АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ИНВЕСТИЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Булавина Маргарита Валерьевна1, Ужегова Анна Михайловна2
1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, бакалавр, направление «Строительство»
2Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, кандидат социологических наук, доцент

Аннотация
Рассмотрены и проанализированы понятия инвестиционно-строительного проекта и инвестиционной привлекательности объектов недвижимости. Оглашены показатели, влияющие на экономическую эффективность проекта. Проведен анализ правового регулирования инвестиционно-строительной деятельности в России. Определены роль и место государства в инвестиционном процессе. На основе проведенного анализа сделан вывод о состоянии нормативно-правовой базы Российской Федерации в области инвестиционной деятельности.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Булавина М.В., Ужегова А.М. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/03/24871 (дата обращения: 22.02.2024).

Инвестиционно-строительным проектом принято называть намерения и практические действия по осуществлению инвестиционных денежных вложений в объекты недвижимости, а также достижению запланированных финансово-экономических, производственных и социальных результатов.
Инвестиционная привлекательность как объектов недвижимости, так и  инвестиционных проектов зависит от многих факторов.

Недвижимость представляет собой реальный актив, являющийся одним из возможных направлений инвестиций, выбор которых стоит перед обладателем свободных денежных средств.

Исследовав ситуацию, которая складывается на рынке недвижимости, а также действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее сферу земельных правоотношений, можно сделать вывод, что помимо физических характеристик (местоположение, площадь и т.д.) инвестиционная привлекательность земельных участков достаточно сильно зависит от вида его использования. Вид же использования земельного участка определяется на основании законодательно разрешенного использования (он содержится в государственном кадастре недвижимости) и градостроительных планов развития территорий.

В основе обоснования принимаемых инвестиционных решений лежат методы, характеризующиеся распределением расходов и доходов на протяжении всего периода их реализации.

При инвестировании в недвижимость используются нижеследующие показатели, отражающие разные стороны такого понятия как экономическая эффективность проекта:

  1. срок окупаемости проекта.  Настоящий показатель сообщает о периоде времени, необходимом, чтобы определить выбор вложения денежных средств, но он не учитывает динамику доходов в следующие периоды;
  2. чистая текущая стоимость доходов.  Показатель сообщает о реальном приросте активов, полученный от реализации анализируемого инвестиционного проекта, но он сильно зависим от примененной ставки дисконтирования, также в нем не учитываются затраты на проект;
  3. индекс рентабельности проекта (ставка доходности). Этот показатель отражает величину чистого приведенного дохода, который будет получен по отношению к единице затрат на проект. Индекс рентабельности проекта зависим от применяемой ставки дисконтирования;
  4. внутренняя ставка доходности проекта. В данном показателе отражен  так называемый «запас прочности», присущий оцениваемому проекту. С точки зрения экономики это ставка дисконтирования, которая уравновешивает приведенные расходы с доходами на проект. У этого метода есть и недостаток:  это  предположение о том, что можно реинвестировать денежные средства по внутренней ставке доходности, что на практике это невозможно. Также если в течение оцениваемого периода крупные затраты возникли не один раз, то данный показатель будет иметь достаточно много вариантов решений;
  5. модифицированная ставка доходности. Данный показатель рассчитывается для проектов, которые предполагают распределять затраты по годам. Денежные средства, оставшиеся свободными, которые предназначены для вложения их в основной проект, в ближайшие годы позволительно временно инвестировать в другие проекты, которые соответствуют условиям ликвидности и безопасности. Так как второстепенные проекты будут приносить доход, то в начальный период потребность в размере инвестиций будет меньше, что следует из уровня ликвидной и безопасной ставки дисконтирования;
  6. ставка доходности финансового менеджмента. Показатель отражает предположение о том, что доходы, получаемые от оцениваемого проекта, можно инвестировать в несколько других проектов, которые имеют абсолютно разный уровень прибыльности. Затем следует определить среднюю ставку доходности, и на ее основе рассчитать величину накоплений к тому моменту времени, когда возникнет последняя сумма доходов.

Основой  эффективной инвестиционной деятельности на территории конкретного государства являются законодательные нормативно-правовые акты, на основании которых  осуществляется эта деятельность.

При четком регламентировании и грамотном регулировании инвестиционной деятельности инвестиционный потенциал государства растет. Эффективная нормативно-правовая база может дать инвестору чувство защищенности и стабильности, что позволит более рационально использовать финансовые ресурсы в инвестиционных проектах.

Правовое регулирование инвестиционно-строительной деятельности в России осуществляется несколькими видами законодательства. [1, c. 145].

К первому виду относится специальное инвестиционное законодательство, ко второму виду относится гражданское и хозяйственное законодательство.

Привлечение, поддержка и защита прямых инвестиций является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.

Выделяют следующие уровни нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность (рис. 1).

Рис. 1. Уровни нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность Российской Федерации

Инвестиционную деятельность должны регламентировать специальные законы, направленные на ее регулирование, но если что-то упущено в рамках специфического законодательства, то следует обращаться к общегражданским актам.[2]. Вопрос состоит в том, насколько часто приходится обращаться к неспецифическим нормативно-правовым актам из-за отсутствия соответствующего положения в законе. Следует рассмотреть и проанализировать основные проблемы специфического законодательства РФ в области инвестиционной деятельности, чтобы оценить текущее состояние инвестиционного рынка в России.

Сегодня нормы, регулирующие инвестиционную деятельность, в основном сосредоточены в трех федеральных законах – ФЗ «Об иностранных инвестициях», ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».

Первым специализированным законом в истории современной России стал Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Закон состоит из шести глав, каждая из которых посвящена своей тематике.

Главным достоинством данного нормативно-правового акта является четкое определение области применения данного закона – инвестиции в капитал (основные средства), никакой финансовой сферы. Закон направлен на регулирование инвестиционной деятельности именно на реальном секторе экономики, а для капиталоемких и медленно окупающихся сфер введено понятие «иного социального эффекта». [3].

В первой главе рассматриваются основные понятия, область применения закона, объекты и субъекты инвестиционной деятельности, часть из которых встречается в ГК РФ. Первая глава похожа на вступление и несет больше информационный  смысл, является преамбулой всего закона.

Во второй главе регулируются права и обязанности всех субъектов инвестиционной деятельности. Однако, что касается взаимоотношений субъектов инвестиционной деятельности, то законодательство ссылается на диспозитивный метод правового регулирования, это означает, что субъекты инвестиционной деятельности свои взаимоотношения строят самостоятельно, в их основе лежат договора, заключаемые субъектами между собой, что вновь заставляет нас вернуться к Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности представлено в третьей главе закона. Осуществляется оно в двух формах: создание условий, благоприятных для развития инвестиционной деятельности, и прямое участие государства в инвестиционной деятельности. Однако перечень мер, который направлен на создание условий, благоприятных для того, чтобы инвестиционная деятельность развивалась, не несет серьезной регулятивной нагрузки. Перечень методов, предполагающих прямое участие государства в инвестиционной деятельности является несколько более конкретным, но он также не позволяет построить прозрачную и единообразную систему государственного финансирования инвестиционных проектов на своей основе. [4, c. 36].

Далее рассматриваются государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности, и, прежде всего, четко прописаны гарантии в области изменения (увеличения) совокупной налоговой нагрузки, однако также указаны и исключения, т.е. закон не гарантирует полной защиты от изменения налогового законодательства даже для приоритетных проектов.[5, c. 87].

Наше государство гарантирует защиту капитальных вложений, вне зависимости от форм собственности в ст. 15 Закона № 39-ФЗ. Однако в ст. 16 этого же закона уже говорится, что капитальные вложения могут быть национализированы, но лишь при условии равноценного и предварительного возврата убытков государством, которые были нанесены субъектам инвестиционной деятельности (опираясь на Гражданский кодекс РФ и Конституцию РФ). [6]. В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона № 39-ФЗ порядок возмещения убытков субъектам инвестиционной деятельности в случае прекращения или приостановления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, определяется законодательством РФ, заключенными договорами и (или) государственными контрактами.

В  Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» много прямых и косвенных ссылок на иные нормативно-правовые акты, т.е. складывается впечатление, что никаких кардинальных изменений и отличий от действующего общего законодательства в нем нет. Данный закон имеет большое значение для социально-экономического развития страны, однако в нем нечетко указаны задачи и цели его принятия и результаты, которые будут ожидаться в результате правоприменения. В дополнение можно отметить, во многих субъектах страны принято региональное законодательство как способ регулирования инвестиционных отношений.

Следующий закон, применяющийся в инвестиционной деятельности, регулирует экономические отношения, которые возникли как результат  инвестиционных операций, реализованных зарубежными экономическими субъектами. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» действует на протяжении девятнадцати лет. Он был принят, чтобы регулировать особенности инвестиционной деятельности, которая осуществляется инвесторами, не являющимися резидентами Российской Федерации.

В данном законе, как и в предыдущем, содержатся основные понятия (определения) и область его применения. Однако в нем не сформулированы основные цели и задачи привлечения иностранных инвестиций. Далее закон представляет государственные гарантии, которые можно разнести на несколько групп:

-        гарантии, которые обеспечивают неприкосновенность имущества, из которого состоит иностранная инвестиция;

-        гарантии, которые закрепляют право за иностранным инвестором пользоваться результатами, возникшими от ведения его предпринимательской деятельности;

-        гарантии, которые касаются порядка рассмотрения споров, возникающих при реализации инвестиций. [7].

Мы видим, что данные гарантии являются достаточно общими. Однако, если действие закона не затрагивает отношения, которые связаны с вложениями иностранного капитала в банки или другие кредитные организации, в страховые организации, в некоммерческие организации, то получается, что и эти гарантии на них не распространяются. Вместе с тем,  целый ряд норм данного закона имеет отсылочный характер (диспозитивный метод), т.е. заставляет не использовать общегражданские нормативно-правовые акты, например: ст. 16 («Льготы, предоставляемые иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями, по уплате таможенных платежей»)[8]) и ст. 20 («Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями»).

Закон РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 (ред. от 19.07.2011) «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» утратил силу в части норм, противоречащих Федеральному закону от 25.02.1999 N 39-ФЗ. Однако мы видим, что закон все ещё действует и используется последняя редакция от 2011 г. В тексте закона отсутствуют различия между регулированием прямых и портфельных инвестиций, т.е.  не прослеживаются различия в процессе регулирования инвестиций, если инвестор контролирует собственные инвестированные средства, а также принимает участие в процессе управления организациями и предприятиями, которые были созданы с его помощью, т. е. прямые инвестиции, и если инвестора волнует только получение дохода от вложенного им капитала и он практически никак не принимает участия в управлении предприятием, т.е. портфельные инвестиции.

Опираясь на федеральный конституционный закон “О Правительстве Российской Федерации” Правительство Российской Федерации подготавливает и осуществляет государственную политику, касающуюся сферы международного инвестиционного сотрудничества. [9].

Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. N 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации» носит  более практический характер, чем законы, т.к. описывает определенные действия и дает четкие указания.

Существуют также такие документы, как Постановления Правительства Российской Федерации, – акты управления общенормативного содержания, издаваемые Правительством РФ, не выходя за рамки его компетенций, на основе и во исполнение федеральных законов об инвестициях. Например, Постановление «О привлечении внебюджетных инвестиций» (№ 507 от 23 мая 1994 г.), «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» (№ 1108 от 29 сентября 1994 г.) и др. [10,11]

В заключении обратимся к нормативным документам в области оценки эффективности инвестиционных проектов. «Методические рекомендации по оценки эффективности инвестиционных проектов» были утверждены Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ в 1999 году. [12]. В документах рекомендуется оценивать эффективность проекта в целом и эффективность участия в проекте. При недостаточной эффективности в ходе анализа на первом этапе рекомендовано «рассмотреть возможность применения различных форм его поддержки», однако при заблаговременном выборе источников финансирования уже на первом этапе можно определить экономическую целесообразность реализации проекта. [13].

Нет количественных характеристик и критериев социальной и экологической эффективности, поэтому некорректно говорить о расчете социальной эффективности проекта, можно лишь определить или выявить некий социальный эффект проекта. Особое внимание в рекомендациях уделено коммерческой эффективности проекта, но не уточняется, почему именно коммерческой, а не экономической эффективности. Не хватает в данном документе и распределения показателей по отраслевым особенностям проекта. Таким образом, действующие методические рекомендации требуют некоторых дополнений, изменений и разъяснений. Возможно, целесообразно будет дополнить документ специфическими показателями эффективности для определенных отраслей производства.

Анализируя нормативно-правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность, однозначно можно говорить о том, что для стабильного экономического роста нужны положительные условия для развития инвестиционной деятельности, создание форм и методов правого и экономического контроля, учитывающих истинную инвестиционную ситуацию.

В настоящее время возникают юридические коллизии, характеризующиеся принятием региональных законов раньше, чем федеральных. Например, Областной закон Свердловской области от 23.05.2011 №28-ОЗ «Об участии Свердловской области в государственно-частном партнерстве» появился раньше, чем общероссийский  на  4 года.[14].      Еще одним примером закона на уровне субъекта РФ выступает Областной закон Свердловской области от 30.06.2006 №43-ОЗ «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области». [15].      Большинство  субъектов РФ имеют собственные законодательные акты, регламентирующие инвестиционную деятельность. Следовательно, достаточно часто нормативно-правовые акты на уровне субъекта являются более проработанными, четко сформулированными и применяются более активно. [16, c. 117].

Правовое поле областной инвестиционной политики  основано на следующих документах. Закон Свердловской области от 15.07.2010 N 60-03 (ред. от 23.05.2011) «О государственной поддержке субъектов инновационной деятельности в Свердловской области» [15] регулирует отношения, связанные с предоставлением органами государственной власти Свердловской области государственной поддержки субъектам инновационной деятельности, являющейся одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Свердловской области. Помимо указанного документа, приоритеты инвестиционной политики региона представлены также в таких документах, как:

-    Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, одобрение получено постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 г. № 873-ПП;

-    Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы;

-    Стратегия развития науки и инновационной деятельности в Свердловской области на период до 2020 года;

-    Соглашение о сотрудничестве между Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и Правительством Свердловской области от 11 мая 2010 г. № 17;

-    Соглашение о сотрудничестве между Министерством промышленности и науки Свердловской области, Свердловским областным союзом промышленников и предпринимателей и Уральским отделением Российской академии наук от 15 июля 2010 года;

-    и другие нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и стимулирование научно-технической и инновационной деятельности, развитие инвестиционной инфраструктуры. [17].

Роль и место государства в инвестиционном процессе – дискуссионная тема среди ученых. Главная цель государства – это создание хороших условий для привлечения инвестиций, при этом ограничить свою функцию как непосредственного инвестора.[18]. Из-за нестабильности условий осуществления инвестиционной деятельности одной из серьезнейших проблем действующего законодательства является проблема обеспечения неизменности требований, касающихся деятельности инвесторов на территории Российской Федерации. На данный момент в российских нормативно-правовых актах не затронуты основные составляющие льгот, которые могут быть у иностранных инвесторов в рамках уровня субъектов Российской Федерации. Законодательно не определено содержание процедуры составления Правительством Российской Федерации специального “перечня” приоритетных инвестиционных проектов, включение в который будет свидетельствовать о присвоении проекту статуса приоритетного. Отсутствуют в законодательстве и нормы, обеспечивающие обратную связь исполнительной и законодательной власти с субъектами инвестиционной деятельности на территории РФ.

Наряду с Конституцией и законами в законодательстве Российской Федерации существует огромное количество подзаконных нормативно-правовых актов: писем, распоряжений, указов и т.п. Разные нормативно-правовые акты, которые регулируют одинаковые правоотношения, иногда противоречат друг другу, что, в свою очередь, увеличивает неопределенность и риски реализации инвестиционной деятельности. Также большим «камнем преткновения» на пути возрастания притока инвестиций в отечественную экономику, помимо несовершенства законодательства, являются различные административные барьеры и достаточно высокие риски.


Библиографический список
  1. Овчинников, А.А. Инвестиционное право [Текст]: учеб. / А.А. Овчинников. -  Москва: Эксмо, 2009. -  624 с.
  2. Болдырев, Д.С. Теоретические основы и экономическая природа основных категорий инвестиционного анализа. Контент-анализ понятий «инвестиции», «инвестирование» и «инвестиционная деятельность» [Текст] / Д.С. Болдырев // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. -  № 7.
  3. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 г.) – Режим доступа: КонсультантПлюс, в локальной сети вуза.
  4. Шутилков, А.А. Предпринимательское право [Текст]: монография / А.А. Шутилков. -  Москва: Человек, 2015.  – 349 с.
  5. Балдин, К.В. Управление рисками [Текст]: учебное пособ. / К.В. Балдин. -  Москва: ЮНИТИ, 2005. – 142 с.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 02.11.2013 г.). – Режим доступа: КонсультантПлюс, в локальной сети вуза.
  7. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 г.) – Режим доступа: КонсультантПлюс, в локальной сети вуза.
  8. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон  РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 23.05.2016 г.). – Режим доступа: КонсультантПлюс, в локальной сети вуза.
  9. Бочаров, В.В. Инвестиции [Текст]: учеб. / В.В. Бочаров. -  Санкт-Петербург: Питер, 2011. -  384  с.
  10. О привлечении внебюджетных инвестиций [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 23.05.1994 г. № 507. – Режим доступа: КонсультантПлюс, в локальной сети вуза.
  11. Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ  от 29.09.1994 г. № 1108 (утратил силу). – Режим доступа: КонсультантПлюс, в локальной сети вуза.
  12. Акифьева, С.А. Разработка комплексного подхода к определению и классификации инвестиционно-банковских услуг  [Текст] / С.А. Акифьева // Деньги и кредит. -  2011. -  № 4.
  13. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 15.11.2016 г. № 1050. – Режим доступа: КонсультантПлюс, в локальной сети вуза.
  14. Об участии Свердловской области в государственно-частном партнерстве [Электронный ресурс]: закон Свердловской области от 23.05.2011 г. №28-ОЗ. – Режим доступа: КонсультантПлюс, в локальной сети вуза.
  15. О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области [Электронный ресурс]: закон Свердловской области от 30.06.2006 г. №43-ОЗ. – Режим доступа: КонсультантПлюс, в локальной сети вуза.
  16. Кабашкин, В.А. Государственно-частное партнерство в регионах Российской Федерации [Текст]: учеб. пособ. / В.А. Кабашкин.  – Москва: Дело, 2011. – 117 с.
  17. Касьяненко, Т.Г., Маховикова, Г.А. Экономическая оценка инвестиций [Текст]: учеб. / Т.Г. Касьяненко, Г.А, Маховикова. -  Москва: Юрайт, 2015. – 559 с.
  18. Васин, С.М. Управление рисками на предприятии [Текст]: учеб.пособ. / С.М, Васин. -  Москва: 2010, -  256 с.


Все статьи автора «Булавина Маргарита Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: