Система управления, существующая в нашей стране, хоть и направлена на решение социальных и экономических проблем, не всегда с этим справляется. К сожалению управление муниципальной собственностью в нашей стране сопровождается рядом отрицательных проявлений:
- Многие городские компании приносят низкий доход;
- Учреждения, требующие множества финансовых вливаний не оправдывают их;
- Большая часть бюджета состоит из федеральных и региональных дотаций;
- Обеспечение, населения социальными услугами чаще всего ниже установленных стандартов.
Независимость органов местного самоуправления во многом решается, повышением эффективности управления муниципальной собственностью.
В роли субъектов подведомственных городскому округу выступают: население, органы местной власти, муниципальные предприятия. Причем условия взаимодействия всех этих субъектов зависят от развития экономики города, а так же от уровня развития предпринимательства, доходов предприятий, уровня инвестиционной привлекательности и т.д.
Под эффективным управлением городской собственностью понимается действенное социально направленное управление субъектами муниципального имущества и принадлежность субъектов хозяйствования в области реализации городских и общественных интересов.
Наиболее актуальными недостатками является:
- Недостаток нормативно-правовогорегулирования управления муниципальной собственностью;
- Большая часть бюджета дотационная;
- Отсутствие механизмов управления муниципальной собственностью;
- Эффективное управление муниципальной собственностью должно обеспечивать реализацию следующих целей:
- Поднятие доходности имущества находящегося в муниципальной собственности;
- Повышение социальной эффективности от муниципальной собственности;
- Оптимизация имущества для роста муниципальной экономики.
Для осуществления поставленных целей необходимо решить ключевые задачи:
- Учет прибыли в бюджет;
- Совершенствование системы управления муниципальной собственности.
Решить поставленные задачи может совокупность мероприятий по развитию и привлечению инвестиций.
При нормировании государственной и муниципальной собственности необходимо учесть следующее:
- В государственную или муниципальную собственность не может входить объект, который не может быть привлечен к осуществлению публичных нужд;
- Объекты, входящие в муниципальную собственность, не могут быть источником прибыли;
Необходимо учитывать особенности передачи имущества между разными уровнями власти. А так же необходимо учитывать особенности управления имуществом на разных уровнях власти, при передаче имущества из государственной в муниципальную собственность или на оборот:
- Перераспределение имущества происходит на безвозмездной основе, так как это имущество предназначено для осуществления интересов населения;
- Переназначение имущества производиться исключительно в случаях ликвидации, какого либо территориального образования;
- Процедура передачи и перераспределения носит обязательный характер;
Вывод из всего выше представленного состоит в том, наиболее важными проблемами снижающими эффективность использования муниципальной собственности заключаются:
- Недостаток нормативно правовой базы;
- Не соответствие между возможностями местных муниципалитетов и материальными ресурсами;
- Предоставление социальных услуг ниже социальных стандартов.
- Для решения этих проблем существуют несколько путей:
- Разделение бюджета по целевой направленности;
- Создание условий для привлечения сторонних инвестиций;
- Разделение возможностей органов государственной власти и органов местно самоуправления в сфере управления муниципальной собственности.
Библиографический список
- Гражданский кодекс РФ (Ч.I) от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – №32 от 05 декабря 1994г., ст.3301.
- Ахунов Р.Р. Проблемы формирования сбалансированного пространства Республики Башкортостан / Р.Р. Ахунов, Ю.С. Токтамышева, А.Д. Мухаметова и др. // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2016. – №6. – с.9-15.
- Рабцевич А.А. Депрессивные муниципальные образования в процессе инновационного развития региона // Проблемы устойчивого развития российских регионов: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 16 мая 2014г. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. – с.266-269.
- Рабцевич А.А. Инициативность населения как фактор инновационного развития региона // Начало в науке: материалы Всероссийской научно-практической конференции школьников, студентов, магистрантов и аспирантов, 18-19 апреля 2014г. Ч.3. – Уфа: Аэтерна, 2014. – с.36-38.
- Рабцевич А.А. Муниципальный рынок труда: сущность и особенности регулирования // Дни науки – 2016: Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 14-18 марта 2016г. Ч.1. – Новосибирск: СибУПК, 2016.- с.112-116.
- Суязова Т.А. Формирование системы эффективного управления муниципальной недвижимостью: Автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Суязова Татьяна Александровна. – СПб., 2006. -18с.
- Шаломенцева Е.Г. Совершенствование процесса управления муниципальной собственностью в условиях реформы местного самоуправления в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05/ Шаломенцева Елена Геннадьевна. – М., 2004. -15 с.
- Юсупов К.Н. Проблемы развития регионов Приволжского Федерального округа: государственная собственность, диспропорции, накопление капитала: монография / К.Н. Юсупов, Р.Р. Ахунов, Р.А. Уразаев, Р.И. Рафиков и др. – Уфа: БашГУ, 2013. – 68с.
- Янгиров А.В. Оценка эффективности управления в муниципальных образованиях (на примере Республики Башкортостан) / А.В. Янгиров, Э.Х. Самигуллина // Вестник ВЭГУ. – 2011. – №1. – с.74-87