Одна из основных тенденций современности – трансформация общества в информационное, что влечет за собой существенную переоценку культурных нормативов [1]. Эти процессы воплощаются в различных сферах жизни человека, в том числе – и в образовании. Все более актуальными и развиваемыми становятся дистанционные, виртуальные формы обучения [2; 3]. В них огромная роль отводится самообразованию, а преподаватель выступает лишь контролирующей фигурой, отслеживающей своевременность и грамотность выполнения задания. Общение учащегося и педагога осуществляется с помощью компьютера – искусственного посредника. При этом такой формат, как видео-конференция или вебинар существенно ограничивает и формализует коммуникацию «преподаватель – студент». Педагог осуществляет контролирующую функцию или функцию трансляции информации, при этом отсутствие непосредственного контакта с обучающимся способствует нивелированию других позитивных ролей и возможностей.
Наравне с упомянутыми тенденциями общество сталкивается с повышением значимости самого преподавателя как носителя теоретической и практической информации и обязательного участника педагогической коммуникации. Это объясняется усилением позиций так называемой «культуры присутствия», выдвигающейся в противовес тотальной виртуализации жизни человека [4]. В контексте современного информационного общества основным связующим звеном с реальностью становится тело индивида, способное его овеществить, сделать осязаемым и предметным, тем самым устранив страх нематериальности человечества, вызывающий невротические переживания. В связи с этим повышается ценность невербального компонента преподавательской деятельности, который обеспечивается за счет включенности телесного присутствия педагога в процесс коммуникации. Он метафорически воплощает собой реальность знания, его «вещественность».
Физиолог И.П. Павлов отмечал наличие у человека двух сигнальных систем: первая представляет собой набор телесных невербальных проявлений в коммуникации, а вторая реализуется в речи. Для человека более существенным является речевой аспект взаимодействия, однако невербальная информация, кодируемая и декодируемая первой сигнальной системой индивида, становится существенным дополнением к вербальному сообщению. Она отражает эмоциональный контекст, передает настроение говорящего, является основой, наделяющей смыслами словесный компонент. Умелое владение преподавателем невербальным компонентом общения позволяет ему удерживать внимание студента, усиливать экспрессивную составляющую речи и суггестивное воздействие. Тело коммуникатора становится репрезентативной системой, помогающей доносить информацию до реципиентов [5], что качественно изменят процесс преподавания.
Тотальное обращение к телу в культуре и наделение его дополнительными смыслами говорит об огромном потенциале его как средства коммуникации. Любые невербальные проявления исходят именно от тела. В связи с этим важно максимально использовать его возможности в образовании.
Значимым в процессе передачи информации является положение тела в пространстве. В процессе коммуникации оно культурно обусловлено и дает представление о статусе отношений коммуникатора и реципиента. Также пространство, которым обладает человек, так называемая «личная территория», говорит о его статусе, социальной роли и властных полномочиях. В рамках этой территории индивид действует свободно, чувствуя себя защищенным. Положение тела преподавателя может быть использовано для усиления доверия к представляемому им материалу, что приведет к повышению эффективность его восприятия и усвоения.
Репрезентация внутреннего психологического состояния коммуникатора – это значимая функция движений, поз, мимики, жестов и паралингвистических средств взаимодействия. Они обогащают сообщение и служат дополнительным способом кодирования передаваемой информации. На когнитивные процессы реципиента таким образом оказывается стимулирующее воздействие. Эмоциональность преподавателя, сопровождающая процесс подачи материала и передаваемая на невербальном уровне, может повысить продуктивность обучения. Информация, связанная с определенной эмоцией, лучше запоминается учащимся. Активное использование мимики и жестов способствует усилению внимания со стороны воспринимающих, актуализирует их интерес. Невербальный компонент помогает расставить смысловые акценты, а также повышает интерес и вовлеченность в педагогический процесс всех его участников.
Стоит отметить универсальность невербальной информации в образовательной коммуникации, так как она, несмотря на культурную обусловленность некоторых аспектов, в целом является достаточно легко декодируемой любым индивидом. Происходит это в связи с тем, что невербальные знаки имеют биологический субстрат. Различные теории эмоций говорят об универсальности их физиологического проявления. Испытывая гнев, радость, страх или вину каждый индивид выражает их при помощи определенных мимических и двигательных проявлений. Эмоциональная экспрессия, передаваемая с помощью телесно-двигательной информации, понятна и может быть расшифрована всеми. В связи с чем реальное присутствие преподавателя в образовательном пространстве делает обучение более универсальным в целом, ориентированным на людей с различными ведущими каналами восприятия, и обеспечивает более активное подключение различных психических процессов студентов.
При реализации современных педагогических технологий не стоит отказываться от непосредственного вовлечения преподавателя в процесс обучения. Наиболее перспективными в данном контексте становятся различные интерактивные формы усвоения знаний, связанные с возможностью оперативного получения обратной связи. К таковым можно отнести тренинговые упражнения, деловые и имитационные игры. В них педагог не просто транслирует теоретический материал, но и стимулирует студента занимать субъектную позицию в процессе обучения. Формирование практических навыков, умение связать теорию с будущей профессиональной деятельностью и возможность проявить активность и самостоятельность обогащают образовательный процесс и отвечают современным требованиям ФГОС.
Библиографический список
- Мельникова А.А. Норма и патология в культурологическом контексте// Никоновские чтения. Электронный сборник научных статей в 2-х томах. Чебоксары, 2016. С. 115-118.
- Горшкова В.В., Мельникова А.А. Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании в контексте транспрофессионализации// Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы развития. СПб. Из-во: СПбГУП, 2016. С.13-16.
- Степанцева О.А. Современное состояние виртуального образования и перспективы развития // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 202.
- Никонова С.Б., Бережная Е.А. Образовательные стратегии в условиях «культуры присутствия» // Вестник Северо-Западного отделения Российской академии образования. 2012. – № 1 (12). – СПб.: Изд-во РХГА. С. 37-41.
- Бережная Е.А. Телесность в условиях «культуры присутствия» // Studia culturae. Вып.15. Научный альманах кафедр культурологии, эстетики и философии культуры и Центра изучения культуры Санкт-Петербургского государственного университета. Учредитель Санкт-Петербургское философское общество. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2013 г. С. 57-63.