ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Журавлева Ксения Андреевна
Уральский государственный экономический университет

Аннотация
Маркетинговый подход в управлении регионами содействует подбору приоритетных стратегических направлений развития, формированию структуры хозяйства в соответствии с потребностями общества, наиболее рациональному применению ресурсов. Маркетинг территорий – это один из инструментов инновационного развития регионов.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Журавлева К.А. Территориальный маркетинг как инструмент инновационного развития региона // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/10/25236 (дата обращения: 22.02.2024).

Формирование и продвижение страны нельзя рассматривать в отрыве от ее регионов. Многие регионы России сегодня находятся в жесткой конкуренции за приток ресурсов (инвестиционных, информационных, туристических, кадровых, инновационных, экологических и др.), возможности их эффективного использования и управления. В выигрышном положении будут те, кто уже думает об имидже, позиционировании и управлении лояльностью жителей, инвесторов, предпринимателей, туристов и т. д.

Развитие рыночных отношений потребовало от производителей боле глубокого изучения рынков сбыта, потребностей и запросов покупателей. В развитии этой потребности возник маркетинг. Маркетинг-вид деятельности и целая система территориальных и методологических знаний, позволяющие оптимально удовлетворить потребительский спрос посредством обмена [1].

Маркетинговый подход в управлении регионами содействует подбору приоритетных стратегических направлений развития, формированию структуры хозяйства в соответствии с потребностями общества, наиболее рациональному применению ресурсов.

Задачей регионального маркетинга является эффективное использование существующих, а также создание новых выгод для привлечения в регион экономических агентов, способных улучшить благосостояние его жителей.

Региональный маркетинг является эффективным инструментом социально-экономического развития.

Региональные маркетинговые программы формируются на основе следующих принципов:

- продвижение региона как места для реализации различных проектов, основанное на знании и прогнозировании потребностей экономики, нынешних условий и способностей региона;

- эффективное решение региональных экономических проблем;

- направленность на долгосрочное устойчивое развитие;

- влияние на формирование потребностей и поведение субъектов на инвестиционном рынке.

Маркетинг территорий – это один из инструментов инновационного развития регионов. Территориальный маркетинг – это маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория. В связи с этим можно выделить:

Маркетинг территорий, объектом внимания которого выступает территория в целом, осуществляется как внутри, так и за ее пределами;

- маркетинг на (внутри) территориях, объектом внимания которого является отношения по поводу конкретных товаров, услуг и др., осуществляемый в пределах территории [2].

Сегодня основными субъектами территориального маркетинга являются: территориальные органы власти и управления, которые привлекают и координируют усилия всех потенциальных субъектов территориального маркетинга:

- некоммерческие организации (спортивные общества и федерации, национальные землячества и профессиональные союзы);

- коммерческие организации (туристические операторы и агенты, авиакомпании, объекты гостеприимства и досуга, торговые и промышленные предприятия;)

- частные лица (известные мастера народных промыслов, носители самобытной культуры и языков);

- структуры, локализованные на территории, которые проявляют активность, действуют в общественных интересах, не стремятся к прямому получению прибыли и главной целью своей деятельности считают успешное социально-экономическое развитие территории для комфортного проживания ведения деятельности [2]

Конкретным инструментом реализации концепции маркетинга в регионе выступает коммуникация между администрацией, бизнесом и гражданами. Её задача состоит в формировании распространении и поддержании имиджа среди представителей избранных целевых групп с целью превращения их из возможных в вероятных, а затем и реальных клиентов.

Возрастающий интерес к теме маркетинга не случаен. Регионы как экономические, научные, культурные центры становятся притягательными для инвесторов, представителей бизнеса. Только как привлечь к своему региону больше внимания? К примеру, крупный производитель сто раз подумает, прежде чем выберет регион для расширения производства. На «чаше весов» будет и инвестиционный климат, и влияние административного ресурса, и кадровое обеспечение территории. Получается, чтобы соответствовать запросам времени, поддерживать свою привлекательность, регионам приходится как переходить на инновационные пути управления, усиленно работать над своим имиджем.

Работы в рамках регионального маркетинга формируют уникальный информационный ресурс территории, который можно считать ее конкурентным преимуществом.

Региональный маркетинг является неотъемлемой частью разработки и реализации долгосрочной концепции комплексного развития экономики и социальной сферы территории, постепенного устранения негативных явлений и решения социально-экономических проблем.

Концепция регионального маркетинга требует ориентации всех управленческих структур, ответственных за судьбу региона и предприятий на потребности целевых групп потребителей товаров и услуг, а также создать лучшие конкурентные преимущества по сравнению с другими территориями для оптимального удовлетворения всех категорий потребителей.

В заключение хочется отметить, что территориальный маркетинг – один из самых востребованных инновационных инструментов, способный содействовать развитию региона. Однако далеко не все регионы эффективно используют имеющийся у них потенциал. Хозяйствовать «на глаз» становится накладно: так все инвесторы могут «уплыть» к соседям. Научиться управлять своими ресурсами – вот чему служит территориальный маркетинг. И дальнозоркие, стратегически мыслящие руководители уже осознали его преимущество.


Библиографический список
  1. Из материалов Гильдии маркетологов; интернет портал URL: http://www.marketologi.ru
  2. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий: Учебник. – СПб.: Питер, 2006.


Все статьи автора «Журавлева Ксения Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: