На процесс формирования временной перспективы личности студентов оказывает влияние обучение в вузе, т.к. на сегодняшний день руководство высших учебных заведений стремится выпустить не только грамотных и конкурентоспособных специалистов, владеющих необходимыми знаниями, умениями, навыками и готовых применять их на практике, но и социально-активных личностей, умеющих адаптироваться в любой новой ситуации, расставлять приоритеты, обладающих коммуникативными и лидерскими качествами, навыками рационального распределения собственного времени, навыками самостоятельной постановки целей, определением способов и средств для их достижения и т.д. А этому способствует развитие общественной деятельности в вузе и все большее участие в ней студентов.
Сбалансированная временная перспектива определяется Ф. Зимбардо как оптимальное восприятие времени и характеризуется высокими уровнями таких показателей, как позитивное прошлое, будущее, гедонистическое настоящее и низкими уровнями показателей негативное прошлое и фаталистическое настоящее [1].
Экспериментальную группу формирующего эксперимента становления сбалансированной временной перспективы составили 25 студентов 1-4 курсов Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета, занимающихся общественной деятельностью.
На этапе констатирующего эксперимента и после проведения формирующего эксперимента были использованы следующие методики для оценки временной перспективы студентов: тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев) [2], опросник временной перспективы (Ф. Зимбардо) [1], методика «Семантический дифференциал времени» (Л.И. Вассерман, Е.А. Трифонова, К.Р. Червинская) [3]. Также был использован метод математической и статистической обработки результатов исследования – критерий Стьюдента для зависимых выборок.
Программа формирования временной перспективы для студентов вуза была составлена на основе анализа полученных результатов констатирующего эксперимента, включала 24 групповых занятия и осуществлялась средствами рефлексивных семинаров, направленных на понижение уровня негативного прошлого и повышение уровня будущего в структуре временной перспективы студентов, повышение показателей смысложизненных ориентаций студентов и определение ощущаемости протекания настоящего, прошедшего и будущего времени студентов.
Результаты, полученные после обработки данных с помощью критерия Стьюдента, показали наличие значимых изменений значений по следующим показателям (Таблица 1).
Таблица 1 – Сравнение средних значений показателей первого и второго замеров в экспериментальной группе с помощью критерия Стьюдента
Показатели |
Среднее значение в группе |
Уровень значимости различи (p) |
|
До проведения эксперимента |
После проведения эксперимента |
||
Негативное прошлое |
2,76 |
2,22 |
0,00 |
Фаталистическое настоящее |
2,48 |
2,17 |
0,01 |
Цели в жизни |
33,84 |
36,12 |
0,03 |
Ощущаемость прошедшего времени |
-0,72 |
2,28 |
0,00 |
Ощущаемость будущего времени |
2,20 |
4,16 |
0,01 |
По результатам проведения рефлексивных семинаров по опроснику временной перспективы Ф. Зимбардо в экспериментальной группе были выявлены статистически значимые изменения между первым и вторым замерам по шкалам «Негативное прошлое» и «Фаталистическое настоящее». По тесту смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева выявлены статистически значимые изменения между первым и вторым замерами по шкале «Цели в жизни». По методике «Семантический дифференциал времени» выявлены статистически значимые изменения между первым и вторым замерами по шкалам: «Ощущаемость прошедшего времени» и «Ощущаемость будущего времени».
По результатам второго замера, в сравнении с первым, наблюдается повышение большинства представленных показателей, по шкалам «Негативное прошлое», и «Фаталистическое настоящее» получены низкие баллы, что говорит о том, что разработанная нами программа способствует формированию сбалансированной временной перспективы у студентов, занимающихся общественной деятельностью.
Таким образом, содержательные характеристики сбалансированной временной перспективы студентов формируются в процессе общественной деятельности и взаимодействия с социумом. Степень включенности (участие в различных видах общественной деятельности: педагогический отряд, волонтерский отряд, студенческий совет и т.д.) студентов в общественную деятельность в вузе, оказывает влияние на эффективность развития содержательных характеристик сбалансированной временной перспективы. Специально разработанная программа способствует повышению эффективности процесса формирования сбалансированной временной перспективы у студентов.
Библиографический список
- Сырцова, А. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе. М., 2007.
- Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2006.
- Вассерман, Л.И. Семантический дифференциал времени: экспертная психодиагностическая система в медицинской психологии: пособие для врачей и медицинских психологов. СПб.: СПб НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2009.