Лоббизм – это термин, который означает оказание воздействия на членов органов государственной власти со стороны организаций и физических лиц с целью побуждения первых к принятию тех или иных решений и законодательных актов. В кабинетах для неофициальных встреч английского парламента, лица из членов заинтересованных организаций вели переговоры с парламентариями относительно утверждения или отклонения того или иного закона. Этот процесс зачастую сопровождался подкупом. В отличие от Англии, в США в 1946 был принят закон о лобби. Согласно данному закону, лоббист мог быть официально зарегистрирован, после чего осуществлял на законном основании свою деятельность.
Во времена СССР специальных лоббистских организаций и лоббистского законодательства не было, впрочем, как и сейчас. Однако в то время, лоббизм рассматривался исключительно как американское явление, причём отношение к нему было крайне негативным. Такое отношение к лоббизму сохранилось и по сей день и по сей день не было выработано четкой нормативной базы, регулирующую деятельность лоббистов.
Можно выделить три формы лоббизма:
1. Открытое давление на органы государственной власти путем организации массовых петиций, писем; как правило организовывается общественными деятелями, политическими партиями, общественно-политическими движениями и лидерами мнений.
2. Подкуп или шантаж чиновников с целью побуждения к принятию выгодного для лоббиста решения.
3. Закрытая работа с чиновниками при участии большого числа экспертов и консультантов.
В настоящее время в РФ формы взаимодействия групп граждан и власти в значительной степени имеют сокрытый характер, который подвержен опасности коррупции.
В настоящий момент институт лоббирования законодательного процесса в Российской Федерации находится на стадии развития. В последнее время лоббизму стали уделять всё большее внимание. Об этом свидетельствуют публикации в средствах массовой информации, в общественно-политической и научной периодике [1, c. 24-33.]
В реалиях Российской Федерации в роли лоббистов могут выступать граждане, специфика работы и профессии которых близка к юриспруденции или непосредственно с ней связана. Например это адвокаты и «свободные» юристы, обслуживающие коммерческие организации и предприятия. Предпочтение именно этой категории специалистов обуславливается во-первых их профессиональной юридической подготовкой и практикой, а во-вторых тем, что они легально действуют на правовом поле. Однако безусловно, что чиновники из различных государственных ведомств, у которых остались связи в федеральных органах государственной власти могут с большим успехом выполнять данную работу.
Нельзя исключать возможность лоббистской деятельности различных федеральных и региональных чиновников и должностных лиц. Имеется огромная прослойка «служивых» специалистов, которые готовы оказать различные услуги, в том числе и по лоббистской части. Многие бывшие чиновники имеют свои интересы в федеральных органах государственной власти и не всегда эти интересы благие. Наверняка определенная часть из них занимается лоббированием, что видно невооруженным взглядом. Данное утверждение зачастую подтверждается статьями газет и официальных интернет-ресурсов, а не просто стереотипами. Другими словами, лоббистская деятельность нуждается в регулировании. Эта область политической жизни должна быть максимально открытой. Пока же законопроект не нравится не только лоббистам, но и юристам и общественным объединениям.
Практически можно констатировать, что в российских правящих кругах уже появились различные организации, партии и группы лиц или отдельные граждане, а также должностные лица и чиновники, которые оказывают влияние, основываясь на собственных интересах, на законодательные (представительные) и исполнительные органы федеральной государственной власти, такие как президент и председатель правительства Российской Федерации и их ближайшее окружение. Так же, заметна активизация лоббистской деятельности и со стороны иностранных фирм, компаний и отдельных граждан, стремящихся решить свои вопросы и проблемы за счёт уполномоченных должностных лиц [2, c. 1.].
Лоббистской деятельностью в парламенте и исполнительных органах власти активно занимаются представители российских элит, которых условно можно разделить на сложившихся на базе государственной экономики либо на базе частного сектора.[2, c. 23.]. При этом появляются и активно участвуют в лоббистской деятельности и многие другие лоббистские организации.
Особенности лоббирования в парламенте Российской Федерации, как в субъекте, занимающемся законодательной деятельностью, заключаются в том, что лоббирование представляется в виде выдвижения определенного законопроекта или отдельных поправок в него.
Начинается процесс лоббирования законодательного предложения в парламенте, как правило, с поиска единомышленников среди депутатов или через существующие связи. Следующим этапом является внесение предложенного законопроекта в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы. Разработка законопроекта прямо не подразумевает участие в ней самого лоббиста. Лоббист может просто исполнять свою работу, имея заказчика, который и будет заниматься разработкой.
Работа лоббиста специфична и требует специальных навыков. Она не заканчивается на поиске сторонников или единомышленников. Огромное значение имеет способность убедить и склонить на свою сторону депутатов, которые не придерживаются чёткой позиции по внесённому законопроекту, так как их количество имеет решающее значение при принятии законопроекта.
Лоббист имеет фактическую возможность участвовать в лоббировании законопроекта или его отдельных положений на любой стадии законодательного процесса. При этом, круг объектов, на которых направлено влияние лоббистов не ограничивается депутатами. В их числе могут быть и государственные служащие – работники аппаратов Государственной Думы и Совета Федерации, так как именно от них зависит скорость подготовки, проработанность законопроектов и иные нюансы. В свою очередь. государственные служащие имеют свой интерес во взаимодействии с лоббистами, если последние дают им достоверную информацию, помогают решать организационные вопросы и оказывают поддержку рабочим группам. Таким образом, на данный момент у лоббистов имеются достаточно большие возможности влиять на законодательный процесс, без законодательного регулирования данной деятельности, где действует принцип: “разрешено всё, что законом не запрещено”.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Однозначного ответа на вопрос, как относиться к такому явлению, как лоббизм дать нельзя. Негативной стороной является, например лоббирование в личных корыстных целях преступных либо «антигосударственных» интересов. Если подходить с позитивной стороны, то негласное решение каких-либо вопросов и достижение договоренностей зачастую способствует принятию наиболее верных и дальновидных решений, учитывающих множество нюансов.
Несмотря на то, что в России институт лоббизма не получил законодательной поддержки и регулирования, виды представительства групп интересов и взаимодействия с институтами публичной власти постоянно развиваются. Можно выделить ряд факторов такого развития, которые создают потребность в закреплении и нормативном регулировании института лоббизма, таких как:
1. Неравномерность образования новых субъектов общественно-политической жизни, в т. ч. различных хозяйственных корпораций и корпоративных групп, неравномерность процесса их роста и девальвации.
2. Отсутствие прямолинейности исторического процесса развития политической и правовой систем.
3. Необходимость формирования и расширения нормативно-правовой базы.
Библиографический список
- Бинецкий А.Э. Лоббизм в современном мире. Теис. М. 2004.
- Васильев Т.В. Лоббизм как форма политической деятельности: природа, функции, современные виды // Вестник Серия 12. Политические науки. 2003. № 4.
- Автономов А.С. Азбука лоббирования / А.С. Автономов. М.: ИРИС, 2004.
- Большой юридический словарь. Инфра-М. 2006. C. 58.