Лекция — это 98% потения и 2% вдохновения
Юрист А. Ф. Кони
Изменения потребностей общественного развития в условиях формирования постиндустриального, информационного общества обуславливает смену в образовании научно – технократической парадигмы на личностно – ориентированную, гуманно – культурологическую, где основной ценностью становиться сам человек, его внутренний мир, специфика индивидуального процесса познания и обретение опыта эмоционально – ценностных отношений. Отсюда и возобновление споров по поводу лекции в образовательном процессе.
Лекция как форма преподавания известна с древности. Такую форму обучения использовал ещё Сократ, использовали педагоги средневековых Университетов. Сегодня лекция применяется не только в Вузовском и дополнительном, послевузовском образовании, но и в школе, в старших классах.
Изучением лекции как формы организации учебного процесса в целом занимались и теоретики педагоги, и психологи, и педагоги практики, математики, биологи, естествоиспытатели, физики, химики.
Начиная с известных учёных, не являющимися узкими специалистами в педагогике и методике преподавания рассматривали все плюсы и минусы такой формы обучения, но при этом, вопрос так и остался актуальным.
Лекция (от латин.) lectio – чтение) – специфическая форма преподнесения учебного материала на отдельно взятом занятии преподавателем с помощью монолога, обязательно обозначенной в рабочей программе и тематическом плане дисциплины, являющегося определённым звеном в процессе обучения.
Дискуссия о продуктивности лекции в целостном процессе образования, об условиях, при которых улучшается качество проведения лекции актуальны и сегодня. При всём при этом данная форма проведения занятий со слушателями используется с теми или иными изменениями в большинстве стран мира.
В своих «Афоризмах» Ключевский Василий Осипович отмечал: «Речь – расплавленное золото» [1; с. 49]
Выдающийся ученый Н. Е. Жуковский так писал о лекции: “По силе впечатлений лекционный способ стоит выше всех других приемов преподавания и ничем не заменим. Вместе с тем он есть и самый экономичный по времени”. [2; с. 125]
Вот что писали о социологе Питириме Сорокине как преподавателе и лекторе: “Сценически Сорокин как лектор был бесподобен. Обладая громадной физической силой, он совершал натиски “атак” на классную доску, зачастую разламывая при этом все мелки. В одной из его аудиторий были развешаны одновременно три доски на разных стенах. К концу учебного часа все три были исчирканы его иероглифами, а клубы пыли от мела все еще парили в воздухе…» [3; с. 27].
Такая эмоциональность и искренняя любовь к своему делу преподавателя при проведении лекции, способны усилить интерес не только к материалу, но и к дисциплине в целом, что будет содействовать формированию из части современных слушателей будущей научной элиты.
Лекционная форма преподавания обладает как рядом достоинств, так и рядом недостатков.
К достоинствам лекции относится
- один из эргономичных способов передачи информации слушателям (за небольшое количество времени можно преподнести достаточно много материала);
- на лекции можно дать материал из передовых научных исследований, которого нет ещё в учебниках;
- при отсутствии учебника по дисциплине система обучения и её основные принципы не будут нарушены, если основной материал давать в лекции;
- лекция незаменима, когда или вся дисциплина, или отдельные её части тяжелы для самостоятельного изучения слушателями;
- именно лекция на первых этапах знакомства с дисциплиной создаст условия слушателям для формирования идейно – теоретической, узкоспециальной, понятийной платформы;
- по отдельным вопросам или темам дисциплины существует в научном сообществе противоречия (это касается не только таких гуманитарных дисциплин как история, политология, но и очень часто сегодня споры учёных проходят на базе технических дисциплин);
- интересная, эмоциональная подача материала преподавателем не только стимулирует мыслительную деятельность слушателей, но и пробуждает интерес к дисциплине, который в будущем может вылиться в интерес к исследовательской деятельности сегодняшнего слушателя курсов дополнительного профессионального образования;
Как добавление к вышесказанному можно привести слова И. Ильина о преподавателе: «Талантливый преподаватель, наверное, позаботится ещё о том, что бы пробудить в учениках интерес к своему предмету, зажечь в них любовь к нему и жажду познаний, он вложит в преподавание столько искреннего огня, что ученики, сами того не замечая, начнут жить активной силой суждения, – слагать свои собственные вкусы, воззрения, убеждения, а главное – укреплять и применять духовность своего инстинкта» [4; с. 103]
- лекция – это своего рода общение аудитории и преподавателя, при котором происходит взаимопонимание между аудиторией и преподавателем, рождается будущее со творческое общение, при котором слушатели принимают преподавателя, а значит и читаемую им дисциплину на личностном уровне;
- на лекции всегда присутствует несколько групп или потоков, а это примерно от 100 человек, поэтому преподаватель может сразу воздействовать с помощью доводов убеждения на достаточно большую аудиторию, при этом создаются условия для формирования мировоззренческих основ в сознании слушателей курсов, ценностных установок;
- на лекции всегда присутствует несколько групп, что уменьшает горловую нагрузку на преподавательский состав и при этом помогает уменьшить так же нагрузку на аудиторный фонд в образовательном процессе дополнительного профессионального образования;
- преподаватель на лекции может охарактеризовать сразу несколько достаточно объёмных точек зрения, сжав материал при этом не потеряв смысла и актуальности;
- лекция, прочитанная преподавателем хорошим языком и с научной точки зрения, и с филологической, с художественной будет ярким примером для слушателей курсов, а в будущем и нормой их повседневной, образовательной и научной деятельности.
Так М. Ломоносов по этому поводу считал: « Изучение правил следует подражанию авторов, в красноречии славных, которое учащимся едва ли не больше нужно, нежели самые лучшие правила. Красноречие коль много превышает многие искусства, толь больше требует подражания знатных авторов» [5; с. 176]
Кроме доводов в эффективности лекции, существуют таковые и против лекции, как формы обучения. Это правильно, ведь только в споре рождается истина.
- каждая лекция авторская, а значит, обязательно, субъективная, что будет сопутствовать тому, что лектор сможет своей красноречивостью, эмоциональностью, убедительностью склонить слушателейя к своей точке зрения в научном споре (не исключая при этом преподнесения и других точек зрения на дискуссионные вопросы в науке);
- качество читаемой лекции резко снижается, если аудитория не имеет навыков работы на лекции (конспектирование, выделение главных мыслей, умение слушать, записывая только значимое для отдельно взятого слушателя);
- если основной материал прочитан на лекции, это может вызвать у части слушателей курсов мнение, что этим объёмом материал по теме исчерпан, то есть здесь лекция может выступить как некий «шлагбаум» для дальнейшего самостоятельного изучения дисциплины;
- часть слушателей на первых этапах работы на лекции не успевает осмысливать, перерабатывать личностно – значимую призму и принимается быстро, механически и необдуманно писать за лектором всё, что успевает. При этом, не владея стенографическими умениями, что приводит иногда к комическим конспектам;
- лекция это чаще монолог, а любой монолог начинает притуплять внимание слушателей и их возрастные особенности не сыграют здесь особенной роли, лишь только увелича время качественного и продуктивного внимания к материалу;
- преподаватель на лекции является абсолютным авторитетом, особенно в глазах слушателей курсов, поэтому любые его мысли, высказывания, точки зрения воспринимаются ими как непререкаемая истина, а это, в свою очередь, отбивает вкус у слушателей курсов к поиску истины, к желанию дискутировать и искать себя в науке;
- при достаточно большой аудитории слушателей сложно подобрать уровень сложности содержания лекции, то есть один из ведущих принципов обучения – принцип личностно – ориентированного обучения здесь не сможет работать;
- невозможность проконтролировать работу слушателей. Лекция чаще проходит в поточной аудитории, лектор с кафедры, в процессе чтения лекции не всегда может видеть, что лекция и не конспектируется и не слушается некоторыми индивидами. Если преподаватель (что допускается) при чтении лекции будет ходить по лекционной аудитории, у него может сбиться дыхание, что может отразиться уже на качестве лекции;
- по результатам исследований психологов и педагогов при выявлении остаточного уровня знаний после лекции, он оказался на много ниже, чем в результате творческих работ, семинарских и практических занятий;
- в большой аудитории сложно следовать принципу личностно – ориентированного обучения, а значит и индивидуального общения не получится;
Любой вид занятия всегда будет вызывать споры в научной среде, но без этого и не существует науки. При всей разноголосице в споре о необходимости лекции в системе дополнительного профессионального образования или отказа от таковой, опыт педагогической деятельности показывает, что отказаться от нее невозможно и ни в коем случае нельзя. Иначе это может разрушить чёткую системность и последовательность учебного процесса, что в конечном итоге приведёт к падению качества обученности в системе дополнительного профессионального образования.
Лекция призвана реализовывать целый ряд компетенций и выполнять определённый перечень функций.
Перечислим функции лекции:
- направляющая – организационная. Именно на лекции преподаватель и рассказывает о своих требованиях и на протяжении работы на лекции преподаватель настраивает аудиторию под себя, под свои требования и под специфичные требования дисциплины;
- информационная. Одна из ведущих функций лекции, потому что именно лекция способствует передаче слушателям основного содержания дисциплины и является неким теоретическим основанием, «скелетом» для дальнейшего увеличения массива информации (самостоятельное изучение, семинары, практические и лабораторные работы);
- системная. Лекция, как один из видов занятия в дополнительном профессиональном образовании занимает своё место в целостной образовательной системе. Рекомендации по процентному соотношению лекций в учебном процессе, количество лекций обозначено в учебном плане образовательной организации, чётко прописаны темы лекции , их последовательность и количество часов на данный вид работ в рабочей программе и тематическом плане;
- объяснительная. Некоторые темы или разделы дисциплины являются сложными для самостоятельного изучения слушателями как при подготовке к семинару, практике или при подготовке к зачёту, экзамену, поэтому лектор преподнесёт материал, несколько упростив его, снабдив личностно – значимыми примерами;
- мировоззренческая – убеждающая. Заинтересованный, целеустремлённый лектор со свойственной ему эмоциональностью, искренней верой в то, что он говорит уже на первых лекция выстраивает мировоззрение слушателей или хотя бы создаёт условия для формирования такового;
- методическая. Метод с греческого переводится «путь», так вот преподаватель – лектор на протяжении всей работы со слушателями на лекции прокладывая путь, указывает наиболее важные направления изучения дисциплины, акцентирует внимание слушателей на определённых вопросах и темах, заранее зная с какими трудностями и на каких этапах столкнуться в данной дисциплине они;
- воспитательная. Помятуя о том, что образование это всегда двуединый процесс, связывающий обучение и обязательно всегда воспитание, несомненным является то, что лекция, как и другие виды и формы обучения включает в себя реализацию воспитательных целей;
«Чем лучше человек развит духовно, тем сложнее навязать ему какой – либо диктат: политический, религиозный или нравственный.
Такой человек делает свой выбор осознано, в рамках наличной необходимости» – считает автор Волошина В. А.
- воспитательная функции с позиции профессиональной специализации. Один из аспектов воспитательной функции всегда является сегмент социализации и адаптации человека, в данном случае этап социализации индивидуума в дальнейшем росте в профессиональной сфере.
- проблемно – развивающая. Очень часто, особенно молодые преподаватели представляют лекцию, как трансляцию уже готового материала и это заблуждение. Преподаватель на лекции может ставить проблемы по темам, может поднимать проблемы дисциплины, у которых нет однозначного решения, а это, в свою очередь сподвигнет слушателей к поиску, а значит саморазвитию.
- научно – исследовательская. Преподаватель на лекции закладывает не только основы возможных будущих исследований в рамках данной дисциплины, но и обучает методам научного исследования, рассказывает о методах анализа собственного опыта и научных исследований своих коллег.
- активизирующая. Данная функция способствует раскрытию творческого потенциала личности слушателя. Интересными в этом смысле представляются работы А. Н. Котляревича и Н. В. Свиридовой. [7; 12 с. 8, 53]
Педагогическая деятельность в сфере дополнительного профессионального образования чётко регламентирована, хоть и считается, что здесь должно быть много творчества. При всём при этом, необходимо придерживаться определённых регламентирующих установок, в данном случае рассмотрим перечень примерных требований к лекции.
- преемственность материала как в плане логике содержания, так и в плане сложности;
- внутри предметные и меж предметные связи;
- научность лекции, особенно инновационных подходов;
- лекция должна быть эмоциональной и убедительной;
- высокая и качественная информативность;
- обязательно приведение примеров и аргументов;
- личностно – ориентированный характер лекции;
- использование методов и приёмов, которые помогают активизировать мыслительную деятельность слушателей;
- использование наглядности (интерактивные доски, компьютеры, электронные пособия);
- подача материала и его содержательная часть должны быть доступными для понимания слушателей, то есть личностно – ориентированными;
- материал лекции – это годами нарабатываемый пласт, поэтому никогда лекция не должна напоминать учебник;
- лекция должна читаться филологически грамотным языком;
- использование понятийного аппарата не только конкретной дисциплины, но и узко профессиональные;
- обоснование актуальности дисциплины для будущего профессионального развития слушателей.
В дополнительном профессиональном образовании лекция как форма организации обучения и сегодня занимает ведущую информационную и обучающую роль в процессе преподавания дисциплины. Лекторы стараются на своих занятиях следовать различным инновационным подходам, использовать новые приёмы и методы для повышения качества современной лекции, воздействовать на слушателей с позиции воспитания.
Таким образом, подводя окончательный итог статьи, хотелось бы особо подчеркнуть, что лекция, как форма организации обучения и сегодня является важным этапом в процессе обучения в системе дополнительного профессионального образования, являясь при этом ведущим и направляющим звеном в системе дополнительного профессионального образования.
Библиографический список
- Ключевский В. О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. – М.: Мысль, 1993 – 415 с.;
- Бордовская, Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2013. –304 с.;
- Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ.ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
- Ильин И. Путь к очевидности. – М., АСТ, 2007 (с 221) – с. 103
- Ломоносов М. В. О воспитании и образовании / Сост. Т. С. Буторина. М., «Педагогика», 1991 г 344с ) – с 176;
- Волошина В. А. Культурологическое знание: новые вызовы//Научно исследовательские публикации, 2017 № 2 – с.78 – 81;
- Котляревич А. Н. Место педагогических умений в профессиональной деятельности: опыт критического анализа/ сб. Исторический опыт, современные проблемы и перспективы образовательной и научной деятельности в области обеспечения пожарной безопасности на конференции 18-19 октября 2018 г .с.24 (с 352)
- Свиридова Н. В. Постнеклассическая культура нравственного бытия пожарного / сб. Исторический опыт, современные проблемы и перспективы образовательной и научной деятельности в области обеспечения пожарной безопасности на конференции 18-19 октября 2018 г .с.53 (с 352)