МНОГОУРОВНЕВЫЙ ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Грачева Ксения Олеговна
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
студентка кафедры прикладной экономики

Аннотация
В статье поднимаются вопросы использования многоуровневого факторного анализа для изучения итоговых финансовых показателей. Доказана целесообразность использования многоуровневого факторного анализа финансовых показателей на начальных стадиях финансового анализа для оценки негативных и положительных тенденций в изменении показателей. Раскрыта важность детализации факторов в детерминированных факторных моделях в целях получения более точных результатов анализа. В статье также приведены примеры практического применения многоуровневого факторного анализа.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Грачева К.О. Многоуровневый факторный анализ финансовых показателей // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/03/24880 (дата обращения: 03.03.2024).

В современных условиях жесткой рыночной конкуренции каждое предприятие уделяет все больше внимания оценке своего финансового положения. Оно определяет насколько сильно функционирование предприятия зависит от заемных средств, способно ли предприятие выполнять свои обязательства, насколько эффективно оно использует свои активы.
Анализ финансового состояния предприятия является широко применяемым инструментом, предоставляющим достоверную экономическую информацию о деятельности предприятия. Данная информация представляет интерес не только для собственников предприятия, но и для кредиторов, страховых компаний, инвесторов, бизнес-партнеров и др.
В экономической литературе встречается множество определений финансового состояния предприятия, рассмотрим некоторые из них.
А.Д. Шеремет и Р.С. Сайфулин пишут, что «финансовое состояние предприятия может быть охарактеризовано составом и размещением средств, структурой их источников, оборачиваемостью капитала, способностью организации погасить свои обязательства в срок и в полном объеме, а также другими факторами» [1].
Г.В. Савицкая определяет понятие финансового состояния предприятия как экономическую категорию, отражающую состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени [2].
А.И. Ковалев и О.Н. Волкова отмечают, что «финансовое состояние предприятия – это система показателей, которые отражают наличие, размеще­ние и использование финансовых ресурсов» [3].
В настоящее время существует множество методов и подходов к анализу финансового состояния предприятия. Выбор подходящей методики базируется на целях анализа и возможностях, располагаемых аналитиком.
Среди целей проведения финансового анализа предприятия можно выделить следующие:
– оценка финансового состояния предприятия;
– рассмотрение финансовых показателей в динамике (в течение нескольких периодов);
– выявление причин, которые повлекли за собой колебаний финансовых показателей;
– определение тенденций и перспектив финансового состояния.
Если говорить о возможностях аналитика, то стоит отметить следующие особенности:
– доступность информации, необходимой для проведения анализа;
– достоверность и полнота информационной базы;
– адекватность методологической базы.
Одним из наиболее часто применяемых видов финансового анализа является факторный. Под экономическим факторным анализом [4] понимается постепенный переход от исходной факторной системы к результирующей факторной системе, раскрытие полного набора количественно измеримых факторов, изменение которых оказывает влияния на изменение результирующего показателя. 
Основной целью факторного анализа является построение экономико-математических моделей, отражающих влияние факторов на результативный показатель, и оценка их влияния на величину этого показателя.
Чаще всего в аналитике используются детерминированные факторные модели, в которых результативный показатель напрямую зависит от факторов. При этом детерминированная модель имеет вид математического уравнения, в котором результативный показатель представляется в виде разложения на факторы. В ходе анализа оценивается степень влияния каждого фактора на изменение изучаемого показателя.
В детерминированном факторном анализе традиционно различают следующие виды моделей:
– аддитивные модели, применение которых целесообразно в случае представления результативного показателя в виде алгебраической суммы факторов;
– мультипликативные модели, применяемые в случае представления результативного показателя в виде произведения факторов;
– кратные модели, используемые в случае представления результативного показателя в виде деления одного факторного показателя на другой;
– комбинированные модели, представляющие результативный показатель в виде различных комбинаций трех предыдущих моделей.
При построении факторных моделей должны быть соблюдены следующие принципы:
– факторы, включаемые в модель, должны быть достоверными и опираться на реальные данные;
– все факторы должны быть связаны с результативным показателем посредством причинно-следственной связи;
– все факторы должны быть количественно измеримы и сопоставимы между собой;
– факторы, включаемые в модель, должны быть внесены в нее в определенной последовательности: сначала количественные, затем качественные;
– факторная модель должна гарантировать возможность измерить степень влияния каждого фактора в отдельности на величину результативного показателя, при этом сумма воздействия всех факторов должна быть равна общему изменению изучаемого показателя;
– при построении многофакторной модели все факторы первого порядка последовательно должны быть разложены на факторы второго, третьего порядка и т.д.;
Однако, стоит отметить, что на практике факторному анализу финансового состояния предприятия не уделяется должного внимания. Это связано прежде всего с тем, что анализ, как правило, ограничивается изучением величины и динамики показателей. При этом, производится оценка влияния только факторов первого порядка, что делает анализ неполным, существенно снижает достоверность его результатов и объективность сделанных выводов. В таких случаях целесообразно использовать многоуровневый факторный анализ. Данный вид анализа предполагает построение многофакторных комбинированных моделей с большей детализацией факторов. Детализация факторов в свою очередь представляет собой расчленение какого-либо из факторов на составные элементы, другими словами, элементы второго, третьего порядка и т.д.
Наиболее известными методами моделирования факторных зависимостей являются:
– метод, применяемый для расчленения факторов на факторы сомножители в мультипликативных моделях и на составные элементы в аддитивных моделях;
– метод удлинения применяется в кратных моделях при представлении одного или нескольких факторов в числителе в виде суммы однородных элементов;
– метод формального разложения применяется в кратных моделях для разложения факторов в знаменателе на сумму однородных элементов [5].
Посредством вышеописанных преобразований мультипликативные модели преобразуются в комбинированные многофакторные мультипликативно-аддитивные модели, а кратные модели трансформируются в комбинированные кратно-аддитивные.
Представим пример, в котором кратная модель преобразуется в комбинированную многофакторную кратно-аддитивную модель (формула 1):

где A – результативный показатель;
B, C – факторы первого порядка;
D, E, F – факторы второго порядка.
После построения факторной модели необходимо дать оценку влияния факторов на результативный показатель. Чаще всего в этих целях используется метод цепных подстановок. Данный метод удобен в применении и является универсальным, т.к. может применяться во всех детерминированных факторных моделях. Метод цепных подстановок целесообразно будет использовать для оценки влияния факторов первого порядка. 
Для оценки же факторов второго, третьего и т.д. порядков наиболее эффективным является метод пропорционального деления, используемый для аддитивных и кратно-аддитивных моделей. Суть метода заключается в том, чтобы определить, какова доля влияния каждого фактора в общей величине отклонения результативного показателя.
На примере формулы 1 представим алгоритм расчета влияния факторов на результативный показатель методом пропорционального деления:
– фактор первого порядка (B) представляется в виде алгебраической суммы факторов второго порядка (D, E, F);
– определяется общее отклонение результативного показателя;
– определяется влияние факторов первого порядка способом цепных подстановок;
– расчет коэффициента пропорциональности путем деления величины изменения результативного показателя за счет фактора B на абсолютное изменение этого фактора;
– определяется влияние факторов второго порядка посредством умножения коэффициента пропорциональности на абсолютное изменение каждого из этих факторов.
Применим данный метод для факторного анализа коэффициента текущей ликвидности. Данный показатель отражает в какой степени текущие активы предприятия покрывают его текущие обязательства. В экономической литературе данный коэффициент рассчитывается как отношение текущих активов (оборотных активов) и текущих обязательств (краткосрочных обязательств [6].
Исходные данные для факторного анализа коэффициента текущей ликвидности представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Исходные данные для факторного анализа коэффициента текущей ликвидности

Наименование показателя
2015 г.
2016 г.
Отклонение
Текущие активы, тыс. руб.
785592
543547
-242045
В том числе:
денежные средства, тыс. руб.
9103
16437
7334
краткосрочные финансовые вложения, 
тыс. руб.
12000
10000
-2000
дебиторская задолженность, тыс. руб.
518784
269594
-249190
запасы, тыс. руб.
244044
245645
1601
прочие оборотные активы, тыс. руб.
1661
1871
210
Текущие обязательства, тыс. руб.
873067
660325
-212742
Коэффициент текущей ликвидности
0,90
0,82
-0,08

Представим модель для проведения факторного анализа коэффициента текущей ликвидности, отражающую факторы первого порядка:

где Ктл – коэффициент текущей ликвидности (результативный показатель);
ТА – текущие активы (фактор первого порядка);
ТО – текущие обязательства (фактор первого порядка).
Теперь методом цепных подстановок определим влияние факторов первого порядка на изменение коэффициента текущей ликвидности. Рассчитаем условный коэффициент текущей ликвидности путем деления величины текущих активов отчетного периода на величину текущих обязательств, взятых по предыдущему периоду (формула 3):

В таблице 2 представлены результаты расчета влияния факторов первого порядка на изменение коэффициента текущей ликвидности.
Таблица 2 ­– Результаты расчета влияния факторов первого порядка на изменение коэффициента текущей ликвидности

Наименование показателя
2015 г.
2016 г.
Отклонение
Текущие активы, тыс. руб.
785592
543547
-242045
Текущие обязательства, тыс. руб.
873067
660325
-212742
Коэффициент текущей ликвидности
0,90
0,82
-0,08
Изменение коэффициента текущей 
ликвидности за счет:
– текущих активов
-
-
-0,28
– текущих обязательств
-
-
0,20

Таким образом, по данным таблицы 2 можно сделать вывод, что общее снижение коэффициента текущей ликвидности составило 0,08. В том числе за счет уменьшения текущих активов величина коэффициента уменьшилась на 0,28. В свою очередь за счет снижения текущих обязательств коэффициент увеличился на 0,20. В целом, следует отметить, что на протяжении двух анализируемых периодов коэффициент текущей ликвидности находится на уровне ниже 1. Это может свидетельствовать о трудностях в выполнении предприятием своих текущих обязательств.
Определив влияние факторов первого порядка, мы можем приступить ко второму уровню факторного анализа. Для этого представим текущие активы в виде алгебраической суммы их составляющих (денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности, запасов и прочих активов), т.е. факторов второго порядка.
Комбинированная факторная модель коэффициента текущей ликвидности, отражающая факторы второго порядка, представлена в формуле 4:

где ДС – денежные средства;
КФВ – краткосрочные финансовые вложения;
ДЗ – дебиторская задолженность;
З – запасы;
ОАпр – прочие оборотные активы.
Представленная выше модель является комбинированной многофакторной моделью кратно-аддитивного типа. Для оценки факторов этой модели воспользуемся методом пропорционального деления, который предполагает определение коэффициента пропорциональности (Кп), расчет представлен в следующей формуле:

Теперь, чтобы определить влияние факторов второго порядка на коэффициент текущей ликвидности, требуется умножить полученный коэффициент пропорциональности на абсолютное изменение этих факторов. Результаты расчетов представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Результаты расчета влияния факторов второго порядка на коэффициент текущей ликвидности

Наименование показателя
2015 г.
2016 г.
Отклонение
Денежные средства, тыс. руб.
9103
16437
7334
Краткосрочные финансовые вложения, 
тыс. руб.
12000
10000
-2000
Дебиторская задолженность, тыс. руб.
518784
269594
-249190
Запасы, тыс. руб.
244044
245645
1601
Прочие оборотные активы, тыс. руб.
1661
1871
210
Текущие обязательства, тыс. руб.
873067
660325
-212742
Коэффициент текущей ликвидности
0,90
0,82
-0,08
Изменение коэффициента текущей 
ликвидности за счет:
– денежных средств
-
-
0,0084
– краткосрочных финансовых вложений
-
-
-0,0023
– дебиторской задолженности
-
-
-0,2854
– запасов
-
-
0,0018
– прочих оборотных активов
-
-
0,0002

По данным таблицы 3 можно сделать вывод о том, что наибольшее влияние на коэффициент текущей ликвидности оказало снижение дебиторской задолженности, за счет этого фактора коэффициент текущей ликвидности уменьшился на 0,29. Снижению коэффициента (на 0,0023) также способствовало уменьшение краткосрочных финансовых вложений. Остальные факторы оказали положительное влияние на величину коэффициента и поспособствовали его приросту на 0,0104. 
Проведем многоуровневый факторный анализ рентабельности продаж, отражающей способность предприятия контролировать издержки. Исходные данные для проведения анализа представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Исходные данные для проведения факторного анализа рентабельности продаж

Наименование показателя
2015 г.
2016 г.
Отклонение
Выручка, тыс. руб.
1318726
1112966
-205760
Себестоимость продаж, тыс. руб.
1312851
1107895
-204956
Чистая прибыль, тыс. руб.
5875
5071
-804
Рентабельность продаж
0,004
0,005
0,001

Представим модель для проведения факторного анализа рентабельности продаж:

где R – рентабельность продаж;
П – чистая прибыль;
В – выручка;
С – себестоимость продукции.
Для определения влияния факторов первого порядка (выручки и чистой прибыли) снова воспользуемся методом цепных подстановок. Для начала рассчитаем условный показатель рентабельности путем деления величины прибыли отчетного периода на выручку предыдущего периода (формула 7):

Результаты расчета влияния факторов первого порядка на рентабельность продаж представлены в таблице 5.
Таблица 5 ­– Результаты расчета влияния факторов первого порядка на рентабельность продаж

Наименование показателя
2015 г.
2016 г.
Отклонение
Выручка, тыс. руб.
1318726
1112966
-205760
Чистая прибыль, тыс. руб.
5875
5071
-804
Рентабельность продаж
0,004
0,005
0,001
Изменение рентабельности продаж за счет:
– чистой прибыли
-
-
-0,00061
– выручки
-
-
0,00071

Согласно таблице 5 снижение чистой прибыли негативно отразилось на показатель рентабельности, она снизилась на 0,00061. А за счет выручки, напротив, показатель увеличился на 0,00071, что привело к общему увеличению рентабельности в 2016 году на 0,001. Однако, стоит отметить, что несмотря на положительную динамику рентабельности продаж в 2016 году, норматив все еще остается очень низким на уровне менее одного процента.
Как видно из формулы 6, фактор прибыли от продаж можно представить в виде разности выручки и себестоимости продаж (факторов второго порядка). Для определения их влияния на рентабельность продаж рассчитаем коэффициент пропорциональности (Кп):

Далее путем умножения данного коэффициента на абсолютное отклонение выручки и себестоимости продаж определим их влияние на рентабельность продаж. Результаты расчетов представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Результаты расчета влияния факторов второго порядка на рентабельность продаж

Наименование показателя
2015 г.
2016 г.
Отклонение
Выручка, тыс. руб.
1318726
1112966
-205760
Себестоимость продаж, тыс. руб.
1312851
1107895
-204956
Чистая прибыль, тыс. руб.
5875
5071
-804
Рентабельность продаж
0,004
0,005
0,001
Изменение рентабельности продаж за счет:
– выручки
-
-
-0,156
– себестоимости продаж
-
-
0,155

Анализ влияния факторов второго порядка показал, что в данном случае уменьшение выручки негативно сказывается на рентабельности продаж (-0,156). Положительным оказалось воздействие второго фактора (себестоимости продаж), за счет него показатель рентабельности увеличился на 0,155.
Таким образом, стоит отметить, что многоуровневый факторный анализ является весьма эффективным инструментом финансового анализа. Исследование влияния факторов только первого порядка не дают ясной картины того, как именно факторы влияют на результативный показатель. Детализация факторов и исследование их с помощью метода пропорционального деления позволяют выявить негативные тенденции в изменении финансовых показателей для более детального их рассмотрения в дальнейшем.


Библиографический список
  1. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 208с.
  2. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / Г.В. Савицкая. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 408с.
  3. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. – М.: Проспект, 2014. – 424с.
  4. Баканов М.И. Теория экономического анализа: Учебник для вузов / М.И. Баканов, М. В. Мельник, А. Д. Шеремет / Под ред. М. И. Баканова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 395с.
  5. Болтава А.Л. Методы факторного анализа; методика расчета, преимущества и ограничения использования / А.Л. Болтава, В.А. Сухенко, А.А. Кобелева // Развитие экономики и менеджмента в современном мире: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции – 2014. – С.58-63.
  6. Донцова Л.В. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности: практикум / Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова. – М.: Дело и Сервис, 2015. – 157с.


Все статьи автора «Грачева Ксения Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: