ДИАЛЕКТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ЕЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ

Усольцева Валентина Викторовна1, Кувичкин Николай Михайлович2
1Донской государственный аграрный университет, студентка 3 курса Агрономического факультета
2Донской государственный аграрный университет, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры теории экономики, менеджмента и права

Аннотация
В данной статье рассмотрены принципы диалектики воспитательного процесса, характеризуется трудность этого процесса и отражается ее специфика и сложность. Закономерности процесса воспитания – это устойчивые, повторяющиеся существенные связи в воспитательном процессе, которые позволяют добиваться эффективных результатов в развитии личности.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Усольцева В.В., Кувичкин Н.М. Диалектика воспитательного процесса, ее закономерности и принципы // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/06/25098 (дата обращения: 26.02.2024).

Процесс воспитания диалектичен и является значимым компонентом на пути к самореализации и становлению личности. Процесс воспитания диалектичен. Диалектика воспитательного процесса выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности. Непрерывность процесса воспитания проявляется в его постоянном развитии в соответствии с требованиями общества и  появляются современные воспитательные системы, новые технологии воспитания ,современные подходы. Разработаны целевые комплексные программы воспитания ,внедряются в практику новые методы воспитания .

Воспитание – личностное развитие, а развитие – это диалектический процесс, в котором есть противоречия. Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях. Уже тот факт, что в процессе воспитания есть конфликты, говорит о том, что имеются шероховатости. Так как воспитательный процесс динамичен, он меняется от множества факторов: возрастных особенностей человека, региональных, ситуаций происходящих в жизни. Средства воспитания так же имеют свойство менятся в зависимости от того, к какому студенту они применяются. [1, с. 76]

Трудность воспитательного процесса характеризуют  и отражают его специфику и сложность.

1. В первую очередь этот процесс является целенаправленным, а именно воспитательная цель должна так проявляться, чтобы была близка и понятна студенту.

2. Рабочая деятельность педагога и результат его воспитания обозначены не только знаниями теории воспитания, но так же и мастерством воспитателя.

4. Результаты данного процесса скорее малозаметны, нежели явно ощутимы как в воспитании.[2, с. 93]

5. Это процесс очень динамичный, подвижный , изменчивый.

6. Процесс воспитания носит двусторонний и активных характер.

В самом процессе воспитания конечно же участвуют обязательно две стороны – это учитель и воспитанник. Учитель напрямую управляет процессом воспитания исходя от той информации, которую соответственно он получает от ученика.

7. Неопределенность результатов воспитания. При одних и тех же способах воспитания мы получаем различные результаты, так как свое влияние оказывают еще и субъективные факторы, такие как индивидуальные различия учащихся. Социальный опыт и уровень подготовки студентов. Отношение учащихся к преподавателю,  как он умеет управлять процессом  воспитания в отдельных случаях.

8. Комплексный характер процесса воспитания. Он предполагает единство задач, целей, и форм , а так же методов процесса воспитания. Основная задача , чтобы все подчинялось целостному воспитанию и развитию личности [3, с. 34]

Закономерности процесса воспитания – это постоянные, чередующиеся важные связи в процессе воспитания, позволяющие достигать важных результатов в личностном развитии. В воспитательном процессе связаны зависимости разного плана :

-социальные, когда речь идет о подготовке человека к жизни; труду, что связано с присвоением социального опыта;

-психические, непосредственно когда речь заходит о том, что воспитание служит и развитию личности (индивида);

-педагогические, когда рассматривается вопрос организации процесса воспитания и обусловленности его рядом факторов. [4, с. 124]

Именно поэтому уже имеющиеся законы и закономерности данного процесса воспитания имеет значение разделять на группы.

Первая группа законов , а так же закономерностей воспитательного процесса обозначена социальными условиями. Вторая группа  законов и закономерностей обозначена психологическими принципами и личностными особенностями. Третья группа обусловлена закономерностями, отражающими главную сущность педагогического процесса. Законы этих групп указывают на специфику воспитательного процесса.[5, с. 43]

Теперь более подробно опишем каждую группу законов и закономерностей воспитательного процесса. В формулировках первой группы показана некая зависимость воспитания от свойств социально-экономического развития общества и его культуры. Данные факторы некоторым образом действуют на закономерные связи, возникающие в процессе воспитания.

Вторая группа закономерностей представлена человеческой природой, его особенностями психики. Данная группа хорошо отражает взаимосвязь воспитания и развития. Известно, что качество воспитания влияет на развитие личности. Существует некая программа воспитания, которая корректируется с учетом особенностей каждого ребенка. При использовании разных средств и форм воспитания зачастую необходимо диагностировать личностное развитие.[6, с. 79]

В группе под номером три состоят, обозначенные сущностью процесса воспитания. Воспитание личности случается исключительно в деятельности , а так же общении. Это выделяет тот факт, что активность личности важна в развитии. С более активными учениками преподаватели строят более интересный учебный процесс и включает учеников в разнообразные виды деятельности в воспитательном процессе. Исходя из этого можно утверждать, что деятельность , а соответственно и  общение – главный фундамент процесса воспитания. К числу внешних влияний  относятся и целенаправленное воспитание, и стихийное влияние различных видов среды, и влияние средств массовой информации и т.д.

Хороший педагог – это педагог, который чувствует и видет, что именно происходит с учеником в его жизни и что находится на первом месте в данный этап времени. Еще очень важна совместно-разделенная деятельность педагога и ребенка. Суть ее заключается в соблюдении пропорционального соотношения усилий студента и усилий педагога в совместной деятельности. Совместно-разделенная деятельность помогает учащемуся ощущать себя субъектом деятельности, что чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности.[7, с. 93]

В заключении можно сказать, что воспитательный процесс развивается по объективно существующим закономерностям, не учитывать которые – значит противостоять естественному ходу его развития. Педагог организовывает и руководит ходом воспитательного процесса, исходя из определенных принципов, которые избирает сам, на данный момент с учетом условий и обстоятельств, в которых он находится.


Библиографический список
  1. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. .М., 2011
  2. Костюк Г.С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. Киев, 2001
  3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.
  4. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 2006
  5. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2009
  6. Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства. М., 2005
  7. Межериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. М., 2001.


Все статьи автора «Усольцева Валентина Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: