НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И «АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА»

Питерская Снежана Эдуардовна1, Чаплыгин Алексей Сергеевич2
1Забайкальская краевая универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина, заведующая отделом иностранной литературы и межкультурных коммуникаций
2Забайкальский государственный университет, студент 3 курса направления подготовки «РСО»

Аннотация
В данной статье анализируется вопрос национальной идентичности в рамках «американской мечты».

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Литературоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Питерская С.Э., Чаплыгин А.С. Национальная идентичность и «американская мечта» // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/01/24792 (дата обращения: 26.02.2024).

«Американская мечта» – совокупность идеалов, убеждений и жизненных воззрений, свойственных американскому обществу.

Зарождение американского государства, американской нации и «американской мечты» неразрывно связано с пуританским компонентом. Беркович С. считает, что именно пуританские идеи оказали значительное влияние на становление «американскости»: «колониальный пуританский миф объединил самоутверждение индивида и общества и тем самым поддержал идею особого американского пути»[1].

Изначально большая часть  пуритан стали переезжать в Америку в поисках свободы вероисповедания. Гринфилдс  Л. отмечает что «важную роль в становлении американского национального сознания сыграл религиозный фактор». Однако, не все исследователи придерживаются точки зрения, что причиной переселения пилигримов послужил религиозный мотив, как считает  Бурстин Д.  главной причиной переселения была не религиозная, а, скорее, социальная мотивация. Пуританам в Америке, гораздо важнее было «утвердить свой общественный порядок…нежели избежать преследований за убеждения» [2]. Точку зрения Бурстинас Д. разделяет и ученый полагает Перри Б., «их доктрина не была религиозной, но социальной и политической» [3].

Пуритане, приехавшие на новый континент  считали себя продолжателями целого ряда религиозных, философских, политических и социальных ценностей, которые они намеревались воплотить  в жизнь.

Основу пуританского мышления составляют идеи Кальвина по реформации и «очищению» церкви. По мнению Томаса Шепарда и Джона Олина, не только видели в своей миграции переход от развращенных церквей к непорочным, они также думали о ней как об «установлении священного благосостояния»также думали о ней как об «установлении

священного благосостояния» [4].   С другой стороны, помимо требования заменить католические начала протестантскими, упростить церковные обряды и церковную службу, помимо того, что в Америке они получат свободу вероисповедания, пилигримы верили в то, что они являются преемниками «племен, которые сорок лет бродили по пустыне, после того, как покинули Египет и образовали нацию Израиля…» [5].

Идеальным государством пуритане видели  теократическое государство. «Американская мечта» состоит из двух концепций: американской избранности и понимания особой миссии Америки.  Пуритане считали себя исключительным народом и видели божественное предначертание своей страны.  Концепция особого пути Америки  была впервые сформулирована в журнале «Democratic Review» Дж. О’Салливаном. В результате синтеза двух концепций Дж. О’Салливан высказал мысль о том, что Новый Свет явил собой новую веху в истории и развитии человечества. Данная идея была широко распространена среди политических, религиозных и культурных деятелей, которые зачастую нивелировали свою национальную принадлежность.

На рубеже 19-20 вв. возрос поток иммигрантов из Старого Света,  среди которых были выходцы  из Восточной Европы. Большинство из них осталось в Америке и приняло новый образ жизни, что определило формирование «плавильного котла». Принцип «плавильного котла»заключался в том, что представители разных наций, прибывая  в Америку, погружались в местную  культуру и приобретали новые взгляды и ценности.

Идеи трансцендентализма и свободы,  а также мечта о земном рае, уступила место  материальной прерогативе. Первопроходцы не являлись носителями культуры и та цивилизация, которую они привезли с собой не могла существовать в условиях фронтира.

Национальная идентичность была сформирована в результате синтеза культур и традиций разных расово-этнических групп. Национальная идентичность представляет собой воплощение идеального американца, которая базируется на идеологических постулатах. Идентичность в США заключается в единых политических взглядах, а не языке, культуре и обычаях. Американцы называют себя нацией следуя принципам свободы, равенства и самоуправления, прописанными в Конституции. Американская нация в силу своей универсальности открыта для тех, кто хочет стать американцем.

Иммиграция послужила базой для формирования национальной идентичности, которая объединила в себя американские ценности, мировоззрение и убеждения. Культурное многообразие стало следующим этапом в становлении национальной идентичности: в процессе ассимиляции расово-этнические образования сохраняли свою самобытность и традиции.

Национальная идентичность отождествляется с политическими взглядами, мышлением в отличие от этнической принадлежности, которая более тесно связана с традицией и культурой своего народа. Нередко этническая идентичность вступает в противоборство с национальной. Национальная идентичность полностью подавляет этническую, что приводит к внутреннему конфликту индивида, который находится в пограничном состоянии между  исходной принадлежностью к определенному этносу и положением члена американского общества.

Америка представляет собой полиэтническое государство,  в котором сосуществуют многообразные расово-этнические общности. В данном контексте социальный феномен мультикультурализма способствует урегулированию конфликтов, неизбежно возникающих в результате взаимодействия расово-этнических структур.

«Американская мечта», как и всякий общенациональный миф, подразумевает как саму страну и ее народ, так и    определенные жизненные установки и особенности менталитета.

Американская нация представляет собой сравнительно молодую расово-этническую группу, включающую в себя не полностью ассимилированные  этнические и национальные принадлежности. Формирование ядра американской нации началось в конце 18 в. И продолжалось на протяжении двух столетий. В ходе данного процесса происходило слияние  многообразных этнических структур в гомогенную нацию.


Библиографический список
  1. Попова  М.К. Национальная идентичность и ее отражение в художественном сознании.  / Воронеж,2004
  2. Бурстин Д. Американцы: колониальный опыт./Москва 1993.
  3. Perry B. The American Spirit in Literature, A Chronicle of Great Interpereters / Oxford University Press, 1991.
  4. Коновалова, Ж.Г. Пуританский компонент «американской мечты» / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. — 2010.—  № 2.
  5. Cullen J. The American Dream: A Short Story of an Idea that Shaped a Nation / Oxford University Press, 2003.


Все статьи автора «Питерская Снежана Эдуардовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: