Эффективность функционирования органов государственной власти находится в прямой зависимости от многих факторов, основным из которых является сложенная работа государственных служащих, входящих в систему механизма государственной власти государства.
Реформа государственной службы, проводимая в течение последних пяти лет, существенно повлияла на правовое регулирование, как самих институтов государственной службы, так и на ее базовые принципы. Проводимое преобразование потребовало и пересмотра теоретических положений института государственной службы, в том числе представлений о ее месте и роли в организационно-правовом обеспечении, способствовало появлению нового, развитию и преобразованию текущего законодательства.
Касаясь вопроса существенного изменения законодательства о государственной службе, можно привести пример полного реформирования такого правоохранительного органа, как милиция, и появления давно забытого старого – полиция, регулируемого Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».
Существенное изменение законодательства, его обновление, реформирование во многом улучшило положения госслужащих, в том числе коренным образом повлияло на реализацию их прав и обязанностей, обеспечило им государственные гарантии в реализации интересов, а также их семьям. Однако это не искоренило коррупционные факторы негативно влияющие на профессиональную основу государственной службы.
Анализ действующего законодательства о противодействии коррупции в системе государственной службы говорит о том, что используются различные по содержанию и объему организационно-правовые средства, различные способы профилактики коррупции, но все они в целом имеющие комплексный подход на основе программ, и отражающие общий активный потенциал антикоррупционной политики проводимой на федеральном и региональном уровне в системе государственного управления – не достигает желаемого результата, поскольку это явление – продолжает процветать, и иногда поражает своим размахом. Именно эта причина и объясняет актуальность темы настоящего исследования, а содержание исследования отражает первостепенную важность в поиске механизмов, методов и средств, которые смогли бы найти отражение на практике по борьбе с коррупцией в сфере государственной службы.
Коррупция – это прежде всего не предусмотренное законом предоставление и использование объектов материального мира и нематериальных преимуществ, благ в результате реализации публичных полномочий либо с использованием своего служебного положения должностными лицами.
Общественная палата России составила рейтинг коррупции – ведомств и регионов страны, который был сформирован на основании работы «горячей линии», общероссийской программы борьбы с коррупцией, мероприятия «Стоп, коррупция!», где ярко выделена информация о положении дел в России.
Например, как отмечается в источнике, больше всего жалоб на полицейских и чиновников, о чем свидетельствует сообщения пресс-службы палаты. За месяц работы «горячей линии» в Общественную приемную регулярно поступали сообщения, зафиксировано 1104 факта коррупции. Заявления о коррупции поступили на «горячую линию» практически из всех регионов России. Самое большое их число приходится на Москву – 101 жалоба. В непочетном рейтинге лидеры: Подмосковье – 74 жалобы, Санкт-Петербург – 33, и Башкирия – 42 жалобы.
Кроме того, по данным горячей линии, социологический опрос показал, что органы гос. власти занимают высокую позицию по числу жалоб о коррупции – 619 из 1104 (56% от общего числа обращений). На следующем месте этого рейтинга – сотрудники следственных органов – 216 (жалоб) и прокуратуры. Не меньше показатель сообщений и на коррупцию в судах – 104. Статистики отмечают, что в 147 случаях от общего числа в 1104 случаях коррупция контролируется либо губернатором или мэром.
Например, по результатам проведенных проверок в Южном Федеральном округе, начальник территориального отдела Управления Росреестра освобожден от занимаемой должности, с гос. гражданской службы в связи с утратой доверия, о чем в частности отмечает общественно-политическая газета «Московский комсомолец – на Кубани».
Что касается определения специфики уровня, то здесь основным лидером по числу сообщений и заявлений являются управленцы из муниципалитетов. На их долю пришлось 87% сообщений из 958 (от общего числа жалоб). «Такое построение рейтинга связывается, во-первых с тем, что большая часть гос.услуг оказываются на уровне субъекта РФ, например, здравоохранение, охрана правопорядка и образование, а также и на муниципальном уровне», – поясняет автор статистического отчета (журналист А. Мустакаева). 132 заявления – пришлось на уровень южного федерального региона.
Полюбившейся формой взяточников в государственных структурах являются связи в органах власти, с помощью которых укрывательстваются противоправные действия – 28% сообщений. Например, бюрократия, утрата документов, волокита. Также нечистые на руку государственные служащие не прочь брать деньги за самое обычное соблюдение закона – 25%. Меньше распространяются, но то же «любимы» некоторыми чиновниками такие формы личного обогащения, как расхищение распределяемых благ – 13% и взятки за нарушение закона – 11%.
К основным средствам борьбы с коррупционными правонарушениями относятся выработка антикоррупционных программ; антикоррупционная экспертиза нормативных актов; антикоррупционная пропаганда; рассмотрение в органах гос. власти правоприменительной практики; внедрение антикоррупционных механизмов в рамках закона о государственной гражданской службе; внедрение административных регламентов предоставления государственных услуг; взаимодействие органов гос. власти с общественными объединениями и гражданами; иные меры, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством.
Однако правовую основу привлечения госслужащих к ответственности за коррупцию конкретизирует Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», где устанавливается для лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы, следующие запреты и обязанности:
- запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, пользоваться иностранными финансовыми инструментами (п. 3 ч. 1 ст. 7.1);
- обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (п. 1 и 4 ч. 1 ст. 8);
- обязанность представлять сведения о своих расходах (ч. 1 ст. 8.1);
- обязанность уведомлять о чьей-либо склонении к совершению коррупционных правонарушений (в коллективе), (ч. 1 ст. 9);
- обязанность принимать меры по недопущению возникновения конфликта коррупционных интересов, и уведомить своего начальника (ч. 1 и 2 ст. 11);
- обязанность не передать принадлежащие им ценные бумаги, акции и прочее в доверительное управление (ч. 6 ст. 11).
Неисполнение этих обязанностей и запретов является коррупционным правонарушением, влекущим увольнение госслужащего с государственной службы, о чем говориться в Федеральном законе «О противодействии коррупции». Согласно части 1 статьи 12.5 закона, в целях противодействия коррупции могут устанавливаться иные ограничения, запреты, обязанности и правила служебного поведения.
Анализируя правовые нормы государственного контроля федеральной госслужбы, приходим к выводу, что ему соответствуют нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) и гражданских госслужащих, в которых закреплены аналогичные обязанности и запреты, например, гражданский служащий, обязан представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о чем говориться в п. 9 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 20 и ч. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Или из того же источника следует, что, обязанности и запреты, установленные в целях противодействия коррупции, также закреплены в должностных регламентах (инструкциях) государственных и муниципальных служащих, что свидетельствует об аналогии законодательства.
Нормы действующего законодательства, содержат понятие дисциплинарного проступка государственных и иных служащих, и применение дисциплинарных взысканий по аналогии, все они связаны с нарушением служебной дисциплины. Факты нарушений служебной дисциплины связаны с противоправным виновным неисполнением или ненадлежащем исполнением служебных обязанностей, в том числе установленных в целях противодействия коррупции, за которые представитель нанимателя вправе применять к государственным, муниципальным служащим различные виды дисциплинарных взысканий, и в частности, они подлежат увольнению по особому основанию «в связи с утратой доверия».
Вынесенное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении государственного или муниципального служащего не может служить основанием для его освобождения от дисциплинарной ответственности.
Судебный пример, Б. обратился в суд с иском к Федеральному агентству по рыболовству и его территориальному управлению о признании незаконным увольнения. Решением районного суда в удовлетворении иска отказано. Судом установлено, что Б. назначен на должность руководителя территориального управления Федерального агентства по рыболовству, с ним заключен служебный контракт. В адрес начальника государственной службы и кадров Федерального агентства по рыболовству поступило сообщение в отношении Б., в котором указано, что Б. в нарушение норм части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не указал сведения об имеющемся у него счете в банке и движении денежных средств по нему. За период с 21 мая 2010 г. по 22 февраля 2011 г. на данный счет Б. было переведено около 22 миллионов рублей, из которых впоследствии 15,8 миллиона рублей были подвергнуты конверсии и переведены в адрес контрагентов – резидентов Швеции.
По приказу Росрыболовства ввиду факта возможного представления неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении Б. была назначена проверка в соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065.
Признавая увольнение правомерным и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал, что при прекращении служебного контракта с Б. ответчиком учтен характер совершенного правонарушения, его тяжесть (сокрытие получения дохода в размере двадцати двух миллионов рублей) и тот факт, что ранее к Б. уже применялось взыскание за аналогичное нарушение. Кроме того, суд учел, что Б. не представил объяснений по факту допущенных нарушений, а также уклонился от явки на заседание комиссии Росрыболовства по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, которая проводила проверку по факту возможного представления им неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Принимая во внимание, что Республика Крым присоединилась к Южному федеральному округу, где одним из самых активных является Краснодарский край, рассмотрим, каковы основные направления, программы и мероприятия проводятся на уровне этого субъекта федерального округа.
К правовым основам антикоррупционной политики Краснодарского края можно отнести следующие нормативно-правовые акты, выделяющие цели и задачи, регламентирующие деятельность, обосновывающие механизм, методы и средства борьбы с коррупцией, к ним относятся: Закон Краснодарского края «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О противодействии коррупции в Краснодарском крае» № 2505-КЗ, от 04.06.2012 г.; Закон Краснодарского края «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О противодействии коррупции в Краснодарском крае»: Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края № 3263-П, от 24.05.2012 г.; «О внесении изменений в отдельные постановления Законодательного Собрания Краснодарского края»: Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края № 3118-П, от 22.02.2012 г.; Закон Краснодарского края «О мониторинге правоприменения нормативных правовых актов Краснодарского края» № 2354-КЗ, от 7.11.2011г.; «О Законе Краснодарского края «О мониторинге правоприменения нормативных правовых актов Краснодарского края»: Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края № 2834-П, от 26.10.2011 г.; «О внесении изменений в постановление Законодательного Собрания Краснодарского края «О комиссии по проведению экспертизы правовых актов Краснодарского края на наличие в них коррупциогенных факторов и подготовке законодательных предложений»: Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края, № 2287-П от 24.11.2010 г.; Закон Краснодарского края «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О противодействии коррупции в Краснодарском крае», № 2057-КЗ, от 28.07.2010 г.; «О Положении о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых Законодательным Собранием Краснодарского края»: Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края, № 2034-П от 23.06.2010г.; «О Методических рекомендациях по порядку проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Краснодарского края (их проектов), муниципальных нормативных правовых актов (их проектов)»: Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края, № 1740-П от 26.01.2010г.; Закон Краснодарского края «О противодействии коррупции в Краснодарском крае» № 1798-КЗ от 23.07.2009г.; «Об отзывах на проекты федеральных законов о противодействии коррупции»: Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края, № 934-П от 26.11.2008 г.; «Об утверждении Положения о деятельности комиссии по проведению экспертизы правовых актов Краснодарского края на наличие в них коррупциогенных факторов и подготовке законодательных предложений антикоррупционной направленности»: Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края, № 935-П от 26.11.2008 г.; «О комиссии по проведению экспертизы правовых актов Краснодарского края на наличие в них коррупциогенных факторов и подготовке законодательных предложений антикоррупционной направленности»: Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края, № 881-П от 12.11.2008 г.; «О направлениях расходования средств краевого бюджета на программу мер по усилению борьбы с преступностью и коррупцией в Краснодарском крае»: Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края, № 262-П от 03.08.1999 г.; «О ходе выполнения правоохранительными органами края постановления главы администрации края № 543от 22.09.98 «Об утрате экономической безопасности России и Краснодарского края в морских портах Азово-Черноморского побережья Кубани»: Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края, № 49-П от 10.02.1999 года. Имеет комплексный организационно-правовой характер «Долгосрочная краевая целевая программа по противодействию коррупции в Краснодарском крае на 2013 – 2015 годы», утвержденная Постановлением № 1346 от 21 ноября 2012 г. губернатором Краснодарского края А. Ткачевым.
Следует сказать, что в одних субъектах РФ антикоррупционные программы утверждались и утверждаются региональным законом (например, Саратовская область). Вторые утверждаются нормативными правовыми актами высшего должностного лица органов исполнительной власти субъекта РФ (например, Краснодарский край).
Таким образом, исследуя правовые основы антикоррупционного законодательства России и субъектов РФ, следует сказать, что все нормативно-правовые акты, и иные источники о противодействии коррупции, имеют одну цель: устранение причин коррупции. Комплексный подход и организационно-правовой характер в борьбе с коррупцией имеют конкретные правовые продукты: программы и планы. Например, «Долгосрочная краевая целевая программа по противодействию коррупции в Краснодарском крае на 2013 – 2015 годы» содержит в общем виде способы борьбы с названным проявлением: изменение законодательства (реформирование); совершенствование гос. управлением; повышение проф. уровня госслужащих и их правовое просвещение; антикоррупционная экспертиза правовых актов.
Изложенные исследования свидетельствуют о том, что в системе государственной и муниципальной службы избираются различные по содержанию и объему организационно-правовые средства, применяются различные способы профилактики коррупции, и все они в целом имеют комплексный подход на основе программ, и отражают общий активный потенциал антикоррупционной политики проводимой на региональном уровне в системе государственного управления.
На наш взгляд важна и разработка дальнейших мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее коренных причин, и реализация различных форм и способов в контексте правового развития страны в целом, поэтому предлагается ужесточить специальные требования к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей РФ и должностей госслужбы, перечень которых назван, следует продолжать реформирование в направлении развития института общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства РФ; вместе с этими мерами, продолжать работу по совершенствованию механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов РФ.