КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Воробьева Юлия Павловна
Уральский государственный экономический университет
студентка магистратуры

Аннотация
Статья посвящена конкурентоспособности Ямало-Ненецкого автономного округа, регион сравнивается с соседними регионами, такими как ХМАО-Югра, Коми-Пермяцким и Ненецким автономными округами, Красноярским краем. Рассматривается инвестиционная привлекательность Ямала, его потенциал.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Воробьева Ю.П. Конкурентоспособность Ямало-Ненецкого автономного округа // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/04/24919 (дата обращения: 03.03.2024).

В настоящее время конкурентность или конкурентоспособность региона выступает в качестве показателя развития региональной экономики, определяя возможные перспективы развития и участия в национальном и международном разделении труда. Расширение финансово-экономического взаимодействия, открытость региональной экономики определяют улучшение положения региона в стране и мире.

Ямало-Ненецкий автономный округ интегрирован в мировое хозяйство как достаточно экономически развитый регион России с довольно высоким уровнем технологического развития, существенным трудовым и научным потенциалом, развитой базой природных ресурсов, развитой инфраструктурой и кадровым потенциалом. Обеспечение интеграции Ямало-Ненецкого автономного округа в мировое экономическое пространство как конкурентоспособной региональной экономики в России осуществляется в рамках стратегии социально-экономического развития региона до 2020 года.

Осуществление формирования и развития конкурентных преимуществ региона определяют быстрое региональное экономическое развитие, увеличение уровня благосостояния населения и эффективное применение имеющихся ресурсов конкретной территории. В этом плане конкурентоспособность выступает в качестве базового условия обеспечения устойчивого функционирования социально-экономической системы.

Для обеспечения высокого уровня развития требуется, чтобы экономические показатели были довольно высокими. Это может быть обеспечено собственными силами региона или с привлечением государственной поддержки, за счет перераспределения финансовых средств между территориями, путем мобилизации ресурсов, а также внутренних сил региона для обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности [2, с.71].

Заметим, что конкурентоспособность (конкурентность) российских регионов остается на довольно низком уровне в сравнении с европейскими странами. Это связано с тем, что развитие рыночной экономики в России произошло совсем недавно и в настоящее время проблема конкурентности встала особенно остро [6, с.618].

Интерес к обеспечению конкурентности региональной территории постоянно увеличивается, так как представители бизнеса и чиновники интересуются экономическими параметрами, которые определяют конкурентные преимущества региона. Данный интерес связан с тем, что регионы в настоящее время являются самостоятельными экономическими субъектами и реализуют собственную стратегию социально-экономического развития.

Конкурентность или конкурентоспособность региона формируется на разных уровнях, будь то услуга, товар, предприятие, какая-либо отрасль или в целом регион. В силу этого при оценке конкурентности региона следует учитывать более мелкие экономические показатели. Конкурентоспособность является способностью исполнять заявленные функции с требуемым качеством и стоимостью в условиях конкретного рынка [2, с. 70].

Органами регионального управления может быть обеспечена конкурентоспособность региона за счет увеличения уровня жизни населения. Для того, чтобы стать конкурентоспособным региону требуется обеспечение эффективного функционирования хозяйственного механизма. Инвестиционная привлекательность региона дает ему возможность конкурировать на рынке капитала. Но для обеспечения инвестиционной привлекательности региона важно сформировать необходимые условия функционирования малого и среднего бизнеса с целью стимулирования конкуренции и повышения качества товаров и услуг и как следствие уровня жизни населения конкретного региона. Конкурентность региона определяется его привлекательностью для населения, туристов и инвесторов.

Задача увеличения уровня конкурентоспособности региона носит комплексный характер и для того, чтобы ее решить нужно проводить структурную политику с целью стимулирования конкуренции внутри региона и как следствие роста его конкурентоспособности на национальном уровне и на международном уровне [6, с. 625].

В большинстве своем, руководство российских регионов делает существенный акцент на применение естественных факторов, к примеру, географическое положение и природные ресурсы, определяя тем самым достаточно узкую специализацию региона. Для диверсификации экономики региона требуется активное применение создаваемых факторов, таких как инвестиционный климат и инновационный потенциал региона.

Для роста конкурентоспособности региона могут применяться различные стратегии. К примеру, стратегия выстраивания во внешние цепочки добавления стоимости предполагает привлечение и размещение экономически ценных видов деятельности путем применения довольно благоприятных условий в регионе. Это дает возможность в достаточно сжатые сроки увеличить инвестиционную привлекательность региона. В данном случае на территории региона концентрируются отдельные фазы осуществления экономической деятельности. Подобный подход ориентирован на включение региона в процесс глобализации, что в конечном итоге определяет успешную модель социально-экономического развития.

Другой стратегией является стратегия генерации собственных ресурсов, что предполагает применение потенциальных преимуществ и превращение их в фактические, за счет которых происходит формирование новых продуктов и комбинаций различных факторов производства в этом случае для руководства региона важным направлением является создание уникальных сочетаний разных факторов производств для формирования регионального бренда. При подобном подходе регион может стать центров сосредоточения различных ресурсов и капиталов с определенной ориентацией и может легко выйти на внешний рынок с готовой продукцией [1, с. 321].

Тем самым можно определить следующие концепции управления конкурентоспособностью региона:

- стратегия специализации и формирования цепочек добавления стоимости, суть которой заключается в развитии специализированного сектора экономики региона;

- стратегия разделения и интеграции во внешние рынки путем реструктуризации, снижения уровня затрат и оптимизации структуры экономики;

- комплексная стратегия – углубление традиционной специализации с увеличением ее эффективности, поиск возможности интеграции во внешние рынки [3, с. 47].

В России вопросами управления конкурентоспособностью регионов занимаются Министерство финансов и Министерство экономического развития. Отметим, что оказание влияние Министерства финансов на конкурентоспособность регионов носит опосредованный характер и заключается в осуществлении регулирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с региональными и местными бюджетами [8, с. 175].

Региональные администрации прилагают существенные усилия для роста конкурентоспособности региона в рамках стратегий социально-экономического развития. Однако увеличение уровня конкурентоспособности региона возможно при условии, если объем финансовых затрат на увеличение индекса налогового потенциала меньше оказываемой финансовой помощи из федерального центра. Иными словами, федеральные органы принимают участие в решении вопросов социально-экономического развития региона в минимальной степени.

Тем самым можно отметить, что уровень конкурентоспособности региона в существенной степени зависит от наличия конкретных конкурентных преимуществ, способностей региональных органов управления в поддержке, создании и приумножении конкурентных преимуществ региона.

Ямало-Ненецкий автономный округ является субъектом Российской Федерации, который входит в состав Тюменской области и находится в составе Уральского федерального округа. Регион граничит с Ненецким автономным округом на северо-западе, Республикой Коми на западе, Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой на юге, Красноярским краем на востоке и с севера омывается Карским морем [8, с. 41].

Рассматриваемый регион занимает ведущее место в России по запасам углеводородов, особенно стоит отметить природный газ и нефть. Это порядка 136 месторождения, 15% всех запасов нефти в России. Идет разработка 37 месторождений, годовая добыча составила 9%.

В основе экономики Ямало-Ненецкого автономного округа является добыча нефти и газа. Ключевым добытчиком газа является ОАО «Газпром», на долю которого приходится около 90% всей добычи газа в округе. Добычу нефти и газового конденсата ведут более 30 предприятий, ключевыми нефтеперерабатывающими предприятиями в регионе являются дочерние предприятия ОАО «Газпром нефть».

Кроме того, Ямало-Ненецкий автономный округ занимает первое место в России по поголовью оленей. Преобладание в данном регионе семейной собственности определяет сохранение здесь существенного количества кочевых хозяйств. Помимо этого, хорошо развито рыболовство.

Говоря о демографической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе можно отметить, что она остается довольно стабильной. При несущественном снижении значения показателя в 2016 году реализуются мероприятия, которые ориентированы на оказание поддержки семьи, материнства и детства, что дает возможность достигать положительных результатов в семейно-демографической политике автономного округа. Демографическая ситуация в регионе является положительной.

Относительно инвестиций, то Ямало-Ненецкий автономный округ занимает лидирующее место по объемам инвестиций на душу населения в Уральском федеральном округе и 2 место после Ненецкого автономного округа среди регионов России. Структура инвестиций распределена в большую степень относительно топливно-энергетического комплекса.

Рис. Структура инвестиций в Ямало-Ненецком автономном округе в 2017 году, в % [14, с. 26]

Для привлечения инвестиций в Ямало-Ненецком автономном округе осуществляется целенаправленная деятельность по формированию благоприятных условий по ведению предпринимательской деятельности. В регионе сформирован специальный инвестиционный совет автономного округа, который является постоянно действующим общественным координационным совещательным органом, который создан для формирования благоприятного инвестиционного климата и реализации, конкретных мер по улучшению инвестиционного климата, обеспечению стабильных факторов реализации инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе.

Существенный объем инвестиций приходится на развитие добычи газа со стороны независимых производителей в рамках проекта «Ямал-СПГ» при обустройстве Южно-Тамбейского месторождения, включая привлечение средства Фона национального благосостояния. В регионе в значимой степени активизировал свою работу ПАО «Газпром» по привлечению предприятий по замещению импорта материально-технических ресурсов российскими аналогами. В регионе достаточно активно реализуются проекты импортозамещения, прежде всего, в области производства трубной продукции, газоперекачивающего оборудования и реализации производства внутрискважинного оборудования [11, с. 151].

В целом оценивая конкурентоспособность и потенциал Ямало-Ненецкого автономного округа, отметим, что рассматриваемый регион располагает существенными запасами газа, газового конденсата, нефти, хромовой руды, лесных и прочих биологических ресурсов. Ямало-Ненецкий автономный округ является крупнейшим в мире центром оленеводства. Кроме этого, улов сиговых рыб в реках округа составляет около половины всех сиговых рыб в России. Ямальская оленина и рыба располагает обширной перспективой сбыта на продовольственном отечественном и международном рынке, регион предлагает высококачественные деликатесные продукты питания.

На территории рассматриваемого региона действует крупнейшая система трубопроводом в области транспортировки газа, что дает возможность обеспечить ввод в эксплуатацию новые газовые месторождения. Ключевые конкурентные преимущества Ямало-Ненецкого автономного округа заключаются в следующем:

- уникальность запасов нефти и газа;

- богатые биологические ресурсы по осуществлению разведения оленей, вылову рыбы ценных пород;

- достаточно высокий инвестиционный потенциал в области развития топливно-энергетического комплекса региона;

- широкие финансовые возможности для реализации активной социальной и жилищной политики.

Так как топливно-энергетический комплекс в автономном округе является основным, то стоит отметить конкурентные преимущества в развитии нефтедобывающей промышленности:

- перспектива развития топливно-энергетического комплекса региона;

- развитая система управления топливно-энергетическим комплексом;

- наличие достаточно качественных проектов по развитию добычи углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых.

В экономике Ямало-Ненецкого автономного округа, как и во многих других регионах Уральского федерального округа, преобладает топливно-энергетический комплекс. В целом, хозяйственная структура имеет индустриально-сырьевую направленность – около половины валового продукта приходится на долю отраслей, которые связаны с добычей полезных ископаемых – преимущественно подобное положение преобладает в                       Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и Ямало-Ненецком автономном округе.

В отличие от Ямало-Ненецкого автономного округа в экономике Свердловской и Челябинской областей доминирует обрабатывающее производство, в частности это машиностроение и черная металлургия. Кроме того, как и в Ямало-Ненецком автономном округе, сельскохозяйственное производство имеет несущественное значение в развитии региональной экономики, уступая среднероссийским показателям практически в 2 раза. Однако по отдельным регионам, сельское хозяйство имеет весомое значение, к примеру, в Челябинской области – 8%, а в Курганской области  – 16% [7, с. 59].

Незначительное место в Ямало-Ненецком автономном округе, как в целом по регионам Уральского федерального округа занимают коммерческие и финансовые услуги. Но если в Ямало-Ненецком автономном округе доминирует топливно-энергетический комплекс с развитой трубопроводной сетью транспортировки нефти и газа, то в остальных регионах Уральского федерального округа существенное место занимает металлургический комплекс, составляя 25%, помимо этого, отметим, что концентрация промышленного производства на Урале в целом в 4 раза выше, чем даже в Ямало-Ненецком автономном округе и в среднем по России.

Ключевые перспективы развития конкурентоспособности пока формируются вокруг топливно-энергетического комплекса, так как регион достаточно хорошо обеспечен ресурсной базой мирового значения, располагает уникальной системой трубопроводного транспорта и обеспечивает около 50% экспорта энергоресурсов РФ. В перспективе существенное значение имеет развитие электроэнергетики, нефтепереработки и нефтегазохимии. Это отличает Ямало-Ненецкий автономный округ и Югру от других регионов России и даже регионов Уральского федерального округа, которые являются базовым центром машиностроения и металлургии, ядром оборонно-промышленного комплекса в области освоения современных технологий, прежде всего, ядерных технологий, ракетостроения и прочего.

Тем самым, можно сделать вывод о развитии конкурентоспособности Ямало-Ненецкого автономного округа за счет совершенствования транспортной и энергетической инфраструктуры, введения в хозяйственный оборот комплекса твердых полезных ископаемых, которые расположены в регионе. С учетом богатых ресурсов полезных ископаемых, нефти и газа, прежде всего, можно говорить, о специализированной конкурентности региона. Однако это является с одной стороны положительным моментом, а с другой стороны определяет сложность диверсификации промышленного производства, так как регион специализируется на топливно-энергетической промышленности. Это ставит в сильную зависимость регион от цен на нефть и газ, в целом от стоимости энергоресурсов. Это с одной стороны позволяет проводить обширную и качественную социальную и жилищную политику, но с другой стороны подобная политика зависима в сильной степени от экспорта энергоресурсов.

Тем не менее, существующий уровень конкурентности региона дает возможность обеспечить долгосрочную перспективу для достижения необходимого качества жизни населения автономного округа, и существенного его роста. Кроме того, существующий уровень конкурентоспособности дает возможность сформировать основу для обеспечения системы предупреждения и нейтрализации ряда рисков, в частности, экономических, политических, техногенных, природных и прочих.

Реализация достаточно грамотной и своевременной региональной политики в области применения обозначенных конкурентных преимуществ является залогом успешного и устойчивого развития рассматриваемого региона. Иными словами, развитие Ямало-Ненецкого автономного округа и его конкурентность тесным образом связана с уровнем развития топливно-энергетического комплекса.


Библиографический список
  1. Арзуманян Ю.А. Влияние климатических условий Ямала на развитие нефтегазовой промышленности//Теория и практика современной науки Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. под общей редакцией А.И. Вострецова. 2017. С. 215-220.
  2. Бекхожаева А.К. Региональная конкурентоспособность//Теоретические и практические аспекты развития современной науки. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2017. С. 67-72.
  3. Буш В.Г. Региональный промышленный комплекс ЯМАО//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № S4. С. 45-58.
  4. Весова Я.А. Особенности создания региональной системы оценки качества управления в Ямало-Ненецком автономном округе//Качество образования в Евразии. 2016. № 4. С. 55-72.
  5. Деттер Г.Ф. Модели освоения ресурсов и территорий Ямало-Ненецкого автономного округа//Арктика и Север. 2017. № 26. С. 98-116.
  6. Дусь Ю.П. Анализ основных факторов, оказывающих влияние на региональную конкурентоспособность//Региональная экономика: теория и практика. 2017. Т. 15. № 4 (439). С. 618-631.
  7. Зайков К.С. Инновационный сектор экономического развития северных и арктических территорий России и стран Северной Европы//Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10. № 3. С. 59-77.
  8. Зуев С.М. Проблемы устойчивого развития оленеводства в Ямало-Ненецком автономном округе//Россия в глобальном мире. 2016. № 9 (32). С. 173-187.
  9. Зуев С.М. Социально-экономические факторы развития Ямало-Ненецкого автономного округа//Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2017. Т. 3. № 3. С. 33-44.
  10. Игнатьева Е.Д. Влияние инфраструктурных факторов на социально-экономическое развитие региона//Экономика и предпринимательство. 2017. № 6 (83). С. 319-332.
  11. Коваленко Н.Н. Внешнеэкономические связи Ямало-Ненецкого автономного округа как инструмент развития региона//Молодой ученый. 2017. № 25 (159). С. 150-153.
  12. Колесников Р.А. Особенности развития экономики моноотраслевого региона (ЯНАО)// Ямальский вестник. 2016. № 3 (8). С. 33-35.
  13. Логиков В.Г. Лесосырьевой потенциал Уральского федерального округа//Известия Уральского государственного горного университета. 2017. № 3 (47). С. 102-107.
  14. Николаева Н.А. Внешнеэкономическая деятельность Ямало-Ненецкого автономного округа//Современные тренды российской экономики: вызовы времени – 2016 материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 262-266.
  15. Силин А.Н. Региональная идентичность населения арктической территории//Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2016. № 4. С. 86-89.


Все статьи автора «Воробьева Юлия Павловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: