Формирование и продвижение страны нельзя рассматривать в отрыве от ее регионов. Многие регионы России сегодня находятся в жесткой конкуренции за приток ресурсов (инвестиционных, информационных, туристических, кадровых, инновационных, экологических и др.), возможности их эффективного использования и управления. В выигрышном положении будут те, кто уже думает об имидже, позиционировании и управлении лояльностью жителей, инвесторов, предпринимателей, туристов и т. д.
Развитие рыночных отношений потребовало от производителей боле глубокого изучения рынков сбыта, потребностей и запросов покупателей. В развитии этой потребности возник маркетинг. Маркетинг-вид деятельности и целая система территориальных и методологических знаний, позволяющие оптимально удовлетворить потребительский спрос посредством обмена [1].
Маркетинговый подход в управлении регионами содействует подбору приоритетных стратегических направлений развития, формированию структуры хозяйства в соответствии с потребностями общества, наиболее рациональному применению ресурсов.
Задачей регионального маркетинга является эффективное использование существующих, а также создание новых выгод для привлечения в регион экономических агентов, способных улучшить благосостояние его жителей.
Региональный маркетинг является эффективным инструментом социально-экономического развития.
Региональные маркетинговые программы формируются на основе следующих принципов:
- продвижение региона как места для реализации различных проектов, основанное на знании и прогнозировании потребностей экономики, нынешних условий и способностей региона;
- эффективное решение региональных экономических проблем;
- направленность на долгосрочное устойчивое развитие;
- влияние на формирование потребностей и поведение субъектов на инвестиционном рынке.
Маркетинг территорий – это один из инструментов инновационного развития регионов. Территориальный маркетинг – это маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория. В связи с этим можно выделить:
Маркетинг территорий, объектом внимания которого выступает территория в целом, осуществляется как внутри, так и за ее пределами;
- маркетинг на (внутри) территориях, объектом внимания которого является отношения по поводу конкретных товаров, услуг и др., осуществляемый в пределах территории [2].
Сегодня основными субъектами территориального маркетинга являются: территориальные органы власти и управления, которые привлекают и координируют усилия всех потенциальных субъектов территориального маркетинга:
- некоммерческие организации (спортивные общества и федерации, национальные землячества и профессиональные союзы);
- коммерческие организации (туристические операторы и агенты, авиакомпании, объекты гостеприимства и досуга, торговые и промышленные предприятия;)
- частные лица (известные мастера народных промыслов, носители самобытной культуры и языков);
- структуры, локализованные на территории, которые проявляют активность, действуют в общественных интересах, не стремятся к прямому получению прибыли и главной целью своей деятельности считают успешное социально-экономическое развитие территории для комфортного проживания ведения деятельности [2]
Конкретным инструментом реализации концепции маркетинга в регионе выступает коммуникация между администрацией, бизнесом и гражданами. Её задача состоит в формировании распространении и поддержании имиджа среди представителей избранных целевых групп с целью превращения их из возможных в вероятных, а затем и реальных клиентов.
Возрастающий интерес к теме маркетинга не случаен. Регионы как экономические, научные, культурные центры становятся притягательными для инвесторов, представителей бизнеса. Только как привлечь к своему региону больше внимания? К примеру, крупный производитель сто раз подумает, прежде чем выберет регион для расширения производства. На «чаше весов» будет и инвестиционный климат, и влияние административного ресурса, и кадровое обеспечение территории. Получается, чтобы соответствовать запросам времени, поддерживать свою привлекательность, регионам приходится как переходить на инновационные пути управления, усиленно работать над своим имиджем.
Работы в рамках регионального маркетинга формируют уникальный информационный ресурс территории, который можно считать ее конкурентным преимуществом.
Региональный маркетинг является неотъемлемой частью разработки и реализации долгосрочной концепции комплексного развития экономики и социальной сферы территории, постепенного устранения негативных явлений и решения социально-экономических проблем.
Концепция регионального маркетинга требует ориентации всех управленческих структур, ответственных за судьбу региона и предприятий на потребности целевых групп потребителей товаров и услуг, а также создать лучшие конкурентные преимущества по сравнению с другими территориями для оптимального удовлетворения всех категорий потребителей.
В заключение хочется отметить, что территориальный маркетинг – один из самых востребованных инновационных инструментов, способный содействовать развитию региона. Однако далеко не все регионы эффективно используют имеющийся у них потенциал. Хозяйствовать «на глаз» становится накладно: так все инвесторы могут «уплыть» к соседям. Научиться управлять своими ресурсами – вот чему служит территориальный маркетинг. И дальнозоркие, стратегически мыслящие руководители уже осознали его преимущество.
Библиографический список
- Из материалов Гильдии маркетологов; интернет портал URL: http://www.marketologi.ru
- Панкрухин А.П. Маркетинг территорий: Учебник. – СПб.: Питер, 2006.