего партнера.
После проведенного констатирующего эксперимента целесообразно разработать и провести программу формирования конструктивного отношения к деловому взаимодействию и умению выстраивать партнерские взаимоотношения.
Особенность программы формирования конструктивного отношения к деловому взаимодействию с разным уровнем толерантности к неопределенности заключается в комплексном и дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать трудовых мигрантов к социуму в поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы, деловое взаимодействие.
Цель программы:
-
осознание мигрантами причин возникновения противоречий в процессе делового взаимодействия, причин потери и искажения информации;
-
отработка практических навыков коммуникации при помощи вербальных и невербальных средств;
-
освоение техник ведения деловых переговоров в эмоционально напряженной ситуации;
-
освоение навыков уверенного взаимодействия для преодоления пассивности, агрессивности и манипулирования в деловой коммуникации;
-
усиление эмпатийных процессов, коррекция неконструктивного делового взаимодействия;
-
выработать толерантные формы общения трудовых мигрантов.
Программа по формированию конструктивного отношения к деловому взаимодействию у мигрантов с разным уровнем толерантности к неопределенности состоит из следующих блоков:
-
Вводный блок. Цель знакомство с участниками, позитивный настрой, адаптация.
-
Коммуникативный блок. Цель: формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, аргументировать и отстаивать собственную позицию.
-
Блок деловое взаимодействие. Цель: освоение техник ведения деловых переговоров в эмоционально напряженной ситуации; освоение навыков уверенного взаимодействия для преодоления пассивности, агрессивности и манипулирования в деловой коммуникации.
Используемые средства: моделирование типичных и наиболее проблемных ситуаций в деловом взаимодействии; анализ видеозаписей участия в упражнениях; выполнение специальных упражнений и заданий; обсуждение конкретных проблем участников.
Получаемые эффекты: повышение результативности делового взаимодействия; повышение коммуникативной компетентности; снижение эмоционального напряжения у мигрантов; умение бесконфликтно отстаивать свои интересы.
После реализации программы конструктивного отношения к деловому взаимодействию у мигрантов с разным уровнем толерантности к неопределенности необходимо провести оценку эффективности данной программы.
Полученные данные по методике «Личностная готовность к переменам» свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе отмечается высокий уровень по шкале «Оптимизм» с 35% до 55%; «Смелость, предприимчивость» с 35% до 55%, это свидетельствует о том, что мигранты фиксируются не на проблемах, а ищут возможности, отмечена тяга к новому, неизвестному. По остальным показателям данные изменились несущественно.
Рис. 5. Результаты по методике «Личностная готовность к переменам» в контрольной группе, контрольный эксперимент
Рис. 6. Результаты по методике «Личностная готовность к переменам» в экспериментальной группе, контрольный эксперимент
Заметны изменения по методике «Оценка самоконтроля в общении» по М. Снайдеру в экспериментальной группе оценки самоконтроля в общении выросли показатели среднего уровня с 40% до 60%, это свидетельствует о том, что у мигрантов средний коммуникативный контроль, они искренни, но не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях, однако, считаются в своем поведении с окружающими их людьми.
Рис. 7. Результаты исследования по методике «Оценка самоконтроля в общении» по М. Снайдеру в экспериментальной группе до формирующего эксперимента и после него
Анализируя полученные данные по методике «Ваш стиль делового общения» В.М. Шепеля в экспериментальной группе можно сделать вывод о том, что для мигрантов повысились результаты с 10% до 40% по шкале стиль ориентация на взаимоотношения людей, это свидетельствует о том, что у мигрантов повысился уровень понимания, саморазвития, восприимчивости, осознанности, сотрудничества, убеждений, ценностей, ожиданий, отношений. Эти люди: сопереживающие, эмоциональные, восприимчивые, чувствительные.
Рис. 8. Результаты контрольного эксперимента по методике «Ваш стиль делового общения» В.М. Шепеля в экспериментальной группе
Таким образом, проведенный контрольный эксперимент позволяет сделать следующий вывод, что проведенная программа, которая была направлена на формирование конструктивного отношения к деловому взаимодействию у мигрантов с разным уровнем толерантности к неопределенности эффективна: в части изменения стиля делового общения (с ориентации на процесс сменился на ориентацию на взаимоотношения людей); оценка самоконтроля в общении (с низкого уровня самоконтроля до среднего уровня самоконтроля); в личностной готовности к переменам (отмечается оптимизм, смелость, предприимчивость, средний уровень адаптивности). Выдвинутая нами гипотеза исследования о том, что мигранты c разным уровнем толерантности к неопределенности различаются в характеристиках делового взаимодействия, подтвердилась.
Библиографический список
- Акмалова А.А., Капицын В.Н. Социальная работа с мигрантами и беженцами. М.: ИНФРА-М, 2008. 367 с.
- Бауэр Е.А. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации подростков-мигрантов: дис. … д-ра псих. наук. М., 2012. 50 с.
- Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. М.: Вербум-М, 2003. 168 с.
- Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. 2002. № 6. С. 12–16.
- Дружинина А.Е. Формирование толерантных отношений в образовательном пространстве // Воспитание школьников. 2011. № 6. С. 15–18.
- Жернакова М.Б., Румянцева И.А. Деловые коммуникации. Теория и практика. М.: Юрайт, 2014. 384 с.
Количество просмотров публикации: Please wait