Качество регулирования строительной деятельности способно оказывать влияние и формировать благоприятный инвестиционный и деловой климат в государстве. Оценка существующего уровня государственного регулирования производится посредством проведения исследований, которые базируются на данных опросов и фактически действующих положениях, утвержденных законодательно. Одним из наиболее значимых и широкомасштабных исследований является рейтинг «Ведение бизнеса», проводимый Всемирный банком. На законодательном уровне в Российской Федерации утверждены цели и мероприятия по достижению показателей в данном рейтинге [2], которые рассматриваются как «индикаторы» уровня ведения хозяйственной деятельности в государстве.
Совокупная оценка рейтинга «Ведение бизнеса» на 2017 год основывается на 10 показателях, среди 190 стран по всему миру. Динамика показателей Российской Федерации с 2011 года приведена в таблице:
Таблица 1 – Динамика позиций РФ в рейтинге «Ведение бизнеса»
Показатель |
ВБ 2012 |
ВБ 2013 |
ВБ 2014 |
ВБ 2015 |
ВБ 2016 |
ВБ 2017 |
ВБ 2018 |
Позиция в рейтинге |
120 |
112 |
92 |
62 |
51 |
40 |
35 |
Регистрация предприятий |
111 |
101 |
88 |
34 |
41 |
26 |
28 |
Получение разрешений на строительство |
178 |
178 |
178 |
156 |
119 |
115 |
115 |
Подключение к системе электроснабжения |
183 |
184 |
117 |
143 |
29 |
30 |
10 |
Регистрация собственности |
45 |
46 |
17 |
12 |
8 |
9 |
12 |
Кредитование |
98 |
104 |
109 |
61 |
42 |
44 |
29 |
Защита инвесторов |
111 |
117 |
115 |
100 |
66 |
53 |
51 |
Налогообложение |
105 |
64 |
56 |
49 |
47 |
45 |
52 |
Международная торговля |
160 |
162 |
157 |
155 |
170 |
140 |
100 |
Обеспечение исполнения контрактов |
13 |
11 |
10 |
14 |
5 |
12 |
18 |
Разрешение неплатежеспособности |
60 |
53 |
55 |
65 |
51 |
51 |
54 |
Источник: составлено автором по материалам [5]
Более подробно следует обратить внимание на динамику показателей, которые свойственны сфере градостроительного регулирования:
Рисунок 1. Динамика позиций и показателей РФ в рейтинге «Ведение бизнеса»
В рейтинге Всемирного банка показатель получения разрешений на строительство учитывает процедуры, обязательные к прохождению строительной организацией для осуществления строительства, а также соответствующие процедурам сроки прохождения и процент от стоимости. Процент от стоимости позволяет определить характеристики затрат для прохождения необходимых процедур, и рассчитывается исходя из стоимости объекта капитального строительства, которая в свою очередь равна 50-кратному размеру годового дохода страны на душу населения.
Рисунок 2. Динамика показателя «Получение разрешений на строительство» в РФ
В качестве моделируемого объекта в рейтинге Всемирного банка установлено складское здание, используемое для товаров общего назначения, которые не требуют специальных условий хранения. Моделируемый объект обладает общей площадью 1300,6 квадратных метров, состоит из двух этажей, при высоте каждого – 3 метра. Земельный участок, предназначенный для строительства, находится в собственности строительной компании осуществляющей возведение складского здания. Согласно Российскому законодательству, моделируемый в рейтинге «Ведение бизнеса» объект строительства определен как объект, в отношении которого не проводится экспертиза проектной документации, и также не проводится экспертиза результатов инженерных изысканий. Таким образом, получение наиболее общеприменимых данных, характеризующих регулирование градостроительной деятельности, становится маловероятным в связи со спецификой указанного моделируемого объекта строительства.
Рейтинг «Ведение бизнеса» учитывает данные по России на основании двух городов: Москвы и Санкт-Петербурга. Полученные значения показателей определяются как средневзвешенное значение по Москве и Санкт-Петербургу с учетом коэффициентов удельного веса, которые составляют 70% и 30% соответственно. Более полная характеристика государственного регулирования хозяйственной деятельности в России была проведена в рамках субнационального доклада Всемирного банка – «Ведение бизнеса в России – 2012». Распределение городов в рейтинге и результаты исследования, были определены по совокупности 4 показателей, включая легкость процедур регистрации собственности и легкость процедур получения разрешений на строительство. Первые три места заняли такие города, как Ульяновск, Саранск и Владикавказ. Санкт-Петербург и Москва имеют более низкие позиции – 22 и 30 места соответственно. На основании приведенных результатов следует сделать вывод, что города-респонденты, участвующие в ежегодном рейтинге достаточно справедливо описывают ситуацию по стране в целом. Таким образом, деловая среда городов, участвующих в ежегодном исследовании Всемирного банка, не является абстрагированной от других субъектов России. Но стоить отметить и то, что не смотря на данный положительный факт, к 2018 году исследование уже не является актуальным, так как было проведено 6 лет назад.
Рейтингом, учитывающим внутригосударственное распределение условий делового климата, является исследование, проводимое Агентством стратегических инициатив – Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (далее – Национальный рейтинг). Среди инициаторов Национального рейтинга присутствуют также такие организации, как Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Деловая Россия и Опора России. Данное исследование проводится с 2014 года и к 2017 охватывает 85 регионов по всей стране. Интегральный индекс определяется на основании 44 показателей и 4 направлений, среди которых учитывается регуляторная среда. В Национальном рейтинге установлены показатели получения разрешений на строительство, при этом объектом моделирования является жилой дом этажностью более 4 этажей. Результаты данного исследования представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Топ-10 регионов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ
Место |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
1 |
Республика Татарстан |
Республика Татарстан |
Республика Татарстан |
2 |
Калужская область |
Белгородская область |
Чувашская Республика |
3 |
Белгородская область |
Калужская область |
Москва |
4 |
Тамбовская область |
Тульская область |
Тульская область |
5 |
Ульяновская область |
Тюменская область |
Калужская область |
6 |
Костромская область |
Чувашская Республика |
Тюменская область |
7 |
Краснодарский край |
Краснодарский край |
Краснодарский край |
8 |
Ростовская область |
Владимирская область |
Воронежская область |
9 |
Чувашская Республика |
Ханты-Мансийский АО |
Московская область |
10 |
Тульская область |
Москва |
Ульяновская область |
Источник: составлено автором по материалам [4]
Республика Татарстан на протяжении 3 последних лет является абсолютным лидером рейтинга, а Калужская и Белгородская области, занимавшие до этого места среди трех лидеров, в 2017 году уступили свои позиции Чувашской Республике и Москве.
Сравнивая оценки зарубежных и национальных исследований, очевидным становится отсутствие взаимосвязи между полученными результатами. Отчасти это обусловлено различной методикой исследований и выбором моделируемого объекта строительства. Одним из путей совершенствования оценки регулирующего воздействия в строительной отрасли может стать создание национальных рейтингов, имеющих методологические характеристики и способы оценки подобные международным. Это могло бы более точно определить условия делового климата в строительстве и проводить детальное сравнение показателей по субъектам Российской Федерации.
Библиографический список
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 03.01.2005 – N 1. – Ст.16
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 07.05.2012 – N 19. – Ст.2333
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года №1336-р Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 12.08.2013 – N 32. – Ст.4329
- Режим доступа: http://www.asi.ru, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. (дата обращения: 02.04.2018)
- Режим доступа: http://www.russian.doingbusiness.org, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. (дата обращения: 02.04.2018)