ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Нестерова Алеся Александровна
Уральский государственный экономический университет

Аннотация
В данной статье рассматривается основное понятие права собственности и его регулирование.

Ключевые слова:


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Нестерова А.А. Понятие муниципальной собственности // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/11/25310 (дата обращения: 21.02.2024).

Право собственности это одна из основ любого вида экономики. Развитие государства зависит от развития в сфере осуществления собственности и его правового регулирования.

Соотношение форм собственности, отношений между государством и субъектами экономики определяют экономическую систему. Собственником имущества могут выступать несколько субъектов, по виду субъектов проводиться классификация собственности.

Конституция Российской федерация, в части 2 статьи 8 определяет: В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»
Такую же позицию занимает гражданское законодательство. В статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации прописаны формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные виды. Больше всего в нашей стране объектов частной собственности.

Частная собственность в основном относится к частным и юридическим лицам.
Частная собственность выступает основой экономической системы, и находиться в частной собственности может любое имущество, за исключением некоторых категорий, которые согласно законодательству не могут находиться в частной собственности.

Для, лучшего понимания значимости частной собственности, подчеркнем, что из всех видов собственности на объекты, именно частная собственность составляет 90%. Оставшиеся 10% принадлежат публичным органам власти. В нашей стране это Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования.

Гражданским кодексом указана возможность участия органов публичной власти в гражданско-правовых отношениях наравне с другими участниками. К муниципалитетам и субъектам применяются те же нормы права, что и к юридическим лицам, если иное не предусмотрено в законодательстве.

Муниципальные образования, как юридические лица приобретают, отчуждают права в отношении собственности.
На государственном уровне правами собственника на имущество обладает Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Согласно законодательству органы государственной власти отделены от органов местного самоуправления, и следовательно, государственная собственность и муниципальная собственность, это два разных понятия. Но не стоит забывать, что под государством понимается не только Российская федерация, но и субъекты, входящие в ее состав, таким образом, государственная собственность бывает двух видов:

  • Собственность Российской Федерации;
  • Собственность субъектов Федерации.

Еще одним видом собственности, является муниципальная собственность.
Муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее муниципальному образованию на праве собственности.
Один из исследователей представляет муниципальную собственность как «как систему отношений по присвоению населением муниципального образования средств производства и предметов потребления, совместному владению, пользованию и распоряжению природными условиями, производственной и социальной инфраструктурой в целях обеспечения экономического роста и воспроизводства социально-экономической системы» [3, 268]

Ценность муниципальной собственности можно определить уровнем дохода от использования собственности, поступающего в бюджет муниципалитета. В современном финансово-кредитном словаре дается такое понятие: «Муниципальная собственность — имущество, находящееся в распоряжении, ведении муниципальных органов власти, местных органов управления» [6, 257].

Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Гражданское законодательство и другие нормативные акты определяют порядок владения, использования и распоряжения муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность состоит из сложных объектов, которые предназначены для осуществления деятельности направленной на решения местных вопросов, и круг этих вопросов может быть очень широким. В основном эти вопросы связаны с экономическим развитием, повышением качества городской инфраструктуры, повышение уровня социального обслуживания, развитие бизнеса.

В российском законодательстве закреплены особенности муниципальной собственности.
Так согласно законодательству, муниципальные образования независимы друг от друга в области управления собственностью, и в гражданских правоотношениях выступают как индивидуальные субъекты. Согласно законодательству, государство не имеет права распоряжаться муниципальным имуществом.

Гражданский кодекс устанавливает порядок приватизации собственности, но не определяет объекты приватизации.
Следовательно, Российская федерация и субъекты федерации не будут отвечать по обязательствам муниципальных образований, а муниципальные образования не отвечают по обязательствам Российской федерации и субъектов, исключением является, только если одна из сторон выступает гарантом для другого субъекта отношений.
Именно муниципальная собственность выступает источником неналоговых доходов в бюджет муниципалитета, а так же является инструментом социальной защиты населения на территории муниципалитета.

Большая часть муниципального имущества направлена на осуществлений муниципальных услуг, оплата которых происходит не населением а бюджетом муниципального образования, таким образом подобная собственность не может выступать как основная база доходов бюджета местного самоуправления.

Но в нашей стране подавляющие число муниципалитетов имеет большую долю муниципального имущества, и доход от использования муниципального имущества очень высок, таким образом, необходимо не ликвидировать имущество, а повышать уровень эффективности его использования.

Использование имущества муниципального образования, в основном направлено на решение важных вопросов местного значения.

Рассмотрим задачи местного самоуправления:

  • Проведение инвентаризации имущества муниципального образования;
  • Создание муниципальной казны;
  • Создание доступного информационного пространства.

В гражданском кодексе прописано, что объекты муниципальной собственности делятся на следующие виды:
Имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении у муниципальных предприятий. Муниципальные предприятия, создаются для предоставления населению необходимых материальных и не материальных благ.

Имущество, входящее в муниципальную казну. В казну входит муниципальный бюджет, объекты движимого и недвижимого имущества которые находятся в ведении муниципалитета.

«Управление муниципальной собственностью представляет собой вид деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности в целях максимального обеспечения услугами населения муниципального образования» [8, 67].

Основные функции муниципальной собственности в области экономического и социального развития города является:

  • Обеспечение деятельности муниципалитета и хозяйственного комплекса;
  • Получение дохода от использования муниципальной собственности;
  • Развитие социальной сферы;
  • Обеспечение деятельности основных учреждений: культуры, спорта, здравоохранения, образования;
  • Развитие и содержание инженерной инфраструктуры;
  • Развитие предпринимательства.

Говоря о эффективном использовании имущества муниципалитета, можно понимать соответствие направления использования объектов муниципальной собственности как сложной системы. Эффективность можно оценить с точки зрения рациональности размещения объектов с учетом специфики местности и уровня развития района, где он размещен. Так же необходимо учитывать требования к безопасности и эконоличности.

Повышение эффективности можно обеспечить, проводя следующие мероприятия:

  • Повысить уровень дохода от объектов приносящих неналоговые отчисления в бюджет, например за счет аренды;
  • Снижение расходов на содержание объектов муниципальной собственности.

Обе указанные области решаются как комплексно, так и независимо друг от друга. В случае если увеличивают доходность одной группы объектов и снижают расход на другие, необходимо увеличить количество объектов приносящих доходы в муниципальный бюджет, и наилучший выход это сократить количество объектов, на которые идут наибольшие расходы.

Исходя из всей рассмотренной выше информации, можно сделать определенные выводы:

  • За счет муниципальной собственности обеспечивается высокий уровень жизни на территории муниципалитета;
  • Муниципальная собственность выступает в двух связанных друг с другом проявлениях: как имущественный комплекс и как экономический комплекс;
  • Муниципальная собственность используется для реализации интересов муниципалитета;
  • Муниципальная собственность позволяет населению участвовать в процессе управления имуществом муниципалитета;
  • Некоторые объекты муниципальной инфраструктуры работают на коммерческой основе, укрепляя доходную часть городского бюджета.

Таким образом, муниципальная собственность включает в себя объекты хозяйственного, социального и экономического назначения, находящихся на территории муниципалитета. От уровня развития муниципальной собственности и ее эффективного использования зависит качество жизни селения муниципалитета.


Библиографический список
  1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации: [Принята общенародным голосованием в 1993г.] // Российская газета. — 1993. — № 248;
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016);
  3. Игнатов В. Г., Рудова В. В. Местное самоуправление. 2_е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д., 2003;
  4. Леви А. Эффективное управление муниципальной собственностью // Муниципальная власть. 2005. № 9–1;
  5. Пескова. А. Публично-правовые способы возникновения права муниципальной собственности: особенности осуществления // Журн. Муниципальная экономика — 2012 — № 1(49) — с.48–54;
  6. Современный финансово-кредитный словарь / Под общ.ред. М. Л. Лапусты, П. С. Никольского. 2_е изд., доп. — М., 2002. VI. С. 257.;
  7. Щепачев В. А. Проблемы регулирования имущественных правоотношений с участием органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право № 18 от 27.08.2008г.


Все статьи автора «Нестерова Алеся Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: