МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Ахтемова Наджие Юсуфовна
МБОУ "Почтовская СОШ"
учитель английского языка

Аннотация
В данной статье отображается роль формирования мотивации учения у школьников.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ахтемова Н.Ю. Мотивация деятельности учащихся на уроке английского языка // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/08/25189 (дата обращения: 26.02.2024).

Безусловно, каждый предмет школьного обучения играет свою роль в образовании и воспитании молодежи, в формировании личности современного россиянина. Однако иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет — на особом счету. Он обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом.

Однако специфической особенностью иностранного языка как учебного предмета является сформированное к нему негативное, субъективное отношение людей как к очень трудному, практически неподдающемуся в условиях школьного обучения овладение предмета. Часто учителя иностранных языков сетуют на то, что к концу первого года обучение желание изучать язык постепенно уменьшается.

Как же сделать так, чтобы при первой же встрече с трудностями желание заниматься языком не угасало, а , наоборот, росло ? Я считаю, что нашла правильный путь в решении данной проблемы; все ответы нужно искать в самом ученике, а именно — в мотивационной сфере личности ученика. Ведь мотив — это основа всей человеческой, в том числе и учебы. И от умелого использования знаний о мотивах во многом и зависит успех урока. Задача учителя заключается в том, чтобы, изучив механизмы управления мотивами, стимулами ученика, грамотно использовать их для достижения высокой успешности по всему предмету.

Иностранный язык, действительно, требует работы — ежедневной и систематической. Он требует работы, которая мотивированна. Ученик должен знать, ради чего он это делает, должен иметь четко поставленную конкретную цель изучения иностранного. Цель может состоять в том, чтобы, например, овладеть английским языком и уметь читать. У. Шекспира в подлиннике или быть состоянием самостоятельном разобраться в техническом документации дисплейной технике, которой он увлекается, или уметь грамотно переписываться зарубежными сверстниками. Таким образом, учитель постепенно, целенаправленно, с помощью различных методов и приемов, подводит детей к выводу о том, что изучение иностранного языка жизненно важно, то есть он формирует у них устойчивую мотивацию учения.

Проблеме мотивов и мотивации посвящено большое количество монографий отечественных (В.П. Асеев, В.К.Вилюнас, В.И. Кавалев, А.Н.Леонтьев А.К. Маркова ) и зарубежных авторов (Дж .Аткинсон, Г.Холл, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.). На сегодняшний день отсутствует системный подход к рассмотрению процесса мотивации, взгляды на сущность мотива у психологов расходится: за мотив принимают какой-то конкретный психологический феномен. Так, например, в одних работах мотив рассматривается как потребность ( побудитель действий, деятельности человека ), других — мотив как цель, в третьих — мотив как устойчивые характеристика личности (характерно для западных психологов). В термин «мотивация» также разные авторы вкладывают свой смысл.

Практический опыт убеждает нас в том, что самое главное в обучении иностранному языку — это мотивация учащихся. Подтверждение этой мысли и интересные рекомендации можно найти в работах по проблеме мотивации Теплова Б.М., Леонтьева А.Н., Кузовлева В.П., Пассова Е.И. и многих других.

Согласно А.К. Марковой, мотив — направленность ученика – это сложная сфера детерминации поведения школьника.

Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами ( знания, умения и навыки) включает и мотивационные ( мотив, интерес, отношение).

Мотивационные компоненты определяют для учащихся значимость того, что им познаётся и усваивается. Его отношение к учебной деятельности, её содержанию, способам выполнения и результатам деятельности. Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Для достижения поставленной цели кроме желания необходим объект, который, отвечая потребности, являлся бы побудителем деятельности, придал бы ей определённую конкретную направленность, т.е. необходим мотив.

Иначе говоря, мотивэто опредмеченная потребность, но предметы этой потребности могут быть разными. Например, у одного ученика в качестве предмета потребности выступают иноязычные знания, а у другого обещанная за хорошие оценки награда. В зависимости от связи мотивов с содержанием выполняемой деятельности различаются внешние и внутренние мотивы. В первом случае мотив, который побуждает ученика к деятельности, внутренний и по отношению к своей личности, и по отношению к учёбе. Во втором случае, когда ученик учится за награды, по отношению к личности мотив внутренний. А по отношению к учебной деятельности он внешний. Внешние мотивы, лежащие вне учебной деятельности, могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные мотивы обусловлены чувством долга перед своими близкими, представлениями об обучении как о дороге к освоению больших ценностей культуры, к получению образования. Отрицательные мотивы вызываются угрозой, наказанием, выговором, порицанием, плохой оценкой, осознанием своего неравноправного положения среди своих сверстников. В качестве отрицательного мотива можно рассматривать и авторитарную форму обращения учителя с учеником, его сухой и повелительный тон.

В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, так как это придает деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. В основе познавательной мотивации лежит бескорыстная жажда познания, неудержимое стремление познать все новое и новое. При такой мотивации учащийся с большой легкостью справляется с трудностями.

Обобщив опыт работы по проблеме формирования мотивации учения у учащихся на уроках английского языка, я сделала выводы, что уроки должны быть основаны на следующих психолого-педагогических принципах:

1. «Не навреди» – принцип антропоцентичности (персонализированное обучение, направленность обучения на личность каждого ученика, создание ситуации успеха, маленьких побед даже у слабо успевающих учеников).

2. «Услышь меня»- принцип диалогизации учебного процесса (право каждого ученика на ответ, использование учебного диалога на уроках).

3. «Открой мой мир»- принцип разностороннего развития личности ученика (погружение в эмоционально обогащенную среду: мини-инсценировки, полилоги на уроке, пословицы и поговорки, стихотворения английских авторов в качестве фонетико-лексической разминки, инсценировка сказок и пьес на общешкольных мероприятиях, письма на английском языке сверстникам за рубежом (по почте и через интернет), мини-сочинения, проекты, творческие работы, презентации).

4. «Озадачь»- принцип наглядности обучения (практически на каждом уроке прослушивание учебных аудио-текстов, песен известных групп, аудиозаписи английских народных стихов, сказок и легенд, художественные и учебные фильмы, мультфильмы на английском языке.

Формирование мотивации учения у школьников — процесс длительный, требующий целенаправленной, долгой и систематической работы со стороны учителя и учащихся.

Влюбить ученика в свой предмет, помочь ему осознать собственный смысл в изучении английского языка — вот главная задача каждого учителя на сегодняшний день.



Все статьи автора «Ахтемова Наджие Юсуфовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: