ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ВВЕДЕНИЮ ЕДИНОБОРСТВ В ШКОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ

Гаттарова Лейсан Хайдаровна
Елабужский институт Казанского федерального университета
студентка факультета психологии и педагогики

Аннотация
В статье рассматриваются данные исследования, посвященного выявлению отношения родителей учащихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» Елабужского муниципального района Республики Татарстан к введению единоборств в школьную программу. В работе приведены результаты опроса, раскрывающие отношение респондентов к данному виду спорта и его преподаванию в школе.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Гаттарова Л.Х. Отношение родителей к введению единоборств в школьную программу // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/12/25427 (дата обращения: 25.02.2024).

Актуальность

Занятие единоборствами в России за последнее время обрело широкую популярность среди населения всех возрастов и социальных групп. Изучение практического опыта занятий единоборствами учащимися показывает, что при использовании упражнений с элементами единоборств во многих учебных заведениях уходят проблемы в физическом и нравственном воспитании. Прежде всего, это связано с заинтересованностью учащихся школ к занятиям единоборствами. Идея о внедрении занятий единоборствами в школьную программу находит большое количество сторонников, однако есть и иная точка зрения. В связи с этим существует необходимость в анализе мнения тех, кто несет самую большую ответственность за детей, а именно – их родителей.

Цель – определить отношение родителей к вопросу введения единоборств в школьную программу.

Низкий уровень физического здоровья и физической подготовленности нынешних детей проявляется последствием постсоветских перемен. С распадом СССР приоритетность физической культуры, физической активности и физического здоровья отошла на задний план [1]. В связи с этим, «физическое здоровье населения России находится в центре внимания государственных органов управления и общественных организаций в связи с негативными тенденциями его показателей и уровнем показателей и низким уровнем рождаемости» [2].

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года указывает на необходимость модернизации физического воспитания и развития спорта в образовательных учреждениях и создания условий и стимулов для расширения сети детско-юношеских спортивных клубов, функционирующих на базе образовательных учреждений [3]. На сегодняшний день одним из обсуждаемых вопросов в рамках модернизации физического воспитания является включение в обязательную школьную программу занятий по единоборствам.

Единоборства – это получивший широкое распространение в конце ХХ века термин, обозначающий самые различные виды спорта, а также направления и стили так называемых боевых искусств [4].

В статье Иванова М.Д. «Все о единоборствах» говорится, что единоборство – вид спортивного состязания, в котором два участника физически противодействуют друг другу с целью выявить победителя в схватке, используя либо только физическую силу, либо также различные спортивное снаряжение и/или ручное холодное оружие [5].

Основными аргументами за введение единоборств в школьную программу являются необходимость в привитии ценностей, присущих всем видам единоборств, таких как здоровый образ жизни, целеустремленность, умение преодолевать трудности и препятствия, формирование морально-волевых качеств, так же развитие навыков самозащиты. Однако, несмотря на существование множества различных точек зрения по данному вопросу, мы полагаем, что наиболее важным мнением по данному вопросу является мнение родителей учащихся в общеобразовательных школах. По этой причине мы провели исследование, целью которого является определение мнения родителей по вопросу введения единоборств в школьную программу.

Для исследования отношения родителей к введению единоборств в школьную программу учащихся был проведен опрос родителей учащихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №10» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Респондентам предлагалось ответить на следующие вопросы:

1) Как вы относитесь к единоборствам?

2) Занимается ли Ваш ребенок спортом?

3) Каким видом спорта занимается ли Ваш ребенок (если предыдущий ответ был утвердительный)?

4) Как вы относитесь к введению единоборств в школьную программу?

5) С какого класса лучше вводить уроки единоборств?

В данном исследовании приняли участие 300 родителей учащихся. Бланк опроса содержал 6 вопросов, на которые опрашиваемым предлагалось дать ответы: «хорошо», «нейтрально», «плохо» или дать развернутый ответ. Полученные в ходе опроса данные представлены ниже.



Рисунок 1. Результаты опроса

 

Анализируя данные опроса (рис. 1), мы наблюдаем, что почти 57% родителей положительно относятся к единоборствам. При этом чуть более 38% нейтрально относятся к данным видам спорта. Плохое отношение к единоборствам имеют 5% опрошенных. При этом на вопрос «Занимается ли Ваш ребенок спортом?» утвердительный ответ дали почти 47% опрашиваемых. Более половины учащихся (53,33%) не занимаются каким-либо видом спорта.


Рисунок 2. Результаты опроса


Из 47% респондентов, чьи дети занимаются каким-либо видом спорта почти 40% пояснили, что их дети занимаются циклическими видами спорта, такими как лыжный бег, плавание и легкая атлетика. Более 35% – единоборствами, а именно боксом, борьбой и дзюдо. 25% сообщили, что их дети занимаются силовой подготовкой – тяжелая атлетика и занятия со своим весом (рис.2). На вопрос «Как вы относитесь к введению единоборств в школьную программу?» положительно ответили 55% родителей, нейтрально к такому введению относятся 35% родителей, плохо – 10%.


Рисунок 3. Результаты опроса


На вопрос, «С какого класса лучше вводить уроки единоборств?», около 48% родителей учащихся ответили – «1-4 класс», примерно 38% родителей – «5-9 класс», чуть более 13% выбрали период начала занятий единоборствами в 10-11 классах (рис.3).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что большинство родителей учащихся (90%) за или же не против (нейтральное отношение) введения единоборств в школьную программу. Говоря о пользе введения единоборств в школьную программу, стоит отметить, что занятие единоборствами повысят дисциплину, силу воли и физические показатели учащихся. Кроме того необходимо отметить, что основой любого вида единоборств выступают нравственно-этические нормы, что будет способствовать воспитательному процессу в стенах общеобразовательного учреждения, а также положительно отразится на формировании и развитии личности учащихся.


Библиографический список
  1. Волкова К.Р. Условия организации тренировочных занятий силового характера // Формирование физической культуры и культуры здоровья учащихся в условиях модернизации образования. Сборник Всероссийской научно-практической конференции. – Елабуга: Изд-во ЕИ К(П)ФУ в г. Елабуга, 2015. – С. 53-56
  2. Петров Р.Е. Уровень состояния функциональных и резервных возможностей организма лыжников-гонщиков исходя от их биоэнергетического типа // Перспективы развития современного студенческого спорта. Итоги выступлений российских спортсменов на Универсиаде-2013 в Казани: материалы Всероссийской научно-практической конференции (12-13 декабря). – Казань: Отечество, 2013. – С. 423-425.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 г.» // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 августа 2009 г. № 33 ст. 4110
  4. Единоборства и их спортивная традиция: философско-метанаучный анализ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://100-bal.ru/filosofiya/117178/index.html (дата обращения: 15.12.2018).
  5. Иванов Д.М. Все о единоборствах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://se.sportedu.ru/sites/se.sportedu.ru/files/sbornik_edinoborstva.pdf (дата обращения: 15.12.2018).
  6. Головнин А. А., Савчук А. Н. Формирование физической культуры личности школьников восточными единоборствами (на примере кёкусинкай каратэ) // Человек. Спорт. Медицина. 2011. №39 (256). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-fizicheskoy-kultury-lichnosti-shkolnikov-vostochnymi-edinoborstvami-na-primere-kyokusinkay-karate (дата обращения: 16.12.2018).
  7. Петрыгин С.Б. Боевые единоборства и воспитание в Японии // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2012. №34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/boevye-edinoborstva-i-vospitanie-v-yaponii (дата обращения: 16.12.2018).


Все статьи автора «Гаттарова Лейсан Хайдаровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: